Dark Messiah of Might and Magic (PC)
Мрачная история о пришествии Темного Мессии, темное-темное фентези… Да ничего подобного – несмотря на расчлененку и кровищу, игра все равно не ощущается чем-то мрачным и безысходным, скорее даже обладает какой-то приподнятой атмосферой…
Я, знаете ли, не встречал так уж много нормальных экшонистых игр от первого лица, заточенных под ближний бой. Единственным исключением могу назвать лишь Breakdown, обладающий увесистой и проработанной боевой системой, которой позавидовал бы и иной классический битемап. Это я все к тому, что в “Тёмном Мессии”, где ближний бой тоже можно назвать основной фишкой, реализация этого самого боя подкачала.
Игрушка любит заигрывать с “реалистичной” (реализм ооч-чень условный) физикой, а потому, с одной стороны, в бою мы действительно ощущаем каждый удар, с другой же вместо героя имеем… “мешок с картошкой”, ну как еще по-другому его назвать! Движения героя размеренны и неуклюжи – за время замаха для сильного удара наглый враг несколько раз успевает ткнуть кинжальчиком нашего чудо-богатыря под ребра. Если же мы сами начнем спамить легкие удары, то из этого ничего не выйдет, поскольку толку от легкого удара чуть больше, чем ничего.
Да, боевка скверная, а ведь я изначально решил проходить игру по пути воина. Здесь, кстати, есть очки умений и возможность прокачать героя в двух возможных направлениях – воина и мага. Вернее, двух с половиной – можно еще попытаться пойти по пути вора-лучника, но этот класс получился какой-то куцый. Впрочем, экспы тут нет, за убиение врагов мы не получаем никаких денег (да и магазины отсутствуют), а “очки умений” начисляются за успешное выполнение основных и второстепенных (редких) заданий. А потому элемент RPG тут весьма и весьма условный. Так вот, совсем можно от здешней боевки приуныть, но есть кое-что, способное спасти положение. И за что в результате я прозвал эту игру “симулятор ноги Дюка Нюкема”. Почти в любой безвыходной ситуации, когда враги наседают со всех сторон (это чистая смерть), спасает просто чудеснейший пинок!
Дело в том, что пусть наш герой и бьется как пьяный крестьянин (а если возьмет в руки табурет или бочку, то сходство станет еще разительнее), но вот особенности здешних арен сражений оставляют некоторую свободу творчества. Кое-где горит костер, тут найдется бездонная пропасть, а здесь весьма удачно из стены торчат острые шипы. И естественно, все это можно использовать во время битвы, пиная в опасную зону вражин пресловутой ногой. Или просто можно столкнуть пинком врага с лестницы и, пока он не очухался, постараться зверски заколоть (но добивающий удар мечом не всегда срабатывает). В общем, пинок в этой игре наше все – без него большую часть прохождения пришлось бы страдать.
Помимо боевки, в “Темном Мессии” ощущаются также проблемы с прыжками. И если через какую-то кочку наш герой еще лихо перескакивает, то вот препятствие чуть выше (даже на уровне коленей) уже вызывают у протагониста некоторые затруднения. Застрять, перепрыгивая через бочку или небольшой ящик тут проще простого… Благо, платформинга совсем немного и серьезных затруднений корявый прыжок не принесет.
Еще из неприятного отмечу крайне хлипкое состояние героя. Он, знаете ли, человек не совсем простой, даже более… Но какого черта! Даже с прокаченным на максимум здоровьем, его на тот свет может отправить трухлявый мертвец буквально с двух ударов. А вурдалаки – эти доходяги, даже в количестве двух штук, способны задать такую трепку, что хоть святых выноси. Не говоря уже о всяких темных рыцарях из финальных глав. Вообще, самыми простыми врагами во всей игре для меня оказались… циклопы. Они сильны, грузны и нерасторопны – даже поболее нашего героя. Что и позволяет сокращать их численность без больших затруднений.
Может показаться, что я игру ругаю. И это так и есть на самом деле. Но самое забавное то, что в целом Dark Messiah мне понравился. Игра, без сомнений, несколько кривая. Но кривизна эта того рода, которую интересно преодолевать. Почему-то во время прохождения мне часто вспоминался ActRaiser 2 – видимо, из-за столь же неповоротливого и тяжелого героя, достаточно высокой сложности и не всегда удачного левел дизайна.
PowerSlave (PS)
Пока проходил игру, отношение к ней постоянно меняло полярность, то выдавая стабильный плюс, то уходя в глубокий минус. Благо, теперь все позади и общая оценка сумела застыть где-то на середине… может, чуть выше.
Поначалу я рассчитывал на условный Doom в египетских декорациях. По крайней мере, так игру периодически описывали те, кто, судя по всему, в PowerSlave играл не слишком долго. Нет, здесь у нас точно не Дум, скорее что-то ближе к билдовским шутерам, но и это будет не слишком точно. Вообще, игра довольно любопытна тем, что привносит элементы Метроида в жанр FPS – очень часто, особенно в первоначальных локациях, попадаются места, куда невозможно попасть при всем желании. Как выясняется чуть позже, чтобы туда попасть, необходимо искать артефакты, наделяющие героя различными способностями, как то: высокий прыжок, “акваланг”, возможность немного попрыгать по лаве или кислоте… В общем, как и положено любому клону Метроида. А потому здесь довольно часто придется возвращаться на ранее посещенные локации, дабы найти выход к новым зонам.
На мой взгляд, не самая лучшая идея для FPS, но, по крайней мере, задумка любопытная. А вот за что я хотел бы искренне поругать игру, так это за долбанный платформинг. Если в самом начале он еще не слишком напрягает, то вот ближе к концу PowerSlave начинает больше напоминать чертового Марио – сплошные прыжки тут и там, парение над лавой, движущиеся платформы. Прямо то, чего больше всего хочется от классического шутера.
К слову, как шутер игра вполне неплоха – оружие разнообразно, почти все оно пригодится до самого конца, перестрелки с вражинками приятные (если не считать этих мерзких, едва различимых издалека орлов). Есть даже целых три босса, последний из которых может вызвать некоторые проблемы, поскольку битва с ним происходит на парящей в пространстве платформе и упасть с нее – пара пустяков. К тому же босс иногда будет идти на таран. На самом деле, наличие индивидуальных боссов – что не становятся в дальнейшем рядовыми врагами - меня порадовало.
Управление не назову удобным, да оно и не могло быть таковым, ведь приходится постоянно смотреть вверх и вниз – все же идеалом для PS-контроллера остаются те FPS, где все действие разворачивается на одной плоскости.
Так что поиграть-то можно, но и пропустить игру – много не потеряете. Возможно, для Sega Saturn PowerSlave и был классикой, но версия для PS оказалась достаточно проходной пострелушкой, хоть и с амбициями.