Просто есть категория людей такая - который "Вот раньше было лучше!". А спрашиваешь их что было лучше, так в ответ получаешь "Душа была!", и то в лучшем случае. Обычно такие ретрог(р)ады даже толком объяснить не могут что было лучше, а доводы скатываются в банальную вкусовщину типа "Раньше были Зомби, а теперь мутанты с автоматами!." И ничего, что Мутанты были и в классике, это же, блин, стилистически не подходит игре, по мнению всяких "ценителей" и "экспертов". Но что же за пресловутая "душа"? Давайте разберемся.
И так, первый резидент был камерным сурвайвал хоррором, т.е. действие происходило в одном доме, с несколькими локациями. Понятно же, что если эту идею эксплуатировать, то выйдет очень смешно. Типа, новый Резидент - новый Особняк исследуем. Да и эта самая камерность использовалась в дальнейшем в серии. Даже в том же бедном РЕ5, который только ленивый "я в детстве играл в РЕ1, вот там КЛАСС БЫЛ" не облил помоями. Ну и еще один интересный факт. Светлый лик самого Синдзи Миками строит противную гримасу при виде РЕ5. А что же такого плохого в РЕ5? Ну, там те же НЕ ЗОМБИ. Там практически такой же, но доработанный и улучшенный местами, геймплей как и в РЕ4, которую он сам и сделал. Единственное что может не нравится - облик Криса. Ну, тут ничего не поделаешь. Но надо быть тогда честным с народом и говорить "Мне не нравятся качки", а не "Эта игра отстой, ре 4 лучше был!"
Следующий пункт наличия Души - управление. Бытует мнение, что управление в классике это один из основополагающих элементов серии и чуть ли не всего жанра. Какое же управление в РЕ1? Оно дубовое, медленное и поначалу очень неудобное. Как известно, ко всему можно привыкнуть. Но, разумеется, никто не помнит как они начинали играть и как их попытки спотыкались об грабли управления. Нет. Все рождаются со встроенным пониманием механики управления РЕ1. Все, точка. И ничего что в Директорс Кате управление поменяли. Ничего, что героя сделали намного резвее в РЕ2, и просто обкололи спидами в РЕ3. Ничего, что его немного переделали в Римейке и в Зиро, а в Веронике довели практически до идеала (для классики, естественно). Тут опять же получается такая же примерно история - играли в детстве, научились, приноровились. Потом 10 раз перепрошли, стали экспертами и т.д. А на всю критику управления сейчас смотрят как на продукт жизнедеятельности соседской собаки. Ну и странно, что такие эксперты начинают говорить "НУ ЭТО УЖЕ СОВСЕМ ДРУГАЯ ИГРА", когда говоришь про то, что управление в играх такого жанра реализовано несколько лучше в том же Сайлент Хилле.
Многие считают, что душевность проявляется даже в графике! Т.е. пререндеренные задники - это душа и атмосфера, туда же идет и фиксированная камера. Для года выпуска первой игры, может быть и было так. Нельзя было реализовать нормально такую графику в 3д окружении. Но потом вышел тот же Сайлент Хилл, а Капком топтался на месте. Кстати, камеру фиксированную и в полном 3д окружении можно было сделать. Но все же качество пререндеренных задников получше будет, но опять же не на порядок. Вообще, казалось бы, что Капком ленивые или еще что, но в Римейке первого Резидента и в Зеро у нас тоже пререндер, но уже очень качественный. На тот момент в риалтайме такое тоже невозможно было сделать. Поэтому остается только гадать, компромисс ли это или лень Капкома. Но опять же, было очень много игр с пререндеренным задним планом и до Резидентов. Вот если взять Alone In The Dark 1992го года, то там та же история. Заранее заготовленные задние планы, малополигональный гг и враги. Ну, или та же Ecstatica. Потому отличительной "фишкой" подобные графические ухищрения я назвать не могу.
Головоломки! Вот где душа в РЕ! Вот тут я бы мог согласиться, если бы не 2 проблемы. Ну, первая проблема это многих нелогичность головоломок. Тут опять же "эксперты" усмехаясь станут называть меня тупым, глупым, неразумным и т.д. Естественно, они же в детстве коллективными усилиями/по гайду прошли, запомнили все и теперь помнят что надо вставить красный камень в статую, чтобы опустить решетку. Сами эти загадки отдают квестами, причем не старой школы, типа Спейс Квест или Кирандия. Там при неправильном применении предмета или осмотре нам сообщали интересные детали, которые могли бы нам помочь в решении. В Резиденте максимальная помощь - форма отверстия и то, какой ключ к двери подойдет. Ну, и сами взаимосвязи и последовательности решений вызывают в памяти ассоциации со старым добрым жанром, ныне покойном, к сожалению. Хорошо, что до уровня русских квестов не опустились. Но это как бы особо не в радость, ибо иногда из-за ограничения инвентаря приходится наматывать круги по особняку, а не как в старом добром квесте - все в инвентаре ношу и палку на селедку применяю. Апофеоз этого бреда с инвентарем мы видим в РЕ0. И да, это не "ДУША", это глупое ограничение, от которого отказались позже. Причем отказался сам Синзи Миками, расширив дипломат Леона в четверке. А вот и вторая проблема. Практически полное отсутствие головоломок в РЕ4. Да и по остальным пунктам РЕ4, которую создавал автор оригинала, игра ушла далеко вперед от первых частей.
Качественный скачок между Ре3, где из старого движка пытались выдавить все что можно и Ре4 просто поражает. Но так же и поражает то, что сделали с игрой. Тут, пожалуй, впервые в истории серии стали появляться эти самые "олдфаги", которым пререндеренная трава зеленее и тормозное управление управляемее. Игра полностью видоизменилась. Где открытие дверей? Где огромный особняк? Где Зомби? А их нет. Сам автор первой, оригинальной игры, сказал что НЕТ ЭТОГО И НЕ БУДЕТ. Кому как не Дядюшке Миками знать куда направлять серию? Да, это слишком наигранно, я знаю что игру делал не один Миками (хотя некоторые упертые люди так считают), но тем не менее, сам батя серии направил ее в русло экшона от третьего лица. Кому лучше знать что надо делать с игрой - автору или толпе фанатов? Я думаю, что автору, например. Мне очень интересно посмотреть что сделает человек в режиссерском кресле, нежели толпа консерваторов, орущих на улице и размахивающих факелами. Если бы авторы слушали мнения фанов, то у нас бы был сейчас Need For Osobnyak s Zombi 10, а не качественный TPS.
ЗЫ. Я поражаюсь как Синзи Миками ныл по поводу 5й части.