На минувшей неделе численность пользователей «Вконтакте» перевалила за 30 млн. Его соперник — сеть «Одноклассники» — продолжает сдавать позиции.
И если раньше «Вконтакте» брал качеством — глубиной просмотра и посещаемостью, но уступал по количеству регистраций, то сейчас социальная сеть Павла Дурова сравняла счет пользователей с «Одноклассниками» и, похоже, скоро оставит их далеко позади. В чем же секрет ее успеха? Поначалу «Одноклассники» выстрелили по многочисленным, но не слишком опытным пользователям 25—50 лет, которые мучились ностальгией. Каждый по-своему. В «Одноклассниках» им помогли найти друг друга, посмотреть, как «годы не пощадили», и вновь почувствовать себя не одинокими. Особенно благодаря разделу «Гости». Кто-то ведь заходил, значит, я кому-то еще нужен.
На смену сервису для ностальгирующих пришел сервис для коммуницирующих. То есть для молодых и продвинутых. Удивительно, но огромную часть пользователей «Вконтакте» составляют подростки. В графе «Возраст» можно выбрать год начиная с 1996-го. Этим пользователям сейчас 12—13 лет, и их «Вконтакте» — полмиллиона!
Молодую аудиторию невозможно удержать только функцией обмена сообщениями (у них для этого есть ICQ, Skype, Google Talk) и возможностью выкладывать фотографии (у них есть блог и свои альбомы в Сети). Нужно что-то большее. И «Вконтакте» об этом знают.
Кроме того, пользователи «Одноклассников», которые раньше боялись всплывающих окон и не хотели даже пробовать учиться пользоваться интернетом, за последние годы осмелели и благодаря детям/необходимости/любопытству освоились в Мировой паутине гораздо лучше. Теперь они могут перейти на «Вконтакте», где собираются их дети.
Ничего удивительного. Аудитория интернета растет не только вширь, но и вглубь. За три года с момента возникновения в России социальных сетей аудитория изменилась очень существенно. Отныне пользователь хочет всё и сразу в одном сервисе. Для этого Google сделал свой браузер Chrome, позволяющий самостоятельно формировать домашнюю страницу из превью самых нужных сайтов, в почте Gmail есть удобный редактор для самодельных сайтов. Идя навстречу людям, интернет-газета Guardian открыла раздел с объявлениями о поиске работы. Вот и «Вконтакте» тоже сделали ставку на много полезных и бесполезных сервисов. И ставка сыграла!
С самого начала соцсети была музыка и видео, которое можно залить себе самостоятельно или найти по поиску у других участников сети. Функция, призванная помочь юзерам выразить свои музыкальные и прочие пристрастия, вылилась в итоге в массу более широких возможностей для пользователей.
Во-первых, сегодня в «Вконтакте» можно найти практически любую музыку и добавить в свой плей-лист. Кстати, на днях добавлять стало удобнее: после нажатия кнопки «Добавить» вас больше не перебрасывает в ваш лист, а оставляет в поиске, так что добавлять музыку можно быстрее и проще.
Во-вторых, это музыкальные клипы. Их, конечно, не так много, как на YouTube, зато на порядок меньше самодеятельных домашних видео под заголовками с именами известных исполнителей, под которыми прячется короткометражка в духе «мы за столом чего только не пили и не пели».
Но главное — «Вконтакте» можно посмотреть фильмы целиком, чего нет на YouTube и RuTube, да еще чаще всего в гораздо лучшем качестве, чем на Intv.ru. Многие энтузиасты заливают фильмы сами к себе, но проще найти всё это в соответствующих группах: «Коллекция мультфильмов В Контакте», «Коллекция аниме В Контакте», «Коллекция сериалов в Контакте» и т.д.
Группы «Вконтакте» — отдельная история. Именно они сочетают в себе всё лучшее из комьюнити в блогах и почти забытых чатов, одновременно являясь инструментом привлечения пользователей. На данный момент «Вконтакте» существует 5,4 млн групп. Большинство из них — группы людей с общим признаком: выпускники одного класса, школы, вуза; любители отдыхать дикарем, спускаться по реке на байдарке; носители одного имени или одной фамилии. Также существует бесчисленное множество, откровенно говоря, дурацких групп, например «Мы запиваем водку пивом!!!» или «Клуб любителей потыкать в кнопку, чтобы лифт быстрее ехал, и повозить мышь, чтобы страница быстрее загружалась».
Группы «Вконтакте» используются и в коммерческих целях. Компании создают специальные приложения именно под «Вконтакте», а дальше пользователь за более широкими возможностями идет на сайт разработчика. Эти приложения чаще всего имеют развлекательный характер. Среди более чем 76 500 приложений можно найти всё что угодно: всегда востребованный конкурс красоты, симулятор «Научись играть на гитаре™» или неожиданная игра «Бухой Спайдермен».
На некоторых приложениях «Вконтакте» зарабатывает деньги. Но не на пользователях, а на производителях. Например, есть приложение с забавной флеш-игрой «Почувствуй себя врачом!», спонсором которой выступает виртуальный оператор «Звони бесплатно», или приложение «Телевидение — Онлайн ТВ», «любезно предоставленное сервисами «Акадо» и RuTube», как написано на странице.
Из всего этого получается, что «Вконтакте» вышел за пределы понятия «социальная сеть» в куда более широкое — «социальное пространство», где можно не только налаживать связи, но и развлекаться и получать новую информацию не с помощью френдов, а с помощью сервисов.