Стало скучно, решил устроить пятиминутку любви и обожания.
Со вселенной Гарри Поттера, как и многие, я познакомился в начале нулевых. Тогда по телевизору крутили репортажи о детишках, рядившихся в мантии, покупающих очки и волшебные палочки. Я тогда только и думал: "Как же много в мире идиотов!". Что характерно, мнение об этих косплеерах до сих пор не изменилось.
Шло время, наступил 2003, мы с отцом решили купить DVD-плеер. Сказано - сделано, только в нагрузку выдали диск "Гарри Поттер и Тайная Комната". Дареному коню в зубы не смотрят, да к тому же время тогда было другое - пиратские DVD можно было использовать без ущерба для здоровья. Сейчас-то лицензионное кино, которое у нас издают, невозможно смотреть, но в 2003 картинка и звук поражали, как не снилось ни одному блу-рею. Зато о самом фильме даже и вспомнить особо нечего. Подумалось только, что все вроде бы хорошо, но чтобы в мантии ходить? Нет, спасибо.
Спустя пару месяцев я вынужден был задержаться в одном крошечном городке, именно там от нечего делать я и купил "ГП и Философский камень". Вот тут-то все и началось. Как сейчас помню, проглотил книгу за один день, а в голове крутилась куча мыслей: "Это, блин, литературный дебют? Это детская сказочка? Да я не помню, когда состоявшихся взрослых писателей с таким удовольствием читал! А почему вступление такое интересное? Я ведь уже знал, что к чему, кто друг, а кто враг..."
Через полгода я одолжил у знакомого "Узника Азкабана". Что сказать, это было мощно. Я целую неделю не мог выкинуть книгу из головы, а в следующие выходные плюнул на все и за бешеные деньги купил следующие два тома... и впервые разочаровался. Нет, "Кубок огня" безусловно хорош, но он не был на две головы выше большинства других книг на рынке. Вроде бы и придраться было не к чему, но и голову терять не приходилось. К тому же Росмэн проявил чудеса халтурного искусства - в книге не было около пятидесяти страниц, а в другом экземпляре, который мне выдали на замену, к тому же изменили перевод некоторых понятий.
Зато "Орден Феникса"... О, это была новая ступень. Роман мрачный, тягучий, без единой надежды на горизонте. Именно тогда я понял, чтобы создать атмосферу безнадеги и отчаяния, вовсе не обязательно вспарывать животы детей и душить их кишками женщин. А ведь этим злоупотребляют почти все. Когда я перевернул последнюю страницу, почувствовал себя алкоголиком в мире, где исчезло все спиртное.
Последние два тома понравились ничуть не меньше, но суть не в этом. Прошлым летом во время отпуска я перечитал все книги разом, взглянул на них со стороны прошедших лет и сонма бездарных попыток повторить этот успех. И это было чуть ли не лучше, чем при первом прочтении. Зная все сюжетные перипетии, я стал обращать больше внимания на персонажей, задумываться о роли семьи, о друзьях и об исторических параллелях. Невольно подумалось, что так убедительно описать взросление персонажа удалось только Толстому. По-другому взглянул и на "Дары смерти", заметил сколько здесь отчаяния и одиночества, заметил, что персонажей действительно жалко, не потому что писатель намекает, что их надо жалеть, а потому что самому хочется. Невольно сравнил серию и с приключениями Тома Сойера\Гекльберри Финна - сразу бросилось в глаза, что детство в XIX веке было гораздо проще и беззаботнее.
А недавно наткнулся на статью Стивена Кинга.
http://www.ew.com/ew/article/0,,20044270_20044274_20050689,00.html Советую почитать даже ненавистникам, уж очень правильные вещи он там говорит.