Недавно я пересмотрел старый нф боевик Карпентера "Пришельцы среди нас" (They live) 1988-го года. Впервые его я увидел ещё в начале 90-х на местном телеканале. Увидел и забыл. Только спустя годы, когда я проходил Flashback я вспомнил о этом фильме. Здесь вам и скрытое вторжение пришельцев, и их способность выдавать себя за людей и, самое главное, это очки, которые дают возможность увидеть кто перед тобой: друг или скрытый враг. Но это, так сказать, внешние атрибуты. Фильм меня удивил достаточно сильной критикой как порядков царящих в США, так и капитализма в целом. Но тогда, в начале 90-х я в силу возраста этому значения не предал, больше интересовали драки, стрельба и погони. Зато сейчас я вижу, что фильм далеко не простой и несёт в себе достаточно зрелую и смелую идею. Надо сказать, что фильм условно можно разделить на три части: социальная драма, триллер и боевик. То есть фильм начинается как обычная драма о жизни и мытарствах бедняков и бездомных на фоне сверкающей и благоухающей жизни среднего класса в США времён Рейгана. При этом Карпентер прошёлся и по лицемерии и по ханженской морали этого гниющего класса. С одной стороны тысячи людей скитаюся по стране в поисках роботы не имея ни дома, ни денег, ни даже еды, а с другой стороны ухоженная публика, погрязшая в роскоши и разврате. И ещё ТВ, которое вместо того чтобы рассказывать правду, забивает в переносном и буквальном значении людям мозги всевозможной чепухой: идиотскими ток-шоу, рекламой и сериалами типа Санта Барбара. Потом происходит зачистка селения бедняков полицией. Грубо, но терпимо. Но вот когда случайно в руки главного героя попадают обычные на вид (но необычные внутри) очки, просходит невероятное: оказывается по улицам спокойно ходят пришельцы внешне напоминая живых мертвецов. Но даже это ещё не всё: кругом находится невидимая без спецочков реклама, которая буквально вдалбивает в голову разные дерективы : покупай, занимайся сексом, подчинайся и т.п. Открытие следует за открытием. И самое главное никто этого кроме главного героя не видит.
Добавлено позже:
Плюс на службе у пришельцев находятся полиция, которая начинает охоту на всех подозрительных и бунтовщиков. А такие есть: группа интелектуалов пытается нелегально прорватся на частоты местного телеканала и рассказать людям правду. Но их быстро и успешно глушат к всеобщей радости зрителей. Надо сказать что первая часть фильма что тогда что сейчас очень злободневнная и не вызывает раздражения. Но когда фильм начинает медленно, но уверенно сползать в боевик, всё становится очень серо и убого. Вместо неординарного и достаточно умного фильма, мы видим типичный боевик 80-х. Штамп на штампе, к тому же явно ощущается малобюджетность. Пара главных героев, которые вроде бы никогда не держали оружия в руках, начинают убивать полицейских, охранников и пришельцев пачками, как заправские диверсанты попадают на секретную базу пришельцев, да ещё и стают свидетелями некой "конференции", где главари пришельцев делятся своими планами с людьми-придателями из среды буржуазии, интелегенции и чиновников, а потом ценной своей жизни срывают планы пришельцев. Вторая половина фильма намного хуже первой, как в плане логичности сценария, так и в плане драматургии. Например, нам показывают насколько глубоко и широко в американское общество проникли пришельцы, их тотальный контроль над СМИ и силовиками, но при этом уничтожение "передатчика" сразу же выводит на чистую воду всех пришельцев. Какие-то они никчёмные, совершенно не похожи на хитрых и мерзких тварей. А количество и качество охраны у пришельцев? Такое ощущение что охранники все поголовно криворукие и кривоглазые тупицы. Даже с расстояния в 5 метров не могут попасть в противника, могут только подставлятся по глупому под пули и красиво падать. Вобщем, идея у фильма не плохая, сценарий - серединка на половинку, актёрская игра - очень средняя, сцены перестрелок - на уровне фильмов той поры, а вот сцена драки главных героев - очень хорошо. Что ещё порадовало: слепой священник только в рабочих видел настоящих бойцов с этой заразой инопланетной. Прямо как большевики за 70 лет до него.