А что в ней плохого Не знаю, я играл с удовольствием, хотя может быть потому, что это одна из моих первых jRPG...
Я проходил ФФ4 четыре раза - на ГБА (U), на ЗЫЧ, и ещё 2 раза на ГБА (E) (записывал прохождение). На СНЕС не играл. Вот мои соображения почему ФФ4 не стоит играть если конечно вы не мазохист.
- Слишком частые рандом энкаунтеры, иногда бывает всего один шаг от предыдущего энкаунтера. Я проходил ФФ1, ФФ2, ФФ3, фф5, ФФ10 и ФФ10-2 и нигде не было такого безобразия.
- Магию нельзя купить или найти (не считая саммонов под конец игры), нужно качаться чтобы получить её. Мне пришлось ходить пешком по кислоте и лечиться каждые 5 сек, потому что до float мне не хватало 3 или 4 уровня, а проходить потом было бы бесполезно, после гигантского робота нож уже не достать.
- Последний босс это просто игра наудачу. Вначале он делает BIG BANG - убивает 3 или 4 персонажей, ты только успел воскресить их - ещё один BIG BANG. И так BIG BANG за BIG BANGом. Конечно иногда он делает перерыв чтобы сделать Whirl, который убивает одного персонажа если ты не зделаешь cure в ту же секунду, но больше 2 таких перерывов он не делал. Вся битва сводиться к тому, какая из трёх форм Ашуры выпадет наудачу. Повезло - битва продолжается, нет - тибе пипец. Иногда может повезти если он сделает какую-то другую магию, хоть она и отнимает более 1000, но ты рад этому всё равно что выйграть в покер с двумя шестёрками против 5 человек. Если хочешь, могу последнюю часть своего прохождения показать, я наверное только с седьмого раза смог завалить его.
- Слишком сложные битвы по нескольким причинам.
-- До безобразия быстрые враги. Если игрок получает pre-emptive strike и зажмёт кнопку, только 2 (иногда 3) из 5 персонажей успевают что-то сделать до врагов, если враг получает атаку первым или сзади - каждый враг успевает ударить дважды перед тем, как у игрока появляется возможность ударить, тут проще убежать, но первый удар каждого врага вам всё же придётся принять.
-- Обычные враги сильны настолько, что каждая битва становиться невыносимой. Например в пещере сильфов (где кислота) у каждого врага больше жизней чем у игрока, враги нападают по 4-5 штук и бьют не слабее чем игрок, с мальбоо лучше не тягаться вообще. Единственное, они не лечатся. Убегать от них не опция, в пещере с лавой враги делают землетрясение, там без float просто не выжить, поэтому нужно было идти и качаться. Я ещё не говорю про последний данжеон, где бротят бехемоты и викид маски.
-- Говоря о бехемотах, многие враги делают что-то в ответ, можно подумать мол так даже интереснее, но это не так. Это всё равно что бить противника лбом в лоб, только противник теряет где-то 5% сдоровья, а ты можешь потерять больше половины своего.
-- К битвам нельзя приспособится, НИКАК. У всех персонажей только определённая роль. Мало того что ты не можешь получить приемущество, так вдобавок в истории происходит какая нибудь кака, которая делает битвы сложнее. Например когда из команды уходит крутой перс, но самый яркий пример - это когда нельзя использовать металическое оружие, у тебя атака уменьшается, а у новых врагов она увеличивается.
-- Добавь к этому частый рандом энкаунтер и подумай стоит ли в это играть начинающему.
Это я описывал основную часть, без дополнительной на ГБА, которая довольно таки неплохой бонус.
Про историю судить не буду, потому что у каждого своё мнение. Мне показалось середнячком, ничего запоминающегося для меня там не было, кроме пожалуй когда Edge встретил своих родителей. Самое невероятное во всей игре - как Сид смог выжить сразу взрыв, обвал и падение с высоты?