Закончил прохождение Batman: Arkham Knight.
Игра вызвала противоречивые чувства. Есть ощущение, что разработчики не знали, что им делать с новой игрой и в каком направлении её развивать, поэтому части игры оказались весьма неравноценны друг другу. Но обо всём по порядку.
Графика игры хороша. Город, в отличие от стерильного и безжизненного Готэма в АО, выглядит очень красиво, атмосферно и типично по-Рокстедивски детализировано.
Теперь о плохом, о сюжете (осторожно, содержит много спойлеров и НЕГОДОВАНИЯ):
Сюжет, пардон, но полное фуфло. В нём есть много классных моментов, но они связаны между собой, максимум, зубной нитью. Когда пытаешься подумать и разобрать сюжет, сразу становится понятно, что сценаристы особо над ним не думали и в угоду классным сценам абсолютно забили на вязность и логику.
Например, как Самый Великий Детектив проспал прибытие в собственный город целой армии?
Вся заваруха с Джейсоном - полный маразм от начала и до конца.
Бэтмен потерял Робина и уже через шесть месяцев завёл себе нового "приёмного сынка". Молодца!!
Джокер прислал Бэтмену кассету с убийством Джейсона и что сделал Самый Великий Детектив, который может по видеосъёмке обнаружить отпечатки пальцев? Ничего. И правильно. У него есть новый сынуля, ну а старый...помер и помер.
Когда Барбара застрелилась, что сделал Бэтмен? Стал проверять тело? Просканировал её? Не-а. Поверил тому, что видел. И ничего, что перед этим по уши вдохнул газа Пугала, от него глюков не бывает, не-а, вон, Джокер в углу, подвердит. :В)
Концовка - отдельный разговор. Такое ощущение, что у сценаристов кончились чернила в ручке или заряд батарейки в ноутбоки и они как смогли на носовом платке набросали, что-то отдалённо похожее на завершение истории. Джейсон спасает Бэтмена. Зачем? Почему? Бэтмен взрывает своё поместье, но есть новый "Бэтмен". Кто? Зачем?
Ну и, конечно, пара слов по поводу Джокера.
Я понимаю, что но считается самым главным врагом Бэтмена, но имейте же совесть. Я АК его было в несколько раз больше, чем в АА и АС. Парадокс. В игре, где Джокер уже мёртв, его ещё больше, чем при жизни!!
Я понимаю, что хотели, так сказать, окончательно сделать трибьют прошлым играм, тем более, что АК была последней игрой в серии для Рокстеди, но можно было это сделать, создав просто хорошую игру и без сюжетных вывертов.
Вобще весь сюжет с клонами Джокера - не пришей козе рукав. Непонятно, зачем он нужен и в принципе игра могла бы обойтись без него. При этом я не могу сказать, что Джокер получился плохо - он великолепен в этой игре, благодаря её я стал ненавидеть его ещё больше!! Но это тот случай, когда в угоду классным моментам пожертвовали целостностью и стройностью сюжета.
Вобще, есть подозрение, что разработчики поглядывали в сторону Метал Гир Солид, когда делали сюжет. Аркхэм Найт так и вобще почти вылитый Грей Фокс + Ликвид Снейк. Я практически ожидал, что для финальной битвы он подъедет на шагающем танке и будет кричать, что-нибудь, типа "Father! I've been waiting for this!!". Кроме того, в игре есть куча сюжетных вывертов притянутых за уши, ненужная смерть одного из немногих женских персонажей и куча битв с дронами. Жалко шагающих танков среди них не было, впрочем, был Риддлер в экзоскелете. Но если в МГС, во всяком случае в первых трёх, был ещё какой-то смысл, то в АК смысла нет в принципе. Сюжет прыгает от одного эффектного момента к другому, но без особой связи и логики.
Теперь о геймплее.
Боеую систему подтянули - она стала ещё лучше и Бэтмен, хоть и быстрее, но бьёт ещё жёстче. Но особых инноваций в ней нет. В АО добавили новых врагов-ниндзя, в АК их убрали и добавили медиков, собственно на этом значительные изменения в боёвке закончились. Всякие довески, типа системы страха и прочего - это всё как-то ни к чему не обязывает. Кроме того, ещё в игру добавили возможность играть за двух персонажей в некоторых сюжетах, но использовали её очень редко.
Есть впечатление, что Рокстеди боялись что-то менять в боевой системе или добавлять каких-то более интересных врагов. С одной стороны желание не испортить боевую систему в последней своей игре понятно, с другой - если бы не Бэтмобиль, то игра была, по сути, "повторением пройденного".
Насчёт Бэтмобиля - играть за него очень классно. Управление за него поставлено выше всяческих похвал. Но, очевидно, что не имея ни малейшего понятия, как им развить идеи из Сити, разработчики заткнули Бэтмобилем все креативные дырки. Паззлы Риддлера? Часть из них решается Бэтмобилем. Битвы с боссами? Бэтмобиль. Некоторые побочные квесты? Бэтмобиль. Из-за этого иногда складывается впечатление, что вроде не в игру про Бэтмена играешь, а в какой-то неплохой, но вполне себе заурядный боевик от третьего лица.
Насчёт паззлов стоит сказать особо: давно не получал такого удовольствия от решения головоломок. Наверное, со времён второго Портала. Я бы с радостью поиграл бы в игру, которая состояла только бы из них.
Битвы с боссами, наоборот, расстроили. Рокстеди "профукали все полимеры" в этом отношении. Казалось, АО показало, как можно сделать классные и зрелищные битвы с боссами, но вместо этого Рокстеди решили, что "нафиг" у нас есть Бэтмобиль, и пусть один из лучших рукопашных бойцов в мире ДС сражается с боссами на танке. А если не на танке, то пусть это будут просто битвы-ролики, как с Рыцарем. У разрабов даже хватило наглости потроллить игроков на этот счёт в конце битвы с Дэзстроуком.
Единственная нормальная битва с боссом - это Риддлер, как не странно. Видимо, Рокстеди смекнули, что не один нормальный игрок не станет собирать трофеи Риддлера при первом прохождении и потому сделали ему нормальную битву, понимая, что для большинства аудитории именно он будет последним боссом в игре.
При том, не так чтобы Рокстеди не могли сделать нормальные битвы с боссами: в Сити были классные битвы с Ра'сем и Соломоном Гранди, но в АК они решили, что танковые сражения - это "наше всё" и всё.
Вобще, как уже говорилось, финал игры откровенно уныл в плане сюжета. Но он ещё уныл и в плане геймплея.
Финальная битва - это сражение против Джокера, которое, по сути, QTE. И всё. Никакой битвы с Пугалом. Даже в ролике не дают ему съездить по морде. Действительно похоже, что разработчики не могли в креативность, когда дело не касалось Бэтмобиля. А жаль.
В общем, игра получилась очень странной. Я хотел даже дать оценку отдельно за геймплей, отдельно за всё остальное, уж больно геймплей сам по себе хорош, но, как оказалось, для получения лучшей концовки надо собрать все трофеи Риддлера...это была последняя капля, после чего я решил, что не буду оценивать сегменты игры отдельно и оценю её целиком.
Итого: 4- из 5.
Рокстеди, в последней своей игре серии Аркхэм, не смогли поднять планку. Вместо улучшения боёвки за счёт новых врагов и более интересных битв, сунули в игру Бэтмобиль, который превратил Бэтмена в какой-то футуристичный ГТА. Вместо нормального сюжета, какой-то непонятное месиво, которое и концовкой назвать сложно. Вместо симулятора борца с преступностью в живом городе полном жителей, в очередной получили пустой город, населённый исключительно бандитами.
Эту игру нельзя назвать неудачей, но это явно не "достойное и великолепное завершение серии". Скорее, весьма странный и незавёршенный набросок, который при более продуманном подходе действительно мог бы стать шедевром.
*****************
Мой рейтинг серии Аркхэм:
АА - лучшая игра серии, лучшая атмосфера, локации и геймплей.
АО - лучший сюжет и классный геймплей.
АК - отличный геймплей, но игра испорчена бесмысленным сюжетом и некоторой вторичностью.
АС - размазанный сюжет и не самая удачная попытка ускорить геймплей.
Вобще, для меня серия Аркхэм, выглядит, как серия упущенных возможностей, которая развивалась не в высоту, а в ширину. По сути, единственной стоящей инновацией в серии было добавление открытого мира в АС, после этого эволюция серии остановилась. А очень жаль - с такой шикарной основой, как в АА можно сделать гораздо более интересные проекты.
Будет интересно посмотреть, что дальше выйдет под маркой Аркхэм, если выйдет вобще, так по последней информации у WB Montreal были проблемы с разработкой сиквела. Очень будет жаль, если отличная боёвка серии будет похоронена окончательно. Я был бы не против сольной игры про Харли Квинн или Красного Колпака.