Перепрошёл Megaman X8 на сложностях Normal и Hard с нуля. Сюжет для меня давно уже стал запутанным и не очень интересным, сосредоточусь на геймплее.
Неоднозначная, но также недооцененная игра именно из-за того, насколько сильно она отличается от привычного конвейера множеством частей ранее. Уже на вступительном уровне немалое количество отличий бросается в глаза - сразу три персонажа по очереди, а именно Икс, Аксл и Зеро, уничтожают врагов, с них рассыпаются в огромном количестве деньги, на экране набирается счётчик комбо, навигаторы названивают, чтобы подсказать про ту или иную механику, а в довершение ко всему игрока обучают переключению между персонажами и использованию Double Attack, когда сразу двое персонажей моментально убивают всё, что можно убить, или наносят колоссальный урон боссу. После убийства первого босса миссия завершается с выдачей ранка игроку, который впрочем ни на что не влияет, далее игроку доступен стандартный набор из восьми уровней и магазин. При этом на каждый следующий уровень игрок может взять двоих персонажей и одного из трех подсказывающих навигаторов.
Главные герои игры с самого начала способны на многое в отличии от ранних Иксов. Все три персонажа умеют дэшить на земле или в воздухе. Икс может заряжать свой бастер, Зеро убивает всех мечом, а Акслу доступна автоматическая стрельба в восемь сторон, позволяющая ещё и зависать в воздухе. Ко всему этому добавляются аж 24 спецоружия - по восемь на каждого персонажа. По мне большая часть из них слабо применима для уничтожения врагов, хотя лазер Аксла наоборот слишком мощный и не умеет разве что сбивать щит. Да, механика, которая также есть в мегамене 11, появилась в иксе 8 - чардж Икса, комбо Зеро или очередь Аксла способны пробить любой щит, что у мелкого спрятавшегося меттула, что у сильного босса.
Здешняя восьмёрка уровней один из моих любимых примеров того, как правильно можно их сделать максимально непохожими друг на друга. Здесь есть уровень с комнатами-испытаниями, стелс, поездка на Райд арморе, поворачивающийся уровень, побег от бешеного механилоида, достаточно жёсткое инферно с лавой и шипами и ещё два уровня, которые единственные в полном автоскроллящемся 3д и которые как раз самые сомнительные в игре из-за своей занудности. В инферно также присутствует сомнительный левел дизайн, когда неаккуратный игрок падает сразу на шипы, но по большей части уровни здесь сделаны очень хорошо и интересно.
Одна из уникальных особенностей серии Икс - это конечно же обилие секретов и необходимость перепроходить уровни для их взятия. В X8 они самые разнообразные. Игрок может находить секреты, просто отклоняясь от основного пути, используя различные спецоружия, а также имеющиеся и свежеполученные возможности героев - например Аксл умеет парить, Зеро способен делать двойной прыжок, да и Икс в броне научится заряжать спецоружия, высоко прыгать и не только. Огромный плюс игре за то, что можно комбинировать разные части разных комплектов брони для Икса и не надо собирать броню полностью, как в X5 и X6. Также ещё одна способность Copy Shot, про которую стоит сказать отдельно, позволяет Акслу копировать способности некоторых реплоидов и использовать их, что также важно для взятия секретов. На некоторых секретах можно застрять и скорее всего так и получится, но большую их часть игрок возьмёт без проблем, главное не забывать прислушиваться к навигаторам.
С продвижением по игре игрок накапливает всё больше и больше денег и получает возможность покупать самые разные апгрейды и не только. С этим также связана переделанная система жизней - игроку теперь потребуется их постоянно покупать, так как по умолчанию на Normal их дают всего две штуки, а на Hard их вообще не дают. Поэтому в рутину превратится процесс покупки Retry чипов - их к слову можно купить не более трех штук, но уровни достаточно короткие, чтобы это вызывало серьёзную проблему. Также в магазине можно прокачать здоровье персонажей, купить одноразовую желанную защиту от шипов, пополнить за небольшую плату Sub Tank и Weapon Tank вместо унылого фарма энергии и т. д. Многие апгрейды покупаются отдельно для каждого персонажа, но за одно прохождение игры игрок успеет купить большую часть апгрейдов кроме самых дорогих и при этом не очень полезных.
Боссы к сожалению мало запоминаются. По мере прокачки персонажи становятся настолько сильными, что практически любого босса можно таранить почти напролом. Даже на сложности Hard можно забить на спецоружия, так как во-первых стандартные оружия наносят хороший урон, во-вторых переключение между персонажами абузится в том плане, что повреждённый персонаж лишь половину здоровья теряет навсегда, а вторая половина восстанавливается, пока персонаж отдыхает. Ну а в-третьих Double Attack и приём Giga Crash у бронированного Икса напару способны снести едва ли не половину лайфбара у босса! Но справедливости ради боссы сами по себе имеют хороший набор атак и вдобавок режим рейджа, когда на малом количестве здоровья боссы становятся неуязвимыми и забрасывают игрока особо сильными атаками - хотя бы тут потребуется постараться.
Финальные уровни к сожалению не настолько хороши, как основная восьмёрка - лифт, рефайты, немного шипастого платформинга и финальная битва. Здесь на мой взгляд особенно сильно бросается дизбаланс в прокачке между персонажами. Если в самом начале игры Икс не впечатлял на фоне Зеро и Аксла, то уже бронированный Икс, который может спамить Гигакраши и вообще не терять навсегда здоровье при уроне, существенно усиливает команду, тогда как вторым персонажем не особо важно, кого брать. Если игрок не умеет абузить всё вышеназванное, последние боссы вызовут серьёзные проблемы, но если умеет, то только подлая концовка самого последнего босса доставит сложности игроку.
Неслабое количество критики получилось под конец моего отзыва. И тем не менее X8 остаётся для меня примером того, как в новой части мегамена можно сделать очень разнообразные и интересные уровни. Какие-то нововведения улучшили игру, какие-то сомнительно повлияли на её баланс, но лично для меня эта игра была и будет стоять в моем рейтинге выше, чем Иксы 5, 6 и 7. Если вы не являетесь хардкорным фанатом, всё-таки рекомендую играть на сложности Normal, так как увеличенное количество жизней и здоровья поможет привыкнуть к игре и придёт на помощь в самые раздражающие моменты. А если захочется потом оценить максимальную сложность, то сделать это можно быстро благодаря опции New Game+, сохраняющей собранные ранее секреты.