Весёлая игра, пришедшая с японского компьютера PC-8801. Впрочем, оригинальную и околооригинальную (с PC-9801) версии оставим самым отчаянным, так как из-за резкой прокрутки голова начинает болеть довольно скоро. Хорошо, что более поздние варианты радуют нас как более плавной прокруткой, так и новым контентом.
Интересно, что в начале версию для Sega CD хотели немного изменить и выпустить под названием Sister Sonic, как ответвление популярной серии Sonic the Hedgehog. Однако фанаты Popful Mail писали много писем и от этой идеи пришлось отказаться.
Popful Mail - имя главной героини,
красноволосой эльфийки с острым мечом и не менее острым характером. Переводится оно как "Выпуклая броня", намекая на присущую девушке женственность фигуры. В путешествии она повстречает интересных спутников - молодого волшебника и дракончика, за которых тоже можно поиграть. Попфул быстро бегает, дракончик высоко прыгает, а волшебник владеет дальнобойной магией. Как принято в аниме, будет немало разных колоритных персонажей. Вроде
зеленоволосого эльфа, который пытается найти приключения, однако вечно влипает в неприятности. Или пылкого и бЕзУмНоГо изобретателя-бомбиста, говорящего с испанским акцентом.
[Пара слов о героях]
Попфул Мейл - зажигательная молодая девушка, которая отчаянно и пока без особого успеха стремится к богатству. Впрочем, было бы ошибкой считать деньги единственным смыслом жизни Попфул, как делают некоторые обозреватели. Это лишь поверхностный слой её личности, за которым скрывается нечто большее.
Татто - молодой волшебник, немного рассеянный интеллектуал. Добр и чист сердцем.
Го - огнедышащий дракончик, нравом подобен Портосу - широкая душа, местами наивен и дюже горяч.
Интересно, что в зависимости от выбранного персонажа текст диалогов меняется.
[Повествование] По сюжету прелестная охотница за головами узнаёт о том, что за поимку мага Muttonhead ("Баранья голова") обещают огромную сумму золота. В глазах засверкали пиастры и приключение началось... Уже вскоре она встречает доброго мага Татто, бывшего ученика Бараньей головы. Оказывается, раньше старик был вполне приличным дядей, однако со временем его разум помутился. Чуть позже, вызволяя из очередных неприятностей упомянутого выше
зеленоволосого эльфа, мы встречаем племя Го - маленьких
синих драконов. В горах мы натыкаемся на армию мятежников во главе с самовлюблённым лордом Венунсио, который ради власти вступил на сумрачную тропинку хаоса. В снежных долинах зло пустило свои корни, подменив царя пингвинов Липпса на принявшего его облик приспешника погибели...
[Игровой процесс] По сути это приключенческая зельдоподобная игра с видом сбоку, на базе платформера. Переключение между героями приятно разнообразит поход. В основном надо будет исследовать новые земли, одолевать рядовых врагов и боссов, решать нетрудные задачи. В версиях на Sega CD и PC Engine CD, как и в оригинале, сохраняться можно почти везде. На SNES такая возможность появляется в магазинах. Прокачка происходит за счёт нахождения/покупки брони, оружия, щитов и амулетов. Ближе к концу будут любопытные платформенные секции, напоминающие подобные из серии Rockman. При желании можно приобрести альтернативное, нехарактерное для персонажей оружие, например, дальнобойный бумеранг для девушки и железные когти для дракона. Линейка здоровья у каждого персонажа своя, однако смерть одна на всех.
[Особенности версий] Сразу скажу, что все три рассматриваемых проекта достойны внимания. К сожалению, пока переведён только один вариант (официальная локализация на Sega CD).
На Sega CD качественный перевод и голосовая озвучка. По аналогии с
Monster World IV, на кнопку "вниз" героиня может прикрываться щитом, а маг - плащом. По сравнению с другими вариантами, фигуры персонажей крупные, лечащих фруктов можно набрать до 99 штук, мощные и красивые огненные орудия у Попфул и дракона. Кроме того, есть множество отсылок к массовой культуре, которые порадуют людей из 90-х. К сожалению, есть и одна серьёзная проблема - почти нулевой период неуязвимости после получения урона. Причём в японской версии он нормальный, напортачили уже при переносе. Прокрутка тоже не оптимальна, из-за чего порой натыкаешься на вражин.
У эльфийки хорошая длина удара мечом, старайтесь избегать близкого контакта. Вишня - самое универсальное лечебное средство: удобно считать (босс ударом обычно сносит как раз 40 пунктов, которые излечивает вишня), недорогая, сок способствует очищению крови. Маг с определённого посоха сможет направлять полёт своих зарядов, что делает его хорошим выбором против большинства главарей. В последнем замке с рыцарями поможет справиться струя направленного пламени дракона. Амулет поможет пробежать опасные места - шипы или лаву.
Надо вернуться на то место, где был первый босс (Mad Bomber).
Надо вернуться в область Эльфийских лесов, где на холмике стоял сундук и было два выхода. Для перехода в новую локацию вы выходили в левый, теперь же надо выйти в правый. Будьте осторожны - там вас ожидает босс.
Поможет горячий кофий от шахтёров.
Некоторым фанатам не понравилось, что Working Designs сотворили с балансом при переносе оригинальной японской версии в США, и они сделали свою версию, вернув в "американку" японский баланс. При желании
патч можно скачать. За информацию спасибо очаровательной
Помидорке.
На PC Engine CD игра наиболее хорошо сделана в плане игрового процесса: сохранения работают ровно с того же места, хорошая прокрутка, классные орудия волшебника, целый новый мир (эксклюзивный!), лечилки можно ставить на отдельную кнопку. К субъективным плюсам можно отнести чудесную японскую озвучку и сочные цвета PC Engine. Кого-то может смутить, что фигуры персонажей маленькие, как в некоторых современных инди-играх. Для ближней атаки надо "тыкаться" во врагов (сбоку или сверху), дальние же атаки активируются кнопкой удара. Во время переходов между городами персонажи лечатся автоматически.
Изначально первый пункт меню - обмундирование, второй - предметы, 3 - загрузить, 4 - сохранить, 5 - переговоры между участниками команды. Позже добавиться пункт смены персонажей, а на карте - выбор уровней. Чтобы поставить предмет на горячую кнопку, зайдите в меню лечилок, выберите предмет, затем кликните на квадрат справа сверху. В магазине первый пункт - купить, под ним - полечиться, справа -продать. В ледяном мире к северу от магазина на юго-западе можно встретить старца, который прокачает бумеранг за кругленькую сумму.
Вначале сходите направо (к эльфу), затем влево (к дракончику), затем снова к эльфу. После этого пойдите в место встречи с самым первым боссом, в самом первом мире (для перемещения по карте используйте второй пункт меню). Там будет бомба. С ней идите к тому месту, где был дракончик и заложите бомбу. Среди найденных сокровищ будет кирка, которая поможет освободить
зеленоволосого. В следующей пещерке, поднявшись наверх, вы обнаружите двух дракончиков в ловушке. Чтобы их освободить, поднимитесь наверх и спрыгните слева, чтобы найти верёвочную лесенку. Освободив дракончиков, сходите слева в их деревню. Там можно найти ключ, с которым вы можете открыть дверь в самой первой пещере (в том месте, где вы встретили дракончика). Пройдя следующую локацию, вы попадёте в местность, которую называют Deviant Den. После дреревни драконов вам надо найти мост с дырками и прыгнуть в левую, дабы вновь найти кирку. После победы над главным боссом этого мира, не забудьте поговорить с дракончиком.
Найдите гнома и поговорите с ним. После этого вернитесь назад, там будет новый путь. Дойдите до стражников и поговорите с ними. Затем поговорите с одним из шахтёров, которому надо будет отдать 5 золотых слитков. Потом вернитесь к гному, после чего стража вас пропустит.
Вернитесь в деревню, стражник теперь пропустит вас в дом.
Вернитесь в шахты и получите у ближайшего рабочего магическое зелье. После этого отправляйтесь и разморозьте половину зеленоволосого. Затем вновь вернитесь в шахты и найдите шахтёра, стоящего одиноко и получите ещё одно зелье, которого должно хватить для полной разморозки.
Игра зависала после 1-2 миров на эмуляторах Turbo Engine и Mednafen, поэтому советую использовать Ootake (у меня была версия 2.71).
Вариацию SNES делали сами Falcom - авторы оригинальной игры, как её ремейк. Своя порция новизны тут присутствует, в виде изменённых уровней и новых боссов. Добавилась прокачка посоха и контрольные точки перед главарями. Красной нитью по сюжету проходят постоянные похищения белокурой красавицы Мэрил - внучки Бараньей головы, которая строит романтические отношения с Татто. С прокруткой экрана не повезло. Версия самая короткая, знающими людьми проходится часа за три с небольшим.
На Select можно мгновенно вылезти с уровня на общую карту. L - заход в меню, Select - выход из текущего мира. B - прыжок и согласие, Y - удар и отказ. Покупающего персонажа можно менять прямо в магазине (R). Можно ползать. Помните об атаке в прыжке мечом сверху, она бывает сильнее обычной. Внимательно смотрите на ассортимент товаров в магазине, порой какое-то орудие или щит можно взять только в определённом месте. В третьем мире (пустынные руины) обратите внимание на светящиеся кристаллы. Дотроньтесь до них магом, это прокачает его посох того же цвета. В том же мире возьмите рыбу дракончиком. В снежном мире тоже будут предметы для усиления мага и дракона.
1 (значок похож на шахматную ладью)- покупка
2 (второй иероглиф напоминает шалаш) - обмен опыта на деньги
3 (напоминает три луча, исходящие из дома) - полечить персонажа
4 (первый иероглиф напоминает тяпку) - меню
1 - сменить управление, 2 - сохранение, 3 - скорость текста (слева - быстрее)
Обязательно пробуйте все двери, за одной из них есть персонаж, с которым нужно поговорить. После разных диалогов в разных деревнях, в одной из водных областей между деревнями появится золотая рыбка. От неё надо получить чешуйку, которую можно обменять в деревне слева на кирку. Разбив потолок в одной из областей справа, можно проложить путь дальше. Встретив розовую дракониху, надо вернуться в первый мир и встретить (за Мейл) старичка у бара. Победив его в игре на реакцию, вы получите репу. Теперь розовая лапа может пропустить нас дальше в пещере, где будет новый посох для мага. Поговорив с дракончиком у входа, можно уговорить его помочь нам одолеть ранее недостижимую преграду. Чуть далее, когда будете идти направо, в одном из прудов будет спрятан ещё один посох.
Стоят ли эти игры внимания в наши дни? Думаю - да, стоят. Есть в них искорки радости, нотки оптимизма, капли жизни. Словно стоишь под тёплым майским дождём и улыбаешься тому, что просто жив и можешь вдыхать запахи трав, слушать пенье птиц, видеть фигуры девушек вдалеке и чувствовать воду, стекающую за шиворот. Благословение жизненной радости, вот что делает эти игры поистине прекрасным даром всем тем, кто не разучился мечтать. Надеюсь, что с пояснениями трудных мест в этой теме, японские версии будут вполне понятны.
Огурец!
Альтернативный обзор версии Sega CD от Ravosu-kun