Скидываю наконец свои отзывы после вспыхнувшего снова интереса к стратегиям:
Thea 2: the Shattering - Стандартные фентезийные расы засунули в славянскую мифологию. По атмосфере нареканий вообще нет - она сказочная и чарующая, постоянное участие русалок, домовых и прочих барабашек, отношение к демонам как странному разностороннему пласту неизвестного, а не как к бестолковому злу. Выживание в дикой местности и деревенские проблемы. Нахождение детей в капусте. Помощь бабе яге расколдовать лягушку обратно в принца, получив у него попутно информацию о новой напасти. Да, тут к тому же идёт перекройка шаблона после первой части, теперь мы имеем дело не с тьмой, а со странной световой заразой с задатками ульевого разума.
Огромные улучшение с первой части - нормальные тактические бои, где есть над чем подумать и сложно завалить количеством, а не качеством, потому что одним персонажем теперь можно действовать несколько раз, пускай и со штрафами на общее количество действий. Есть атакующие навыки даже без оружия, в таких случаях можно подобрать более защитную экипировку. Три варианта взаимодействия - силовое, умственное и магическое, остались старый подход "битвы с концептами" для выслеживания, превозмоганий против погоды, решения загадок и т.д. Ресурсы везде тратятся разные и немного по-разному восстанавливаются, под какие затачивать партию или как балансировать между - отдельная часть планирования. Благо есть навыки поддержки, позволяющие неспособному воевать на данном поле помогать защитой, ослаблением, ускорением, замедлением и т.д.
Экономическая часть очень медитативная. Собирать ресурсы, получать и открывать новые, найти место для деревни, чтобы там окопаться уже капитально и делать вылазки для добычи недостающих ресурсов, постройки и предметы. Предметы делятся на категории, в каждом может быть достигнут максимум качества, поэтому для предметов первой категории не обязательны крутые материалы, чтобы быть крутыми. Вкупе с усовершенствованной тактической частью простор для творчества огромный. Всему этому пасторальному спокойствию, естественно, мешают бегающие по карте враги и разные события, и их опасность довольно быстро растёт, что заставляет тебя испуганно трястись в своей деревушке, боясь оставить её без серьёзной защиты, раздумывая даже о том, чтобы сбежать оттуда в более безопасные места, сохранив детей и отдав домового на растерзание врагам - его легче воскресить. С некоторыми фракциями можно договориться и даже потом нанимать у них персонажей.
Иногда непонятно, кто именно будет участвовать в испытании или с кем именно что произойдёт - это вообще рандомно. В случае когда надо одним персонажем пожертвовать или превратить его в другого - это вообще трындец и без сейвскамминга тут не обойтись. Также, в испытаниях участвуют только случайные 7 персонажей из группы, поэтому большой командой с кучей бесполезных детей имеет смысл решать только в автоматическом режиме, который тут кстати улучшили, позволив видеть примерный исход, прежде чем решать, использовать ли его. Да и с тактикой нет такого прям такого рандома первой части, тут если есть 7 или меньше персонажей, то часть из них не выкинут произвольно в "поддержку".
Как игру тащит прекрасное начало, так её портит тухлый конец. Игра перестаёт давить и позволяет не спеша окопаться и усилиться, деревня получается маскировку от шальных врагов, да и их уровень перестаёт так резко расти, открывается доступ к реально крутому снаряжению, которое коренным образом меняет бои в твои сторону, и небольшой ударный кулак элиты спокойно прочищает карту и выполняет сюжетные задания, игра не торопит и враги перестают особо расти в силе. Остаются просто траты времени на добычу и переделку ресурсов и создания лучшего снаряжения. Сюда огромное количество закрытых стартовых опций, а очки за открытие дают очень медленно, и в целом с реиграбельностью у игры так себе. Поначалу будешь страдать от хардкора, превозмогать, это интересно, но потом понимаешь опасные моменты и оптимальные стратегии и становится не так интересно, конец сильно затянут. На любителя, если сказочная атмосфера зайдёт то хорошо, если нет, то лучше не тратить много времени.
Age of Empires: Definitive Edition - Хорошая смесь кривизны, грубой прямоты первых стратегий и современных исправлений. Графика ровно такая, какая надо - и передаёт старину, и при этом офигенно круто и насыщенно смотрится сейчас.
Подкупает тут некая аркадность - нет сильной оборонительной игры, толпа легко уделывает здания, юниты занимают много места и компактные армады не собрать. Сила одиночных юнитов и огромной, но неуправляемой толпы, крушащей всё вокруг. Кое-какие моменты игры типа баланса или АИ доработали, но основу не меняли, и старая милая кривота то и дело проглядывают - невозможно просто так собрать юнитов друг с другом, они упрямо держат "строй", а ещё иногда они застревают друг в друге.
Жалко что каменному веку уделено мало внимания, по сути это только охота и собирательство, там не повоюешь, кое какая война доступна только со второй эпохи, и то лучше в третью идти. В своё время именно такое атмосферное начало подсадило меня на игру. Но в поздних эпохах тоже весело.
Кампании вполне норм, доделанные и с разнообразными миссиями. Местами АИ будет тупить и поддаваться на простые уловки, местами наоборот ужасно действовать на нервы. Отличное переиздание.
Empire Earth - Грёбаный стыд, сейчас интересный только своей замашкой - от доисторического времени до будущего с кучей раздельных эпох. Графика примитивная и угловатая, размыленные текстуры земли. Враг тупой и читерящий одновременно - обогнать его не получится, защититься от дебильных атак элементарно, оборвать ему экономику тоже не получится. Кампании убоги, можно только поржать над историей про Новую Россию.
Только пророки с магией радуют, да в целом в первых примитивных эпохах поиграть, когда просто собирательство превращается в какие-то инструменты, но всё равно до цивилизации далеко и при этом это всё ещё на несколько промежутков разделено, а позже у игры всякая душа пропадает. Музыка ещё эпичная.
Frostpunk - Градостроитель, выгодно выделяющийся своей ни с чем не сравнимой атмосферой концентрированного отчаяния и тотальной безысходности. Играя в первый раз в каждый сценарий, всегда очень сопереживаешь людям в ситуации, а уж когда ради решения кризиса необходимо идти на меры типа детского труда, классовой борьбы или диктатуры, долго отходишь потом. Особенно, когда это не сработало и ты наблюдал медленный, но необратимый крах. Одним этим цепляет до предела.
Игра учит предвосхищать проблемы, а не бороться с уже наступившими. Сразу утеплять здания -> меньше болезней -> меньше загруженность медпунктов -> больше рабочих рук и свободных инженеров -> быстрее исследования. При этом в игре очень крупный фактор неожиданности, и это и плюс, и минус. В любом сценарии после первоначальной остройки и приведения поселения в божескую жизнеспособную форму в определённый момент происходит ЧТО-ТО, к чему ты можешь быть совершенно не готов. Потому что на текущие нужды и неспешное развитие ресурсы есть, а на преодоление кризиса их может быть недостаточно, да даже на их сбор до конца сценария. Плюс здесь в том, что проявляется вся атмосфера игры - ты с огромными усилиями и лишениями, скатываясь в тиранию и чуть ли не людоедство, можешь пытаться преодолеть условие на хорошую концовку и так её и не осилить. Или осилить, но какой ценой.
При попытке штурмовать экстремальные сложности и бесконечный режим магия уже пропадает, начинаешь копаться в нутре игры и находить противоречия, типа люди не заболевают при переходе по холодной территории в тёплые места, наличие ямы без трупов ускоряет лечение, автоматоны быстрее работают от мотивируюших матюков. Такое прохождение становится интересной задачкой на планирование игры, начало обычно совсем тяжкое и напрягает не хуже первой игры, но потом всё равно ко всему готов и впечатлений не так много, как от первого раза, пускай и на сложностях пониже.
Age of Empires 2: Definitive Edition - Разросшаяся до совершенно диких размеров многочисленными дополнениями игра и показатель того, как полезно дать фанатам официальную власть над игрой. Не аркадная, а уже нормальная, больше подходит для сетевой и не поностальгировать, а именно поиграть в современную игру. Большие масштабы по стандарту - большая экономика, большие армии с расходные солдаты.
Начальные эпохи уже не имеют такого шарма, но это не важно. Здания так легко не рушатся уже, властвует позиционная война с осадой, но никуда не делись набеги по слабым местам с уроном экономики. Комп больше первой части достаёт в микроконтроле, хотя в детстве впечатления были обратные.
Очень разнообразные кампании. Кроме легких прогулок по карте и привычных "отстроился - замочил врагов не спеша" бывают и адские обороны со всех сторон, и тикающие чудеса, заставляющие давить атаку по полной, и защита союзника. Часто стоит в самом начале миссии кого-нибудь зарашить начальными силами и не дать оборзеть потом.
Много разных вариантов для сетевой игры, большая вариация случайных карт, каждая из которых вносит коррективы в тактику. Короче, игра может забрать прорву времени и её всё ещё не охватить полностью.