Не секрет, что Order of Ecclesia самая неоднозначная игра на DS. Сколько разных мнений о ней в свое время высказывали оголтелые фанаты заинтересованные люди, сколько копий поломали, обсуждая ее. Читал высказывания о том, что OoE шедевр, новый виток эволюции серии, огромный шаг вперед; что она ужас, днище, циничный выплеск игровой индустрии, и так далее, и тому подобное. Сейчас, когда страсти давно утихли, все эти войнушки вспоминаются с улыбкой.
Как по мне, Экклезия достойная игра. Она не шедевральна, но и плохой ни в коей мере не является – просто достойная. Проблема лишь в том, что разработчики решили слепить что-то новое, не отходя далеко от концепций старого. Потому, несмотря на очень хорошие моменты - высокий (наконец-то) уровень сложность, некий стиль, атмосферу, внятный сюжет и характерных персонажей, крепко сработанную боевую систему - игра не дотягивает до лучших образцов жанра. И в то же время не обладает самодостаточностью, своеобразием, благодаря которому могла бы себя этим образцам противопоставить.
Честно, я бы гораздо лучше относился к OoE, будь все те аспекты, за которые ее часто хвалят недовольные предыдущими двумя играми на DS, доведены разработчиками до ума. Но - увы, то тут то там вылезает какой-нибудь изъян. Что в графике, изобилующей копипастой из DoS и PoR, что в музыке, где многие композиции на любителя, и слабость звукового процессора DS чувствуется особенно сильно. Атмосфера в OoE присутствует, но крохотные размеры локаций вряд ли ей способствуют...
Геймплей. Очень благодарен создателям игры за то, что они озаботились сделать нормальную сложность, чтобы путешествие по кишащим монстрами закоулкам Трансильвании не казалось, как раньше, приятной прогулкой. Также стоит оценить любопытную систему глифов (Люди, что спешат сравнить глифы OoE с душами AoS и DoS, обычно как-то забывают, что души в большинстве своем были дополнительной, а потому по сути бесполезной фичей, тогда как глифы являются действующим оружием главной героини, и потому куда ценнее)
Но даже такая сложность уходит в никуда благодаря обилию читерных призов и глифов, шквалом валящихся на героиню во второй половине игры. Не побоюсь этих слов, более неровной и дисбалансной игрушки не появлялось в серии со времен Симфонии Ночи. Да что там, по обилию читерных возможностей Экклезия даже превзошла Симфонию! Не верите - посмотрите любое фанатское видео на Ютубе, где вам покажут, что такое терминатор в юбке.
Ну и,конечно, глиф-юнионы - манчкинская возможность, преподносящаяся чуть ли не как главная фича игры.
С монстрами тоже не все ладно. Хорошо, что их AI куда более непредсказуем, чем в досо-поровской развлекаловке. Но опасны они в основном из-за тупого рандома (выскакивают откуда ни попадя), из-за неистового желания прикоснуться к героине любой ценой (летающие демоны так вообще вьются вокруг, как мухи) и из-за любви к зажиманию в угол. Собственно атаки их в большинстве своем просты и малоэффективны, их легко избежать, а магические снаряды протагонистка даже может всасывать на расстоянии. В общем, сложность обеспечивается в основном за счет того, что монстры давят массой. Сие не делает честь программистам игры.
Сюжет... О сюжете, пожалуй, напишу отдельно.
Добавлено позже:
В общем, сюжет. Многие укоряли Экклезию за то, что история в ней похожа на истории в других играх, в частности Circle of the Moon и Harmony of Dissonance. C этой позиции игру, пожалуй, можно и раскритиковать. Но людям, начавшие знакомство с серией именно с Экклезии, вряд ли претензия насчет вторичности покажется существенной. Потому попробуем поговорить собственно о сюжете OoE, сведя к минимуму сравнения с другими частями Кастлевании.
ВНИМАНИЕ! СПОЙЛЕРЫ!
На первый взгляд сюжет неплох, особенно если оценивать по меркам игр, где истории часто пишутся "для галочки" Есть неоднозначные герои, приключения, тайна, драма, неочевидная и не слишком счастливая концовка. Соблюдены все условия для того, чтоб игрок проникся драмой и сопереживал персонажам. Казалось, что еще надо, чтобы с ходу объявить сюжет отличным? Но, стоит копнуть глубже...
... и окажется, что все сопереживание и драма зиждется на лишь на одном персонаже - Альбусе. Это единственный герой игры, способный завоевать симпатию именно своими деяниями. Он смел, целеустремлен, находчив, стремится защитить того, кого любит и в итоге трагически гибнет, пытаясь. Предыдущие герои сражались за абстрактный "мир во всем мире", а Альбус хочет огородить от бед отдельного человека, и потому должен казаться нам, игрокам, ближе, чем накачанные супермены. Чтоб подпортить такой образ, нужно сильно постараться. Ребята, создавшие Экклезию, постарались.
Главная проблема Альбуса - как персонаж он не раскрыт. Мы не знаем о нем, в сущности, ничего - кем он был, что чувствовал, когда шел на смерть, чем руководствовался, совершая тот или другой поступок. Альбус словно бы перенес свою личность на спасаемую им Шаноа, наглухо замкнувшись на ней. Если б Шаноа была столь замечательной, что даже тень от ее образа облагораживала Альбуса. Но нет...
Сразу скажу откровенно - я не люблю Шаноа. Она не делает по сюжету игры ничего такого, за что ее можно было бы любить. Несмотря на всю свою крутизну, она по сути такая же жертва, как и все блондинки из предыдущих Кастлеваний. Причем еще более безнадежный вариант - жертва, которая сама лезет в беду, осложняя жизнь своего несчастного спасителя. Причем лезет в беду периодически и систематически. Если смотрели обзор Ностальгирующего Критика и помните, что он говорил про Беллу из Сумерек, вам легко будет понять, какая она, Шаноа. Тут даже не Доминус, отнявший у протагонистки память и эмоции, виноват - всему причина доходящее до упертости рвение служить тому, кто приказывает. А результат один - из-за нее неплохой персонаж, Альбус, сначала страдает, а потом гибнет. Стоит ли немногословная косноязычная девица сей жертвы - тот еще вопрос.
Остальные персонажи также не блистают. Барлоу поначалу вызывает интерес, но с раскрытием его махинаций резко превращается в очередного клишированного кастлеванского психопата, неоригинального и потому неинтересного. Деревенские жители похожи на переигрывающих актеров и штампованы до предела - типичный кузнец, типичный священник, типичный музыкант. В случае с мамой, сыном и дочкой, а также поваром, слово "типичный" можно смело заменить на "дебильный". Да что там говорить, даже городские жители в Саймоновом Квете выглядели куда более реалистичными. Вдобавок, детскость, которая правила балом в ДоС и ПоР, оказывается, не исчезла в OoE, а просто обосновалась в деревне Вигол и цветет там пышным цветом. "Я большой мальчик, и дойду до дома сам" "Мой кот хочет играть, поймай для него мышку" Ути-пуси!
Учтя все вышеизложенное, получаем, что в Экклезии мог быть неплохой сюжет, но ярые попытки угодить невзыскательной фанатской аудитории помешали сделать из него что-то стоящее. Не самая плохая история в серии (есть и хуже), но и хорошей не является.