Final Fight 3
Вступление:Final Fight 3, как по мне, один из лучших beat-em-up’ов на 16 бит, который ну очень много-много-много элементов привнес не только в серию, но и в сам жанр. НО, к сожалению, из-за позднего года выпуска (аж конец 95 - в Японии, начало 96 - США и Европе), скорее всего, эти элементы остались малозамеченными.
Начнем разбор по порядку:
Как вы знаете, Capcom в 90-х был не только королем beat-em-up’ов, но и файтингов и вот, что удивительно, Final Fight 3 приобрел некоторые элементы из файтов, превратившись в некий симбиот beat-em-up’а и файтинга.
К примеру, в конце 90-х в жанре файтингов не только Capcom была распространена строка суперкомбинаций, которая заполняется во время поединка, при ее активации бойцы выполняли просто безбашенные комбо. И, вот, такая же строка имеется в Final Fight 3 и заполняется практически также. Идея внедрения такой строки из файтингов в жанр beat-em-up мне очень понравилась, кажется достаточно смелой и полностью себя оправдавшей. Играть просто нереально весело, когда ты задействуешь супер мощные комбо.
Затем в Final Fight 3 появились комбо в беге (у двух персонажей: Guy и Lucia), этого я тоже не встречал нигде в жанре, эта идея мне также очень понравилась, особенно тем, что комбо в беге можно комбинировать с другой комбинацией: вниз, вниз/вперед, вперед + удар у Guy и вперед, вниз, вниз/вперед + удар у Lucia. Знатоки файтингов сразу скажут, что такие комбинации частое явление в файтах 90-х от Capcom и SNK.
Впервые в серии появилось комбо с оружием: герои, взяв соответствующее характеру оружие (к примеру, у Guy это нунчаки, а у Haggar – труба) не просто били противников одним движением, а устраивали полноценную комбо-атаку. Для этого надо нажать не просто один раз кнопку удара, а несколько раз подряд. Когда врагу отвешивают серию ударов, к примеру, трубой, смотрится очень смачно.
Впервые для серии появились развилки. Как по мне, пройти мордобой разными путями – огромный жирный плюс.
Впервые в серии появился бег. Я думаю, что любой любитель жанра скажет, что beat-em-up с бегом гораздо динамичнее и интереснее.
Впервые в серии персонажи не различаются по типу: качок и худой или девушка и парень. Это было достигнуто в первую очередь благодаря богатству различных комбинаций, а также персонажу Dean, который получился уж очень самобытным, а его стиль боя своеобразным. По началу мне показалось, что он слабее всех и менее динамичен, но это не так.
И последнее интересное введение: пройти игру вдвоем, но без второго игрока. Режим, где роль напарника берет на себя компьютер мне кажется тоже очень интересным для жанра.
Как по мне, достаточно причин считать Final Fight 3 одним из лучших в жанре и первопроходцем во многих вещах!
Что нужно знать?В захвате противника со спины очень много шикарных и жестких комбинаций, но так как схватить соперника сзади во время игры очень сложно, то в игре предусмотрена комбинация
«вниз + кнопка атаки», меняющая режим захвата.
В игре есть различные маневры: во-первых, это, конечно, бег - выполняется
«вперед-вперед», либо
«назад-назад», а затем у
держанием кнопки направления; во-вторых, перемещение задом для этого надо
зажать L или R, а затем начать двигаться, персонаж при этом не будет оборачиваться; в-третьих, отскок, который срабатывает в разных случаях: 1) во время бега надо быстро нажать два раза кнопку противоположного направления, отскакивать можно несколько раз; 2) во время комбо-атаки вдруг захотелось отступить, тогда тоже можно нажать быстро назад-назад; 3) во время удержания L или R быстро нажать два раза кнопку противоположного направления. Также есть прыжок назад, который выполняется нажатием кнопки прыжка, а затем быстрым нажатием назад. Большинство маневров особо не нужны, но побаловаться иногда можно!
В атаках в беге у Guy и Lucia теперь не просто удары, а целые комбо: чтобы их задействовать ударьте противника в беге и продолжайте нажимать быстро кнопку атаки. Это комбо можно комбинировать с комбинацией:
вниз, вниз/вперед, вперед + удар у Guy;
вперед, вниз, вниз/вперед + удар у Lucia, выглядит это очень эффектно.
По традиции во всех Final Fight’ах простейшие броски делаются не только во время захвата, но и во время комбо. В Final Fight 3 удерживайте «вниз», чтобы герой завершил комбо не коронным ударом, а броском.
Общие приемы:Все персонажи имеют комбо, умеют хватать противника, прыгать, и делать круговой суперприем, отнимающий энергию. Последний выполняется нажатием кнопок
«удара + прыжка» или нажатием «A». Так как в серии впервые появился бег, то очень эффективно использовать круговой суперприем в беге. Guy и Lucia будут вертеться в воздухе по небольшой дуге, размахивая ногами, Haggar, вертясь с выставленными мощными руками, проделает небольшой расстояние на земле. А вот Dean круговой суперприем в беге не выполняет.
Круговые атаки (
«удар + прыжок» или просто кнопка
«A»):
Dean:Guy:Lucia:Haggar:В прыжке можно использовать сбивающие с ног врагов атаки
(в прыжке просто нажать кнопку атаки) или несбивающие
(в прыжке удерживать вниз + кнопка атаки), которые позволяют атаковать противника уже приземлившись. Усиленные прыжковые атаки выполняются в беге: «
выполните бег, прыгните, нажмите кнопку атаки».
Всех персонажей наделили комбинацией, которая хорошо сочетаются с простой комбо-атакой и комбо в беге у Guy и Lucia:
У мужской части героев она выполняется одинаково:
вниз, вниз/вперед, вперед + удар:
Guy выполнит огненный удар:
Haggar сделает аппекорт руками соединёнными вместе, можно назвать это движение, допустим, «Взмах молотом»:
Dean, опять-таки, не повезло, таким движением он просто схватит врага.
У Lucia комбинация выполняется так:
вперед, вниз, вниз/вперед + удар. Она выполнит комбо ногами в воздухе:
Очень рекомендую научиться делать эту комбинацию в связке с комбо в беге у Guy и Lucia, выглядит очень зубодробительно.
Также рекомендую не игнорировать комбинацию в захватах
«вниз + кнопка атаки», меняющая режим захвата. Как уже писал, самые лютые удары выполняются в захватах со спины. Не использовать их - лишить себя сорока процентов веселья в игре.
Вроде все расписал, осталось по мелочи, еще раз пройтись по ударам и особенно моим любимым комбинациям в захвате. В этом плане Final Fight 3 лучше всех! Ну а также вишенка на торте – супер-пупер комбо при заполненной строке:
Комбинации и неочевидные приемы:Guy:Добивание лежачего: Схватить противника сзади (или спереди, а затем нажать комбинацию вниз + кнопка атаки для захода за спину), не нажимая кнопок направления, быстро нажать кнопку атаки три раз. Guy должен повалить противника на землю и нанести три удара.
Бросок назад: Схватить противника сзади (или спереди, а затем нажать комбинацию вниз + кнопка атаки для захода за спину), нажать назад + кнопку удара. Guy завалится на спину, бросив противника.
Отскок от стены: прыгнуть по направлению к стене и приблизившись к ней, нажать кнопку прыжка еще раз. Guy отскочит от стены, нажав кнопу атаки можно атаковать врагов. Иногда этой возможностью тоже интересно побаловаться.
Активация супер строки, когда она полностью заполнена:
Схватить противника спереди, нажать вперед, вниз/вперед, вперед + кнопка атаки.Lucia:Удар коленом по спине: Схватить противника сзади (или спереди, а затем нажать комбинацию вниз + кнопка атаки для захода за спину), нажать вперед + удар. Lucia нанесет сильнейший удар коленом по пояснице врага.
Изящный бросок с прогибом в мостик: Схватить противника сзади (или спереди, а затем нажать комбинацию вниз + кнопка атаки для захода за спину), нажать назад + удар. Lucia прогнется в красивый мостик вместе с противником, ударив его о землю.
Огненный удар в прыжке: прыгнуть, нажать вниз, вниз/вперед, вперед + кнопку удара. Lucia нанесет огненный удар с разворота в прыжке.
Активация супер строки, когда она полностью заполнена:
Просто нажать: вниз, вниз, вперед + кнопка атаки HaggarБросок в воздухе: Схватить противника, нажать прыжок, затем удар. Haggar взмоет в воздух, вертясь с противником, зажатым в ногах, а затем долбанёт его о землю
Смачный бросок в воздухе: Схватить противника сзади (или спереди, а затем нажать комбинацию вниз + кнопка атаки для захода за спину), нажать прыжок, затем удар. Haggar прыгнет и перевернет противника так, чтобы удар о землю пришелся прямо на шею. Мой любимый бросок, после которого я часто сам поглаживаю шею, так как становится страшно за врагов, над которыми я применяю этот прием.
Бросок назад: Схватить противника сзади (или спереди, а затем нажать комбинацию вниз + кнопка атаки для захода за спину) нажать назад + кнопку атаки. Haggar проведет рестлерский прием, упав на спину вместе с противником.
Удар головой с последующем броском: схватите противника спреди, удерживая вверх, нажмите кнопку удара два раза. Haggar нанесет сначала удар головой, а затем бросит противника.
Активация супер строки, когда она полностью заполнена:
Схватить противника, нажать вперед, вниз/вперед, вниз + кнопка атакиНу, вот, и дошли до последнего персонажа
Dean. Вверху я писал, что комбо в беге он не имеет, комбинация: «вниз, вниз/вперед, вперед + удар» просто захват и не веселая, так как ничего не скомбинируешь, плюс ко всему круговые атаки в беге не поделаешь. Однако я не зря назвал его самобытным, а стиль боя своеобразным. Научившись делать его шок-атаки, играть им становится весело.
Перелом спины: Схватить противника сзади (или спереди, а затем нажать комбинацию вниз + кнопка атаки для захода за спину), нажать вверх + удар. Dean подымет противника и резко опустит на колено, переломав спину.
Серия ударов по спине: Схватить противника сзади (или спереди, а затем нажать комбинацию вниз + кнопка атаки для захода за спину), нажать A. Dean нанесет три удара локтем по позвонкам.
Электрошоковая ловушка: нажать вперед, вверх + кнопку удара. Dean подымет свою электрическую руку и несколько секунд будет держать в воздухе, кто попадется под эту комбинацию получит мощный удар током.
Завершить комбо-атаку мощным ударом током: для выполнения этой комбинации, нужно выполнять простую комбо-атаку быстрее, чем обычно, тогда Dean завершит ее мощным ударом током.
Активация супер строки, когда она полностью заполнена:
Схватить противника спереди, нажать вниз, вверх + кнопка атаки.Заключение:Что можно сказать в заключении? Почему-то cерию Final Fight у нас часто ругают, потому что она не похожа на Streets of Rage: и музыка не та, и динамика не та, и прорисовка персонажей ни так ни этак и т.д. и т.п. Какая-то массовая проблема многих российских ретрогеймеров смотреть на игры Снес через призму Сеги. А потом сказать: «А это не так, как на Сеге, значит игра уже по факту УГ!». Но это всегда не так: и снесовская Contra по-своему хороша, и снесовский Alladin, и снесовский Batman & Robin, и Марио достойный конкурент Соника. Как бы время было золотое в то время, в великой конкуренции рождались по-настоящему достойные хиты на обеих консолях. Вот и Final Fight достиг своей вершины, развиваясь по своему пути. А эволюция эта очень интересна: от куцых портов (Final Fight, Final Fight Guy) и исправления ошибок (Final Fight 2) прийти к массе новых идей и нововведений (Final Fight 3). Надеюсь, этот опус доказал это всем читающим его. По-настоящему достойный хит и великая серия на 16 бит, в которую интересно переигрывать.