vs
Динамичный битэм-ап платформер с большим количеством разных идей, а так же с элементами гонок и полетов. Довольно интересное скрещивание жанров, да и вообще довольно смело сделанная игра. Идеи, которые здесь воплощены, могут показаться безумными, немыслимыми, что бы присутствовать одновременно в одной игре. Такое ощущение, что для разработчиков это был проект жизни и они всю энергию в него пустили. И ведь действительно, если взглянуть сейчас на все 8-ми битные игры Rare, то эта пожалуй лучшая и основная (вместе с Battletoads/Double Dragon).
Для среднестатистического игрока, в игре явно не хватает бесконечных континю. Из-за чего она довольно жесткая и сложная. Разработчики правда сделали несколько варп точек в разных уровнях, зайдя в которые можно досрочно закончить текущий уровень и пропустить следующий. Благодаря этому можно гораздо быстрее добраться до дальних этапов и пропустить не желаемые локации (в этом плане есть даже вариативность: можно пропустить одну, а можно другую локацию, в зависимости от того, в каком уровне зайдешь в варп). Но эти варп точки не такие простые, их нужно еще найти, а в некоторые еще и успеть зайти, пока не исчезли.
Хоть и жизней по ходу игры можно брать много, все равно игра сложная. Жизни улетают быстро, ошибки совершаются часто, сложных ситуаций и участков много. А понимание большой цены ошибки заставляет нервничать, бояться и переживать - три континю и начинай сначала. Не удивительно, что пираты в детстве сделали нам пополнение жизней "вверх + старт". И даже при этом ее проходил далеко не каждый.
Но с другой стороны у игры очень интересный увлекательный игровой процесс и то, что она является крепким орешком даже добавляет интереса. Так что ее покорение, преодолевание отдельных участков, препятствий, продвижение дальше и дальше вызывает огромные эмоции.
Итак, игра на одного, но если нажать на втором геймпаде "старт" (например во время высадки лягушки на планету), то она становится на двоих.
В вашем распоряжении лягушка (или две), жаба, холоднокровное, земноводное зеленое (и коричневое) существо. На деле быстрая ловкая боевая машина, способная надрать задницу даже огромным громилам мутантам. Ее руки и ноги надуваются при ударах по врагам, для того что бы уже наверняка вынести недруга куда-нибудь за несколько экранов в неизвестном направлении, без возможности вернуться. Благодаря этому добивающие удары выглядят смачно, а мощная озвучка снимает все вопросы по поводу эффективности нанесения ущерба.
В маневрах есть небольшая инерция, нужно приспосабливаться и учитывать ее. Например, если вы идете и отпустите крестик, то жаба остановится не сразу (немного как в Super Mario Bros.).
Но, при этом направление движения меняется легко, а разгон и удар с разбега выполняется мгновенно (при достаточной натренированности пальцев), так что ваш боец все-таки довольно ловкий и динамичный в управлении. Для быстрого бега надо нажать дважды в нужную сторону. И с этим нужно быть аккуратней - иногда вы можете внезапно побежать, не планируя это (например, пытаясь подойти к краю обрыва быстрыми кратковременными нажатиями в сторону ямы, можно нечаянно побежать и упасть). Контролируйте нажатия на крестик.
Обычно если клацать на "удар", то лягушка сначала бьет врага серией быстрых легких ударов руками, а потом добивает одним сильным или серией нескольких специфических ударов. Некоторых врагов и боссов лягушка бьет сразу одиночными сильными ударами.
Очень полезно бить с разбега, но рассчитываете тайминг, так как промах может стоить встречной вражеской атаки.
Так же очень полезно подбирать палку, она достает дальше кулаков и может убивать некоторых врагов и уничтожать некоторые объекты, которые голыми руками не возьмешь. Может облегчить и схватку с боссом.
Что касается игровых идей.
Есть уровни "объемные" с видом полу сверху полу сбоку, а есть "плоские", классические платформерские с видом чисто сбоку. Например, как в серии Double Dragon.
Помимо пеших участков вам предстоит:
- гонка на воздушных мотоциклах, где на высоких скоростях нужно объезжать внезапно появляющиеся на пути бетонные блоки, перепрыгивать бордюры и ямы
- полет на самолетах по огненному туннелю, где нужно выжить, облетая огни, уворачиваясь от ракет и успевая пролетать в узкие проходы между энергетическими стенами
- побег от шара на одноколесном мотоцикле, где нужно проявить просто высочайшую четкость работы левого пальца с крестовиной
- поездка по реке на космической серф доске, где мешают бревна, водовороты и мины
- спуск в глубокую шахту на веревке, где попутно прийдется отбиваться от ворон, пушек и зубастиков.
Что касается пеших участков, то помимо обычных отрезков, где нужно немного подраться, разработчики приготовили
- скользкий уровень в ледяной пещере, где прийдется поиграть в снежки со снеговиками и проявить мастерство балансировки, что бы не упасть на шипы
- катание верхом на гигантских земляных червях между огромными колючищами, где придется немного логически подумать
- плавание под водой по трубам, где нужно отбиваться от акул, электрических угрей "находить общий язык" с безобидными на первый взгляд уточками, а также где вас ждет довольно нервный побег от догоняющих колес-убийц
- битва с роботом с видом из его глаз (как битва со Шреддером в Turtles in Time)
- гонка наперегонки с крысой: кто первый добежит до бомбы.
Так же в игре прийдется уворачиваться от ядовитых газов, бороться с вентиляторами, прыгать по пружинам, опускаться и взлетать на палочках с пропеллерами, облетая шипы, хвататься за палку в стене, чтоб вас не сдуло и конечно же подраться с боссами.
А еще можно будет оседлать дракончика.
Время от времени будет прилетать группа мелких хулиганов-пришельцев из Space Invaders и будет пытаться своровать квадратики вашей энергии. Воришек можно убить либо на подлете, либо когда они уже с товаром в руках испортить им планы точным джебом или ударом головой с разбега. Потерянную энергию можно восстановить поймав и скушав комариков, иногда пролетающих мимо.
Скажу что только пройдя игру сейчас в 38 лет по-нормальному, я прочувствовал ее по-настоящему и ощутил насколько она крутая. Чувствуешь каждый участок и отрезок, каждое препятствие, каждого врага и босса (битвы с боссами обретают смысл, там можно проиграть(!), там нужно подбирать тактику или включать мастерство реакции, скорости и тайминга, там нужно думать). Чувствуешь потерю каждого квадратика и жизни, а так же ценность скушанного комарика и приобретенного 1up-а. Ощущаешь удар, когда теряешь все жизни и попадаешь на экран континю и еще больший удар, когда понимаешь, что континю больше нет. В частности хорошо прочувствовал насколько крутой атмосферный мрачный напряженный и опасный последний уровень. Насколько там недружелюбная атмосфера, вокруг все темно и нет даже ни одного комарика. И насколько напряженная финальная схватка - битва довольно непредсказуемая и ты всеми силами пытаешься подобрать ключи максимально аккуратно ведя бой. Ведь это конец, нервы на пределе, либо ты, либо тебя и все, Game Over, начинай сначала. Хотя очень обрадовало и помогло, что при континю начинаешь сразу с финальной схватки (но тут еще нужно дойти так, что б в запасе осталось это континю), уровень перепроходить не нужно.
Все это прошло просто мимо, когда играл в пиратскую версию с пополнением жизней. Вот тебе и помощь пиратов - абсолютное обесценивание многих моментов, и прилично заниженные ощущения от игры в целом.
Не настолько важный как предыдущий, но все таки вносящий свою небольшую долю на более лучшее восприятие игры аспект - это то, что в детстве играл с черно-белым изображением, а сейчас с цветным. А ведь довольно красиво и цветасто все в игре. И этот абсурдный фон с параллаксом в гостях у Темной Королевы довольно эффектный и завораживающий (в детстве он казался бессмысленным и глупым). Да и вообще сочетание цветов хорошее красивое в уровнях, и разные уровни отличаются по цветам, лишь наша лягушечка всегда неизменно зеленая.
Так же немаловажна и более высокая скорость игры чем в детстве. Благодаря чему игра еще немного сложнее, а получаемые эмоции сильнее.
Вот так и получилось, что это та игра, которую по-настоящему оценил именно во взрослом возрасте, и для меня это несомненно шедевр, но шедевр сложный. Шедевр в котором нужно набивать руку, но когда набьешь и начинает получаться - в полной мере чувствуешь "мощность" этого продукта, понимаешь, что перед тобой действительно очень крутая работа от команды Rare 1991-го года. Крутая у игры и художественная составляющая. Если проследить маршрут боевых жаб, то их путь очень интересен. Начинается с поверхности планеты, потом спуск вглубь и дальше длинный маршрут, где их ждет куча различных захватывающих приключений в разнообразных локациях. И все это подкреплено наглядной картой.
Начало у игры довольно кинематографичное. Черное "небо" безграничного космоса, лишь немного мелких светящихся точечек от дальних, находящихся очевидно на сумасшедше огромном расстоянии звезд/планет, идут не спеша титры, и тут с огромной скоростью приближается космический корабль, он проносится мимо камеры, и когда камера поворачивается вслед за кораблем, видно, что он летит к некой планете с коричневой поверхностью. Видимо земля, грунт, скалы. Дальше время титульника. Под красивой надписью BattleToads три значка лягушек вращаясь быстро приближаются издалека и прилипают к экрану с обратной стороны - одновременно с этим врывается мощная уже легендарная титульная музыка, которая сходу захватывает и дает понять, что дело предстоит серьезное. Дальше старт и высадка на поверхность в прямом эфире. А если не нажимать на "старт", то можно посмотреть заставку, вводящую в курс дела и увидеть кто в главных ролях (наши бойцы и некоторые самые главные плохиши).
Да, музыка в игре тоже хороша. Треки проработанные, длинные атмосферные. Хорошо подходят к местностям в которых вы продвигаетесь и неплохо подчеркивают происходящие события на экране. В каждом уровне своя собственная композиция и лишь в одном повторяется.
Трек в ледяном уровне похож на Digger
А этот трек решили не использовать и оставили за бортом
Сейчас, прокручивая эту игру у себя в голове, понимаю, что данный жанр довольно интересный. К этому выводу помогли прийти так же и пройденные недавно Spawn и Wolwerine на SNES. При прохождении которых я и отметил их схожесть с Battletosds именно по жанру - смесь битэм-апа и платформера, с богатой художественной составляющей (атмосферные уровни, миры).
Есть японская версия Battletoads и она намного проще. Но к сожалению ее упростили за счет вырезания и упрощения многих моментов и препятствий. Там меньше шипов, колючек, врагов, опасных объектов, у некоторых врагов и боссов меньше энергии, меньше скорость и частота появления опасных объектов в гоночных отрезках и т.д. Некоторые участки прям перерисованы.
Подробности отличия японской версии от американской.
Турбо туннель:
- меньше врагов
Гонка:
- меньше блоков и бордюров, частота появления некоторых меньше
- вместо высоких трамплинов обычные
- вместо трамплина смещенного вниз - обычный посередине
- нет четвертого быстрого вражеского самолетика
- в отрезке, где нужно прыгать самостоятельно по островкам - не нужно прыгать самостоятельно, там стоят трамплины
- в финальном классическом кульминационном отрезке блоки появляются реже
Ледяной:
- меньше сосулек
- меньше скорость некоторых ледяных камней (один вообще стоит на месте) и желтых колючих панцирей (а некоторые отсутствуют)
- меньше частота полета некоторых снежков
- нет пролетающего снежка, когда на движущейся платформе
- нет некоторых колючек
- нет желтой сосульки, где нужно присесть на движущейся платформе
- в классическом сложном месте (где часто бьешься об потолок и падаешь на шипы) потолок сделан выше
- финальный отрезок сильно переделали, убрано много колючек, переделаны полы
Серф
- меньше брёвен, они медленнее движутся
- медленнее движутся водовороты
- у босса меньше энергии
- на доске меньше скорость, когда мины
Черви
- маршруты некоторых червей отличаются
- убраны некоторые колючки
- быстрые черви стали обычными (медленными)
Огненная зона
- меньше врагов
- убран участок с прыжками по бревнам
Полет
- меньше скорость (энергетические стены, пролетают медленнее)
- размер отверстий в энергетических стенах больше
- огоньки летят медленнее
- скорость ракет меньше
Шахта
- некоторые электрические отверстия в движущихся полах заменены обычными
- скорость катящихся камешков меньше
- меньше стреляющих электричеством устройств типа юлы (+ у некоторых другая траектория движения и меньше частота стрельбы)
- нет одной слизи
- нет некоторых вентиляторов
- вместо далеко стреляющей газом пушки, близко стреляющая
- некоторые движущиеся полы с отверстиями медленнее
- у босса меньше энергии
Трубы
- местами нет некоторых шипов и колючек
- колесо начинает катиться за вами чуть позже
- меньше рыб
Гонка с крысой
2-я гонка
- нет вентилятора и газовой пушки
- крыса бежит медленнее
3-я гонка
- меньше скорость круглых камешков и газа из пушек
- крыса бежит медленнее
- у босса меньше здоровья
Побег от шара
- шар катится медленнее
- у босса меньше энергии
Последний
- у врагов меньше энергии
- некоторые враги отсутствуют
- колючие шары летают и скачут медленнее (один отсутствует)
- некоторые исчезающие платформы не исчезают
Можно глянуть и это видео, где кое что показано наглядно и не нужно читать
Еще отличия:
Режим на двоих теперь можно выбрать на титульном экране.
В паузе вместо ритмичных звуков ударов - тишина.
Хотя почему я написал что к сожалению? Японскую версию можно воспринимать как режим Easy, а американскую как Hard. И поиграть можно соответственно сначала в японскую, а потом уже и в американскую. Так что ничего тут страшного нет, так даже лучше. Но все-таки то, что американская интереснее и дает больше эмоций это факт. И пожалуй ее можно считать более полной и настоящей.
Несомненный минус американской версии в том, что предпоследний уровень не проходится вдвоем. Из-за какой-то технической ошибки второй игрок неподвижный и всегда умирает. Можно правда его воскресить в следующем уровне, нажав на старт на втором геймпаде (активировав его континю, если остались).
Осторожно, эта ворона с огромным клювом может легко перекусить вашу веревку и прощай жизнь
Эффектная битва с боссом Большим Роботом с видом из его глаз. Нужно бросать в него булыжники.
Боевые жабы хоть и бойцы, но немного пугливые и впечатлительные по натуре, так что внезапно происходящая дичь их слегка пугает. Но потом они быстро берут себя в руки.
Хитрости
1) Во 2-м уровне оглушенных ворон можно продолжать бить дальше, получая за каждый следующий удар все больше очков, а потом и жизнь. Одну жизнь можно получить за избиение одной вороны. Сделать это не просто, так как нокаутированная птица падает вниз и нужна точность (после каждого удара ее подбрасывает), один раз промажете и птица ушла в пропасть. При этом вам могут мешать и другие живые вороны. Тем не менее одну две жизни можно получить таким способом.
2) Если в вашей комнате уже не осталось целой мебели, а вы так и не прошли "Побег на одноколесном мотоцикле от шара", то его можно пройти с помощью паузы. Как только упираетесь в поворот, нажимайте паузу, меняйте нажатие крестика в нужную сторону и отжимайте паузу. И так с каждым поворотом. Этот способ не позволит вам прям сразу на расслабоне пройти уровень, тут все-таки тоже нужна четкость нажатия паузы и аккуратность. Но поняв суть и немного набив руку все пойдет очень просто.
Так же с помощью паузы можно более проще пройти и летящие огни в огненном уровне.
Но конечно же, для полноценных ощущений лучше потом пройти и без паузы. Все-таки этот способ ломает игру, и нужен лишь, если прям не терпится пройти дальше.
Мое мнение - Battletoаds похоже опередила свое время, раз только в 38 лет смог ее по-настоящему оценить. Смог бы я ее пройти по-нормальному в детстве? Оценил бы ее по-настоящему еще тогда, в 95-м? Не известно. Но так получилось, что раньше она у меня не попадала даже в десятку лучших NES игр, а теперь это любимая игра, и конечно же в десятке она вообще без вопросов.
Либо сыграла свою роль пиратская помощь, либо игра лучше оценивается в более взрослом возрасте.