Блин, ну что это за "интересно играть"? Вопрос как раз в том, что в первую очередь нужно, чтобы было "интересно играть". То же и с реплэйабилити. Реиграбельность - это не "решение", а итог.
JeS'S, респект, почти во всем согласен, вот тока конечные критерии применимы исключительно к жанру РПГ, к которому, как я понимаю, ты тяготеешь более всего
.
Так, теперь моя доля рассуждений и брюзжаний на тему того, что хороших игр нынче так мало.
Начнем с
графики. Я конечно понимаю, что люди тусующиеся здесь, меньше всего обращают на нее внимание (условно говоря), но когда играешь в какую-нибудь дендевскую игру, какая бы ни была на сегодняшний день в ней графика, даже если она для денди "не особо", ты понимаешь, да, для денди это руль. Но когда играешь в современную игрушку после увиденных думов, фаркраев и всяких там демок грядущих игр на Unreal Engine 3, тут уж на подсознании понимаешь, что блин графика аляповатая, все криво, но все таки играешь. То бишь, графика впринципе не главное, но при, скажем так, не очень хорошем раскладе может подпортить не то что первоначальное, а впечатление от игры впринципе. Другое дело, когда мощности "железного друга" не позволяют играть на максимуме, ты хочешь-не хочешь выставляешь настройки на минимум, в итоге получается форменное безобразие, ты играешь, понимаешь что графика крута, но лично у тебя она гэ полное, поэтому играть ты в "это" не будешь. Тут уж у каждого свои предпочтения, я, например, в свое время проходил с диким в некоторых местах торможением Splinter Cell на 32-метровом втором джефорсе на всем низком, но не смог играть во второго принца с выключенными шейдерами (с ними, у меня тогда форся 5200 была, тормозила), но без тормозов, потому что меня в прямом смысле отпугивали пикселясто-квадратные волосы и стены воды (именно стены воды, кирпичные стены воды).
Со
звуком по сути тоже самое что и с графикой - при хорошем исполнении он радует, при хреновом - раздражает, но по сути игру кардинально не меняет, как вывод не главенствует (и не может) среди остальных элементов. Хотя бывают редкие исключения - Thief 3 - как не крути, а "почти" главное в этой игре - звук, ТАКОГО звука до него не было нигде.
Сюжет. Блин, я уже начинаю уставать повторять одно и то же
. Какой бы ни был крутейший сюжет, он не вытянет говеной реализации хотя бы одного из разбираемых элементов. Частный пример - недавний Advent Rising. Крутейший эпический сюжет, написанный известным, в определенных кругах, фантастом не смог отвлечь игрока от корявой графики, кривого управления и "целебрального паралича" главного героя. Плохой же сюжет, по сути, не способен убить отношения к игре. С другой стороны, при неплохой (а иногда даже при отвратительной) реализации всего остального, сюжет способен в разы поднять интерес к игре, хотя бы при первом прохождении (я вот до сих пор, при всех минусах Advent Rising'а, все таки хочу его пройти именно из-за сюжета, ну может еще из-за музыки
).
Другое дело
интерфейс и управление. Помоему самая парадоксальная вещь в разбираемом вопросе. Управление фактически стоит на самом последнем месте, на него обращают внимание сугубо на подсознании, по сути, даже с хреновым управлением можно играть, но сколько нервов и более того иногда реальных денег вытягивает кривая ее реализация. Вот скажите, что, никто из вас не разбивал джойстик об стену (стул, стол, монитор, голову соседа
) или не бил кулаком не по столу, а именно по самой клаве, в припадке ярости, только потому, что из-за корявого управления в самый нужный момент при, скажем, развороте возле пропасти (утрирую) эта самая пропасть оказывалась у вас под ногами? или из-за того, что камера, сделав неописуемый пируэт вокруг "игрового поля", в итоге показала правую ягодицу главгероя, тем самым закрыв половину экрана, на которой происходили самые важные действия, которые при их (действий) пропуске приводили к летальному исходу? То-то же. Если рассматривать не "самое главное в игре, чтоб она была крутой", а "самое главное в игре, чтобы она не была отстоем и в нее не бросили играть на первой же минуте", интерфейс наверное занял бы первое место, но в нашем случае он фактически не важен.
Вот и подошли к самому главному -
геймплею. Как бы глупо не звучало, но и тут главенства нету. Геймплей не сможет потянуть "провала остальных", но, в тоже время, как и сюжет, может сильно приукрасить "происходящее". Для хорошей игры геймплей важен, но, все же, не на первом месте.
Итог. Я полностью согласен с
Евгением Рейхом, он, на мой взгляд, наиболее полно изложил мою мысль (и стоило, блин, писать все вышесказанное). Я считаю, что должен быть балланс. В любой бочке меда есть ложка дегтя, и даже в говне растут розы, другое дело, что река говна эту розу смоет с корнями.
P.S. Насчет упоминавшейся идеи. Идея - это своеобразный элемент "ранней разработки", а разбираемое тут - реализация. Без идеи не будет реализации, даже у говна есть идея.
P.P.S. На самом деле есть еще несколько элементов, которые по сути могут в одиночку вытянуть неудачу остальных. Это, например, такая вещь как дизайн. Ни к чему другому его не отнести, ближе всего он стоит к графике, хотя ею не является. Частный пример, Американ МакГи Алис, банальный экшен, который приедается на втором же уровне (геймплей), как таковая графика ни чем не блещет, а если подумать, даже для своего времени она была отстоем, звук?! - ну звук как звук, сюжет - ну да впринципе неплохо, "обратная сторона" сказки, но главное ради чего игралось - это дизайн - бурная нездоровая фантазия рожденная в гениальном мозгу Американа МакГи. Все равно что смотришь Аниматрицу - каждые десять минут происходящее меняется кардинально: от геймплея (хоть лучше он не становится, но все же некоторые изменения присутствуют) до прорисовки.
Как еще один "главный" элемент можно еще назвать такое понятие как "Брэнд" (именно так, с большой буквы). Это понятие может вытянуть даже самую отстойную реализацию. Если ты фанат "Брэнда", то ты обязательно купишь и даже с большой долей вероятности насладишься той чушью, которая в итоге получилась.
P.P.P.S. Финальный итог всего происходящего немного иной, чем названный мною. На самом деле главное в игре - это то, что игрок сам для себя решит. Кто-то купил себе акустику 7.1 и живет в "своем мире звуковых игр", для кого-то (чаще всего казуалов) - крутейшая графика - это бог, и все что хуже все - отстой, а для кого-то игра - банальный способ убить время - тому вообще на все пофиг. Но главное то, что у каждого свой бзик. Человек сам выбирает, что для него главное, и никакой
Mavado,
Евгений Рейх,
JeS'S или там
Bob не разубедит его в своей правоте.