Платформа: Sega Genesis/Mega Drive
Жанр: SRPG
Разработчик: Masaya (Career Soft)
Издатель: NCS / Treco
Игроков: 1
Если позволите, начну с лирической нотки (кому не интересно, можете смело пропустить этот абзац). Но иначе не могу, ведь именно благодаря Warsong я познакомился с жанром японской тактической рпг, который впоследствии стал одним из моих любимых. Случилось это в самом начале 2000-ых, у меня был пиратский клон консоли Sega Mega Drive 2, для которого однажды удалось добыть не менее пиратский катридж с замечательной игрой Dune II: Battle for Arrakis. Естественно, этот шедевр произвёл на меня неизгладимое впечатление, и захотелось добавки... Но поскольку тогда, как говорится, я был молод, глуп и наивен, а "Дюна" являлась первой стратегией попавшей в мои руки, то решил что все остальные представители жанра похожи на неё. И вот, придя в ближайший магазинчик с консольным барахлом, сразу озадачил продавца: - "Дайте мне, пожалуйста, какую-нибудь стратегию на Сегу". Тот, предварительно хорошо почесав репу, наконец взял со стеллажа коробочку с катриджем и протянул мне. Японские анимешные рожицы на обложке сразу вызвали некоторое сомнение, но любопытство взяло верх, и заплатив положенную сумму, я поспешил домой опробовать новинку. Как многие уже догадались, конечно же, это бала Warsong, но первый её запуск обернулся полным непониманием и разочарованием. Где постройка базы, где добыча ресурсов, где создание юнитов!? Вместо этого, всё почему-то поделено на клеточки, графика какая-то мультяшная, и абсолютно непонятно что делать. Даже закралась мысль, вернутся в магазинчик, прочистить продавцу мозги на тему, - "Что за чушь вы мне подсунули?", и поменять это недоразумение на что-нибудь другое. Однако, немного подостыв, я решил - ладно, дело сделано, деньги заплачены, т.ч. будем разбираться что это за фрукт такой. Интернетов у меня тогда не было и не предвиделось, познания в английском - ни в зуб ногой. Тем ни менее, посидев немного за игрой, используя старый добрый метод тыка, начал постепенно вкуривать что к чему...и не на шутку увлёкся. Последующию неделю (а может и месяц) играл только в Warsong. В пиратском катридже, который мне попался, отсутствовала специальная батарейка, из-за чего в игре невозможно было сохранится. Это сильно затрудняло прохождение, помню днями сидел за приставкой пытаясь помочь силам Добра одолеть полчища Зла, но по техническим причинам не мог достичь победного конца. Наконец, психонув разобрал катридж, увидел что там явно чего-то не хватает, купил батарейку, вставил и, о чудо, сохранения заработали! И игра была пройдена! Сейчас, спустя столько лет, при упоминании Sega Mega Drive я в первую очередь вспоминаю Warsong. Ведь именно в неё больше всего заигрывался на той своей пиратской консоли, не смотря на остальные замечательные игры... Однако, пора уже заканчивать с ностальгией и переходить к обзору.
Началось всё ещё в 1987 году, когда японская компания NCS (Nippon Computer Systems) одной за другой выпустила три пошаговые стратегии и, последующие несколько лет, распространяла их на различные игровые платформы: от MSX, до NEC PC-Engine. Это были примитивные допотопные варгеймы не сильно отличающиеся друг от друга. Собственно, во всех трёх действие разворачивается в одной фентезийной вселенной, основанной на европейской мифологии (предположительно - немецкой). Только в первых двух, Elthlead и Gaia no Monshou, царит суровое средневековье, а в третьей, Gaiflame, уже представлено далекое будущие, где вместо рыцарей и драконов в замесах участвуют роботы с танками. С наступлением 90-ых, когда в Японии популярность ролевых игр в любом проявлении росла не по дням, а по часам, и когда наконец появилась первая trpg - Fire Emblem, в NCS, по всей видимости, решили не отставать от общих тенденций и продолжить свою стратегическую серию уже совсем в другом виде. Задачу создания нового продукта NCS поручила своей внутренней компании Masaya, где, в свою очередь, это дело взвалили на плечи группы разработчиков под названием Career Soft. И вот, весной 1991 года, в Японии, на Sega Mega Drive появляется игра Langrisser, а параллельно, в США, на Sega Genesis - игра Warsong. На американский рынок игрушку попыталось протолкнуть издательство Treco, предварительно изменив название на более понятное для англоязычной публики. Жаль что ничего путного из этого не вышло...
Langrisser в переводе с немецкого означает "длинный рватель/резатель". Этим страшным словом в игре обозвали боевой меч обладающий волшебной силой (в американской версии он, соответственно, получил имя - Warsong). Сюжетная линия продолжает историю первых двух стратегий. После большой войны произошедшей в Elthlead и Gaia no Monshou прошли века. Легендарный меч хранился в замке Балтии под присмотром короля и его армии. Главное было не допустить чтобы магическое оружие попало в плохие руки. Да только с этой задачей они не справляются уже в самом начале игры. На замок коварно напала империя Делсис, намеревавшаяся, с помощью меча, завоевать весь мир. Осознав, что дело плохо, король Балтии приказывает своему сыну, принцу Гаретту спасаться бегством и искать помощи у союзников. Так принц становится главным героем игры, на протяжении которой ему суждено собрать под своё командование целую армию, отбить родной замок, вернуть обратно легендарный меч, ну и, между делом, мир спасти, куда же без этого. Сюжет, если честно, подаётся скудненько. По современным меркам - слишком мало букв, но, с другой стороны, чего вы хотите от игры 1991 года.
Ну вот мы наконец-то добрались до самого интересного - игровой концепции. Многие в курсе, что иногда trpg ещё называют srpg (strategy rpg). И это обозначение, как нельзя лучше, подходит к Warsong. То ли наследственность сказалась, то ли творцы из Career Soft на выдумку горазды, но их детище, действительно, выделяется на фоне остальных представителей жанра. Тут мир спасать предстоит не бандой школьников, прогуливающих уроки, а, как и подабает, управляя целой армией. Главная фишка игры в том, что каждый персонаж в ней является эдаким батькой-атаманом со своим личным войском, которое может состоять максимум из восьми отрядов по десять человек. Ну, или другими словами, один отряд - это одна боевая единица с десятью хитпоинтами. Сам персонаж-командор крутой чел, что говорится, стоит целого отряда (и жизней у него, соответственно, 10), тоже боевая единица, но более продвинутая, умеет пополнять, когда нужно, собственное здоровье и пользоваться магией (правда, некоторые персы - не сразу). Отряды сильно зависят от командора, лучше их держать к нему поближе, если один из них будет слишком далеко, это крайне негативно скажется на боеспособности отряда, и он станет лёгкой добычей для врагов. И наоборот, покоцанный отряд можно вплотную придвинуть к командору, и с каждым ходом в нём чудесным образом будут воскрешать павшие солдаты. Так что каждого персонажа в игре надо хранить, как зеницу ока. Убьют его, и всё его войско испарится с поля боя вместе с ним. А самое печальное, что персы в Warsong не восстанавливаются - пал человечек смертью храбрых, по-быстрому оплакиваем и движемся дальше, до финальных титров, уже без него и его верных воинов. Стоит добавить, что вражеские войска построены по тому же принципу: командоры со своими отрядами.
Во всём остальном Warsong похож на большинство японских тактических рпг. Сначала мы двигаем свою армию по клеточкам, потом тоже самое делает вражеская сторона, и так каждый ход. При столкновении боевых единиц нам показывают короткую анимацию стычки, а-ля Fire Emblem. Только здесь, вместо дуэля двух оппонентов, толпа бежит на толпу (исключение: битва между командорами). Так же, периодически нам подсовывают союзников, управляемых компьютером. Ну что о них можно сказать. Они туп... (хотя нет, зачем обижать - союзники же) умны как валенки, их действия в сражении не раз могут вызвать у вас крепкое слово оскор... одобрения. Теперь немного о прокачке. Тут Warsong снова несколько отличается от своих коллег по цеху. Никаких циферок и заветного сокращения "exp". Вместо них полоска-шкала, которая постепенно заполняется благодаря боевым успехам персонажа и его войска. Заполнилась полностью - держи уровень и заполняй снова, до следующего. Набив определённое количество уровней персонаж меняет класс (обычно дают на выбор из двух вариантов). С новым классом существенно улучшаются характеристики и появляется возможность нанимать отряды с новым видом солдат. Да, а вы что думали, отряды бывают разных типов. Разнообразие юнитов в Warsong довольно большое: от обычных пехотинцев, до наездников на бронированных ящерах. У врагов так вообще целый зоопарк: тут тебе и варвары-бандиты, и войска империи Делсис, и ещё куча всяких монстров неподдающихся описанию.
Игра разбита на сражения, которые здесь принято называть сценариями. Естественно, в каждом сценарии нужно выполнить определённую цель: от стандартных "уничтожь всех врагов" и "уничтожь вражеского лидера", до менее стандартных "продержись 10 ходов" или "доберись до определённой точки на карте" и далее, в таком же духе. Количество сценариев-сражений в Warsong, по меркам трпг, маловато - не больше пары десятков, но это компенсируется их продолжительностью. Судите сами, с середины игры вы сможете выпускать на поле боя восьмерых персонажей. А ежели каждому нанять полную обойму отрядов (напоминаю, это ещё по восемь юнитов на каждое рыло)? Кто дружит с математикой? Посчитали, впечатлились? И это ещё не считая врагов! Дабы всей этой ораве было где развернуться, локации имеют соответствующие размеры. Они большие (если не сказать - огромные), на них размещаются целые замки, города или обширные местности с лесами, горами, водоёмами. В общем, всё масштабно и эпично. И на всё это уходит уйма времени. Ну да, передвигать такое количество войск по таким просторам быстро не получится. Плюс у противника армия не меньше, свои маневры совершает так же медленно. Во время вражеского хода можно спокойно захомячить пару плюшек под чай. Так что готовтесь убивать на каждый сценарий не меньше часа. А что делать - за эпичность приходится платить.
Честно сказать, в гемплее Warsong ещё куча нюансов - описывать все, пожалуй, не стоит, иначе данный обзор может вырасти до неприличных размеров. Да и тем кто ещё не играл в эту замечательную игру, наверняка, будет интереснее разобраться во всех тонкостях самостоятельно. Так что, самое время переходить к графике и музыке. Первая звёзд с неба не хватает, но вполне симпатична. Японцы, как всегда, в своём стиле: яркие краски преобладают, всё выглядит мультяшно и игрушечно, в диалогах мелькают анимешные лица героев, а на поле боя сражаются чиби-солдатики. Музыка, с одной стороны, хороша, бодра, энергична и даже запоминается. Но, с другой стороны, композиций слишком мало, они несколько однотипны и часто повторяются, т.ч. за длительный процесс прохождения игры рискуют поднадоесть.
Ну вот и всё. Напоследок, осталось лишь сказать, что в Японии Langrisser добился большого успеха и вторая часть не заставила себя долго ждать. Она вышла на той же Sega Mega Drive и почти по всем параметрам была на голову выше предшественницы. Впоследствии серия перебралась на Sega Saturn, где появилось ещё три части, вплоть до пятой нумерной. Естественно, это не считая ещё кучи переизданий, ремейков, сборников и ответвлений, которые можно встретить на многих платформах. Кстати, серия жива до сих пор, - новая Langrisser должна осчастливить владельцев Nintendo 3DS уже этим летом (правда, только в Японии). А вот мы вместе с западными странами, похоже, опять в пролёте. Хотя, сегодня, на Западе поклонников у серии хватает. Фанаты даже перевели несколько игр на английский (и не только). Остаётся только удивляться, почему тогда, в 1991-ом, Warsong остался практически незамеченным. Увы и ах, но благодаря этому первая часть серии - единственная официальная ласточка, которой удалось упорхнуть из страны восходящего солнца.