Так, если по пунктам (разумеется, вс ниже следующее - IMHO):
Графика
Устарела, по детализации объектов это уровень 2004 г. Отпимизацию оцениваю как среднюю, т.к. нагруженность сцен объектами, как правило, значительно большая, нежели у большинства "коридорных" шутеров (тот же HL2) в связи со спецификой жанра - FPS\RPG, потому лаги на средних машинах простительны. Речь, разумеется, идет о простейшом из доступных в игре рендеров, т.к. если говорит о других - о какой бы о ни было оптимизации речи нет.
Сюжет\атмосфера
Самое сильное место в игре - ее бэкграунд. Конечно, Стругацкие и Тарковский для забугорных собратьев пустой звук (странно, что на Вики их упомянули, а в игре нет), но адаптация для игры была сделана на мой взгляд вполне удачно. Добавлены казалось бы ни к селу ни к городу несколько вещей, такие как О-сознание, имеющее для игры сюжетообразующее значение, и завлекательный ориентир для западной братии - ЧАЭС, удачно вписанные в общую канву. По сути это элементы адаптации текста и находок киноленты (ну не гайки на веревках, а болты в игре - что с того?), чтобы игрок не скучал - игра-то штука интерактивная, дотошная "экранизация" - плохой подход в данном случае.
Сюжет разворачивается с конца и, как всем уже известно, приводит к по сути трем не равнозначным концовкам, а не семи: для жадных - Монолит (5 обманов хитрож*пого булыжника); для интересующихся (вторая линия игры помимо Исполнителя Желаний - судьба Стрелка) - вступление в О-сознание; для борцов за счастье человочества со всем присущим ему несоверешенством -
небольшой "кориднорный" шутер на полчаса - уничтожить О-сознание, вернуть все как было.
Отдельный поклон художникам и дизайнерам локаций - очень ностальгический совок, даже для тех, кто при нем и не жил-то толком. Их работа значительно восполняет лакуну графической составляющей игры - смотрится. Этим игра опять напоминает пресловутый HL2, который на самом деле ни на йоту не похож на нее, кроме как атмосферой. Но тут атмосфера передана значительно полно в связи опять же со спецификой жанра. Сюда же до кучи - реплики персов, хорошая не куцая русская ругань и феня, вместе с тем не перешагивающая планку недозволенности.
Вообщем и целом - удачный контент в стильном обрамлении "совковый киберпнак", дело за воплощением, т.е. геймплеем.
Геймплей
Самое слабое место в игре (даже не графика) - геймплей. Хотя геймплей все же есть и даже с претензией. Предполагалось многое - не всему верить надо было, но как минимум, что могло бы быть сделано - живой мир со всеми вытекающими, но сделано не было.
Как RPG игра едва ли STALKER'а можно расценивать серьезно, кроме основных двух линий - поиски "Исполнителя Желаний" и "достать Стрелка" - ничего примечательного в ней нет. Побочные квесты стандартны и не интересны, не говоря уж об отсутствии мотивации их выполнения. Как будто денег и так не хватает? А экспы нет в принципе, ранги "новичок-оптытный-мастер-ветеран" не в счет, поскольку система начисления каждого нового ранга тривиальна - по-видимому, зависит от количества трупов на счету или около того. Как-то было заявление разрабов в том духе, что экспа не делается спецаильно с тем намерением, чтобы игрок качал реальные собственные скилы в игре, а не виртуальные. Что ж следует сказать, что в чем-то им это удалось - на "мастере" первые бои действительно вопрос жизни и смерти, а к концу игры - можно перстрелять всю Припять безнаказанно. Только не ясно лучшему ли такой разрыва между началом и концом игры?
Так или иначе, но мир мертв, и ни побочными квестами, ни чем иным не скрыть сего факта. Этот мир родился и живет ради игрока, все исходит от него, все делается ради него - кучи мутантов и зомби, толпы сталкеров, армии долговцев, свободовцев, монолитовцев и наемников, блокпосты военных (вообщем, прорва народу и не только народу) и весь их AI - в том, как надавать тумаков главному герою, на повседенвную жизнь AI расходуется по минимому, видимо, сил у разработчиков не хватило. Видено тысячи раз, обещано в каждом следующем из а-ля RPG проекте (та же Gothic'а) милльон раз, а и воз и ныне там, как были бесцельно бродящие по воле слепого скрипта или незамысловатого цикла AI боты, так они и остались и в STALKER'е. Убей их - респавн, и так бесконечно. Ни бесскриптового цикла жизни бота с возможностью повлияеть на него извне, ни вменяемой эконмическо модели мирка нет (да, эта затея, обещанная так много раз действительно очень затратна, не STALKER'у "оживлять" до сих пор мертвый мир современных RPG). Толку от их "искуственнго интеллекта" только при ведении боя (подробнее об этом ниже).
Как шутер игра в целом удачна. Бои занимательны, AI действует не безупречно (часто упоминают следующий баг - бот не видит игрока в упор), но развлекает игрока как может: "Не ругайте пианиста, он играет как умеет". Часто AI сранивают с "эталонным" FEAR. Справедливости ради стоит отметить, что, во-первых, FEAR местами драматизирован (скриптован т.е.), отсюда - эффектные мимолетные сценки как боты создают себе доты, пинком перевернув стол\диван, во-вторых, AI ботов в FEAR - вещь сугубо для применения в тесных и строго означенных декорациях, созданных фантзией дизайнеров. Поставте бота из FEAR в обширные и не знакомые ему декорации STALKER'а - будет превосходная мишень, которую придется незатейливо прикочсить, в то время как STALKER'овский бандюга может встретиться где угодно на просторах игры и будет довльно долго плясать, прежде чем сдохнет, думаю, не расстеряется он и в любой другой обстановке из того же FEAR.
Одно НО - бои уже по достижении уровня "опытный" становятся утомительны, т.к. не привносят каждый раз ничего нового, более того - сложно лишь поначалу, впоследствии противник слишком слаб, чтобы создать достойную конкуренцию (шутка ли 1000-2000 трупов на счету к концу игры за какие-то считаные игровые дни, в освновном, - урки).
И, разумеется, к общим немаловажным минусам стоит добавить тотальный дизбаланс - тут нечего добавить и так все ясно, все игравшие столкнулись.
Цепляет в игре все что угодно - сюжет, атмосфера, фанатичная заинтересованность в отечесвтенном долгострое, принципиальная позиция во что бы то ни стало прикончить игру, да тот же геймплей. Но вот как раз последнего не хватает на необходимые для игры ~20 часов времени - пройдено, было, утомляет, сколько можно? Вердикт: цеплят, но не держит до конца.