Prince of Persia: The Two Thrones (PS2)
Если разобраться, мои ожидания от первой и второй частей "песочной" трилогии были заниженными. В случае Sands of Time - потому что о ней в рунете говорили куда меньше, чем об остальных двух частях Принца. В случае Warrior Within - потому что о ней, наоборот, упоминали очень часто и не все отзывы были положительными (хотя хороших было больше). То ли в связи с заниженными ожиданиями, то ли само по себе, но удовольствия от обеих игр было достигнуто больше, чем предполагалось. Sands of Time оказалась великолепной восточной сказкой, а Warrior Within - крутым мрачноватым триллером с монстрами и женскими прелестями.
Если же в этом контексте рассмотреть завершение трилогии, The Two Thrones, выходит, что... от игры я получил ровно то, что ожидал, ни больше и не меньше. Предполагалось, что игрушка станет объединением принципов, идей и замыслов первых двух частей с добавлением горсти нового и блистательно завершит трилогию. Так и оказалось. Ну, а откровений от этой части не ждал, так что не счел бедой их отсутствие.
Вообще многое можно понять об этой игрушке, если хотя бы вкратце знать историю ее создания. Юбисофт, судя по ранним геймплейным роликам, задумала прямое продолжение Warrior Within в той же стилистике и с таким же уровнем мрачности. Но потом, видя, что не все фанаты довольны, пошла на попятную и радикально переделала игру, чтобы она больше походила на первую часть. Отсюда пришла линейность (как в Sands of Time) и меньший накал страстей в сюжете. Так мы и получили третью игру, концептуально близкую к Sands of Time и при этом берущую значимые элементы (такие, как боевка) из Warrior Within.
Но и, конечно, нововведениями игра способна похвастаться. Паркур стал интереснее за счет новых задумок. Впридачу к прыжкам, бегу по стенам и лазанию по столбам, привычным по прошлым частям, появились пазы в стенах, в которые нужно втыкать кинжал, чтобы удержаться. Также Принц после пробежки по стене может оттолкнуться от мини-трамплина и совершить диагональный прыжок; может спускаться вниз по цепи и взбираться на планки, на которых ранее мы могли лишь раскачиваться. Разве что веревки из прошлой части не нашли место в этой игре, но не беда.
И, само собой, кто играл, знают основную задумку этой части - борьбу Принца с самим собой в виде альтер-это ГГ - Темного Принца. Чтобы подробнее поговорить об этом, нужно вкратце пройтись по сюжету.
Кстати, сюжет TTT продолжает ту концовку WW, в которой Принц уничтожает Дахаку и вместе с Кайлиной на корабле уплывает в родной Вавилон. Но персонаж, в отличие от игрока, не знает, что на город напали и он охвачен огнем. Потому Принц на радостях бросает в море амулет, защищающий от воздействия Песков. Вроде все логично - своими предыдущими действиями ГГ отменил создание Песков насовсем, и амулет вроде как не нужен. Но из-за действий Принца поменялись и судьбы других людей - все события первой игры оказались стерты из реальности, родной город Принца был захвачен вражеской армией, и все это в итоге приводит к скорому высвобождению Песков Времени. А, поскольку герой при создании Песков находился в непосредственной близости, из-за поражения ими он оказался одержим Тьмой. В душе Принца сформировалось средоточие всех его эгоистичных, недостойных помыслов и черт характера - Темный Принц. На протяжении игры злой голос внутри головы героя будет всячески подначивать его, высмеивать его благородные порывы и - время от времени завладевать его телом, полностью меняя облик персонажа и геймплей.
Да, за Темного Принца играется по-другому, нежели за обычного. Игровой процесс обычного Принца отсылает к прошлым частям серии, за исключением того, что Кинжал Времени (да, магический предмет из SoT вернулся!) теперь не дополнительное, а основное оружие. В другую руку Принц, как в WW, может брать разные непрочные мечи, ножи и булавы, с помощью которых можно проводить различные приемы, очень помогающие в битве. И ближе к концу игры можно достать себе меч куда лучше. А вот с Темным Принцем поинтереснее. Кинжалу в боях место уже почти не находится - в дело вступает главное оружие Дарк Принца - цепь. Невероятно убийственная штука, взмахов которой не переживет никакой вражина. В игре предусмотрены комбинации для цепи, но обойтись можно и без этого - просто постоянно вращать цепью и расщеплять врагов на песок. Также с помощью чудо-цепочки можно перемахивать через огромные пропасти, цепляясь за перекладины, и выдвигать платформы из стены.
Правда, расслабиться при игре за Темного не удастся. Есть нюанс. У одержимого Принца неустанно убывает здоровье, и, если ничего не предпринять, то герой просто умрет. Пополнять жизни нужно поглощением Песков, выбивая их из врагов или разных предметов на пути. Положительный момент в том, что всегда можно пополнить потерянные в схватке жизни, всего лишь убив очередного врага. Ну, а отрицательный аспект заключается в том, что, не успевая вычислить способ пройти дальше по игре, ты просто вынужден смотреть, как медленно загибается твой персонаж. Так что всегда чувствуешь себя спокойнее, когда твоя темная ипостась наконец погружается по колено в воду и превращается снова в обычного Принца.
О вышеупомянутых Песках Времени писать в общем-то нечего - постоянный атрибут серии служит тем же целям, что и ранее. Песками можно отматывать время назад и замедлять его, а также производить залпы, поражая всех врагов вокруг тебя. Получать новые способности можно с помощью ликвидирования песочных "источников", подзаряжающих армию главного злодея.
Говоря о новом, нельзя не упомянуть непривычные по знакомству с прошлыми играми вещи, такие как гонки на колесницах. Аттракцион этот поначалу кажется непростым и муторным, но в целом (после того, как сдохнешь раз десять и в итоге запомнишь путь), он воспринимается весело. Еще создатели, видимо, вспомнили о головоломке с включением охранной системы в SoT и решили в новой игре устроить нечто подобное. В связи с чем мы получаем пару эпизодов, выбивающихся из основного геймплея - замут со статуей и постройку моста через пропасть во дворце. Не сказать, что был в полном восторге от обеих этих загадок, но впечатление об игре они не испортили (во многом потому, что сам в итоге допетрил, как их решить, без подсматривания в сторонние прохи).
Ну, и как не упомянуть о самой неоднозначной задумке TTT? Внезапно, в третью часть пришел погрызший многие-многие игры страшный зверь, имя которому - QTE. Да, в этой игре победа практически над всеми боссами зависит от верных нажатий кнопок атаки в определенные моменты времени. Нет больше жарких схваток с главарями, памятных по WW, главное - правильно выполнить действия, запускающие нужные скрипты. И, пусть битвы смотрятся эффектно и в общем система QTE не выглядит в игре, где можно отматывать время, инородным телом, все равно возникает ощущение, что игру упростили больше, чем нужно...
Также была введена возможность убийства врагов втихую (по стелсу, как говорится) с использованием того же QTE. Причем игра сделала обычных врагов очень уж непрошибаемыми, чтобы у игрока был соблазн непременно уничтожать их втихую, вместо того чтобы очертя голову лезть в схватку и получать люлей. Ну, что ж. К quick-time event'ам все-таки можно привыкнуть. Особенно когда таки научишься их исполнять как следует.
В процессе игры не раз и не два возникала мысль, что авторы как-то уж перестарались с отходом от стиля предыдущей игры. Плоды этого решения игрок видит уже в начальной заставке. Пусть я в своем отзыве изрядно отругал дамочку, известную как Кайлина, все же ее главное преимущество - потрясающую неизмеримую сексуальность - не отметить невозможно. А что создатели сотворили с ее обликом в TTT? Разумеется, хорошо, что в новой игре разрабы убрали бесячие недостатки этой девицы, сделав ее спокойной и адекватной. Но это не значит, что непременно и достоинство ее в виде красивого облика нужно заменять на ни се ни то. Грустно.
Переходим от Кайлины к другому женскому персонажу, вызывающему у меня гораздо более теплые чувства... и тут не все ладно. Вот эта вот сильная независимая женщина с луком и стрелами как-то не сильно напоминает ту самую Фару из Sands of Time. Ни обличьем, ни поведением. В первых Песках Фара была интересным, незаурядным персонажем; тут же ее характер изрядно упростили. А о том, что химия между персами, чувствовавшаяся в "Песках", ушла куда-то безвозвратно, не хочется и говорить. Слышал о том, что изначально в Kindred Blades (рабочее название первоначальной третьей части) вместо Фары замышлялась совсем новая героиня, и это в общем-то многое объясняет.
В общем, персонажи - не самая сильная черта этой игры. Неплох в этом плане разве что сам Принц. Его борьба с собственными темными началами тут передана достоверно.
К тому же о всех этих нюансах с персами я знал заранее, и особого разочарования не было. Ну, с Фарой немножко...
Еще, по чисто субъективным ощущениям, игра обладает некой затянутостью. Порой весь этот паркур казался малость однообразным. В SoT и WW у создателей получалось разбавить рутинность геймплея уместными сюжетными вставками и интересными дизайновыми задумками, а в TTT, на мой взгляд, с этим похуже.
Но, так или иначе, проходил игрушку с интересом. Крепкая и качественная, она дает игроку именно то, что он хотел от такой игры. Все фишки тут работают - как идея с Темным Принцем, так и разные геймплейные нововведения. Да и вообще как завершение трилогии игра работает, и это главное.