Словами "меломан" и "меломания" обозначают разные вещи. Иногда они употребляются и в отрицательном значении, например, меломанией называют чрезмерную любовь к музыке (кстати, интересно, чрезмерная - это какая?). Я сам эти слова практически никогда не употребляю. Однако в данном случае употреблю, и без негативного оттенка. Сейчас я подразумеваю под меломаном того, кто просто любит слушать музыку, под меломанией - любовь к музыке.
Меломаном в означенном выше смысле обычно называют человека, который любит музыку разных жанров, и у него нет совсем четкой привязанности к одному жанру. И именно это, думаю, в полной мере касается меня. А почему я об этом заговорил. Потому что моё отношение к музыке прошло определенные этапы эволюции. Был момент, наступивший в 2002 году, когда я некоторое время слушал почти только одну "Арию". Вот всё время. Очень редко включал что-то другое, и не особо хотелось. Столько слушал, что в определенный момент перенасытился до такой степени, что долгое время потом "Арию" почти не слушал. И примерно в тот же период началось время, когда я в основном слушал рок. Большей частью хэви и хард, но не только. И в тот период мне в какой-то степени стыдно было слушать попсу. Появилось определенное ограничение в этом смысле. Продлилось это достаточно долго. Хотя и в этот период я слушал и другую музыку. А затем я постепенно осознал одну вещь. Состоит она в том, что лично я не могу ограничиваться одни или несколькими конкретными жанрами музыки. Я люблю музыку саму по себе, люблю её, потому что она способна вызывать самые разные эмоции, способна затрагивать определенные струны моей души, иногда очень глубокие, создавать определенное настроение и определенный фон. Люблю и саму музыку, и слова песен - в зависимости от композиции или песни там может нравиться или и то, и другое или что-то одно. И музыка мне может понравиться практически в любом жанре (как уже писал, мне особенно неблизки клубная музыка и джаз, их я почти не слушаю. Впрочем, очень тяжелый металл тоже мне не особо интересен, но есть исключения. Да я с ним и не особо знаком). Нередко мне нравится вообще какой-то проигрыш, а бывает так, что и место на 5-15 секунд. И это невозможно ограничить какими-то жанрами. Тем более что в разных жанрах есть абсолютно разные вещи. Возьмем, например, хард-рок, который я люблю. Много там всего такого, что задевает мои душу и сердце. Однако, скажем, в диско 80х (например, у нашей группы "Мираж") есть такие эффекты и проигрыши, которых в хард-роке просто нет. И определенное настроение диско может создать, какого в хард-роке и в целом в роке нет, может, разве что в каких-то отдельных жанрах и подстилях, и то, я сомневаюсь. Попса - это вообще очень широкий жанр, в котором можно встретить очень много чего. И потому в попсе я нахожу для себя кучу всего того, что нравится или очень нравится. Вот есть, например, песня женской поп-группы "Пропаганда" под названием "Яблоки ела". Текст там, как по мне, совершенно тупой (или я его не понимаю). Или же их песня "Супердетка" с даже неприятным несколько для меня фоном текста. Однако в обеих песнях, есть проигрыши, моменты, которые мне очень по душе, и я их (эти проигрыши) периодически по несколько раз слушаю.
И, в общем, я понял, что быть ограниченным одним или несколькими жанрами - это не для меня. И тут важно то, что композитор может вкладывать что-то одно, он может вообще писать музыку под какую-то простенькую попсовую песенку без каких-либо глубоких ощущений внутри себя, однако важно ведь не это (вернее, не только это), а то какие чувства и мысли музыка вызывает у меня. А это может совершенно не совпадать с тем, что чувствовал/вкладывал её автор. Конечно, в музыке содержится определенная энергия ее создателя и, возможно, общее влияние матрицы или эгрегора некоего стиля или той части общества, которая, в основном, слушает эту музыку/эту песню/эту композицию. Возможно, это тоже важно. Тем не менее, наверное, важнее то, что она вызывает конкретно у меня. Кстати, есть множество саундтреков к компьютерным играм на 8-ми и 16-ти битных приставках, которые мне очень нравятся и которые я могу подолгу слушать. Вот, например, саундтрек к игре "Jet Set Willy" на 8-битном компьютере "Атари", который (саундтрек) я считаю шедевром (композитор - Роб Хаббард. Мы в моем детстве думали, что эту музыку написал Жан-Мишель Жарр, потому что на его стиль, как нам казалось и кажется мне сейчас, очень похоже), прежде всего, если целиком послушать:
То же самое я думаю и о заглавной теме игры "Робокоп 3" на НЕС/"Денди":
Все это не отменяет осознания того, какая музыка вместе с текстами создается для того, чтобы быть простенькой и популярной в качестве фона и ритма для танцев, какая создается с другим настроем, какая музыка, условно говоря, "серьезная" (хотя тут всё настолько относительно, что нередко трудно судить). И это определяет моё отношение к песне и творчеству исполнителя в целом, особенно, это касается текста (как верно однажды заметил один мой знакомый, может быть так, что песенка простенькая и даже глупая, а композиторская работа шедевральная, и ее часто незаслуженно недооценивают из-за того, что песня сугубо попсовая). Как и к целым жанрам. Потому в целом у меня совсем разное отношение к творчеству группы "Пропаганда" (впрочем, там у них есть, как минимум, одна песня со вполне нормальным текстом) и группы "Пинк Флойд", которая является, с моей точки зрения, титаном и в смысле музыки, и в смысле текстов. Возьмем даже "Стену" - альбом с глубоким смыслом, которым пронизаны все входящие в него песни, причем альбом "сквозной", песни расположены так, что иногда и музыкально, и по смыслу перетекают одна в другую. Все это имеет для меня значение. И я до сих пор испытываю оттенок постыдного чувства, когда слушаю какую-нибудь попсовую песню с пошлым текстом, потому что мне там нравится музыка. Хотя я отлично понимаю, что это чувство ложное, оно отражает некоторые психологические моменты, которые мне вредят и от которых надо избавлять. И постыдного тут нет вообще ничего. Но, в общем, в любом случае я люблю музыку вообще, люблю ее слушать, слушаю много, и главное тут - как она задевает струны моей души, независимо от жанра.