Тут, по-своему, все правы в каком-то смысле. Когда выходит что-то новое и интересное, все сразу начинают это копировать, что сейчас, что тогда. Появилась Dune 2 - за несколько лет возникли тысячи стратегий в реальном времени. Quake - миллионы шутеров от первого лица. Urban Chaos и GTA - десятки (ну, такое не все разработчики осилят) игр с открытым миром. Call of Duty 4 - сами видите, что. Minecraft - загляните в Steam Greenlight и тоже всё увидите.
Что хорошо в играх начала-середины девяностых, так это то, что именно тогда появились почти все основные жанры игр. Как оно было в восьмидесятых? На приставках - аркады и платформеры. На компьютерах - ролевые игры, перенесённые с настольных. В общем-то, и всё. А в девяностых появились доступные компьютеры и плейстейшны, и пошло-поехало. Что мне нравится в этих играх - так это то, что они являются яркими представителями своих жанров. Если шутер - то мочилово, много пушек и врагов. Если гонки - едешь и едешь по трассе. Если стратегия - строишь базы и направляешь войска. Сейчас модно мешать разные жанры в одной игре. Ни одна игра не обходится без элементов RPG, даже в мультиплеере. Особенно в мультиплеере. Понять-то издатели и разработчики не могут, что если кому-то нравятся шутеры, но не нравятся ролевые игры, то они будут не в восторге от их "Хэдшот!!! +25 очков! Новый уровень!" Другой побочный эффект - если всё смешать в кучу, продукты в результате будут неотличимы друг от друга.
В общем, если вы задались вопросом: "А не сыграть ли мне в игру такого-то жанра?", то лучший выбор - игра родом из девяностых. Старые игры - именно что игры, а не сборники скриптовых сценок и прямые коридоры между ними. Сейчас игры перегружают ненужными вещами - сюжетом, например, в то время как я на сто процентов согласен с Джоном Кармаком насчёт сюжета в играх. Если я хочу сюжет - я, блин, беру книгу. Иногда сюжет игры меня заинтересовывает, но очень редко.
Некоторые элементы в современных играх мне тем не менее нравятся. Например, упразднение аптечек в пользу автоматического восстановления здоровья. Также я с пониманием отношусь к низкой продолжительности игр. Сейчас достойных игр много, а времени мало, и, когда игра не заканчивается через несколько часов, думаешь: "Ну скоро уже конец?!" Это, возможно, тоже связано с тем, что новые игры похожи друг на друга. Начинаешь играть, какое-то время вникаешь, потом, когда всё уже посмотрел, а геймплей и с самого начала был так себе, уже не хочется играть. Вроде, и пройти игру до конца охота, да вот играть не тянет. У меня уже десятка полтора установленных игр пылятся на жёстком диске. Недавно я начал играть в Dead Space 3. То же самое: всё уже видел в двух первых играх, играю по полчаса, потом надоедает. А на выходных запустил старый добрый Doom 2 и разом прошёл половину. Как в старом анекдоте: Джону Кармаку принадлежит патент на чувство удовольствия, испытываемое игроком от выстрела из двустволки в упор во что-то ему неприятное.
Да ещё и экономический кризис внёс свой вклад. С одной стороны, трэшака стало куда меньше, с другой - стали делать только однотипные военные шутеры про бравых американцев и экшены-рпг с укрытиями. И f2p с эльфами и магами. Какая из крупных игр прошлого года не была продолжением-перезапуском другой игры? Я помню только Dishonored. И что вышло? Игрокам не понравилось то, что она отличается от привычных им игр. Не понравилось им, что игра не решает за них, как в неё играть, а даёт выбор. Кричали: "Обещали стелс, а я прошёл всю игру, тупо рубя всех на куски! Прокачал превращение в крысу, а оно оказалось ненужным!" Но ведь настоящая свобода действий - это не то, когда можешь делать что хочешь. Это когда можешь не делать то, чего не хочешь.
Мне нравятся разные игры, независимо от их возраста - Doom и Black Ops, Duke Nukem 3D и Batman: Arkham Asylum, Герои 3 и Герои 6. Только чем дальше, тем меньше я хочу новые игры. В этом году жду разве что Tomb Raider; может, это будет простой линейный шутер без расхищения гробниц, но выглядит лично для меня интересно. Новый Биошок тоже выглядит интересно, но там я тоже боюсь, что будет всё та же старая игра, только не в подводном городе, а летучем. Я посмотрел игровые ролики и насторожился: главный герой уже не может таскать кучу оружия, и в целом стрельба выглядит как в современных шутерах. А ведь первый Биошок мне понравился прежде всего тем, что он похож на старые игры: много оружия, режим прицеливания не очень нужен, можно сохраняться. Как Quake, только красочный. Если куплю новый компьютер и останутся деньги, то куплю и Crysis 3, в нём хоть графон есть.
Вернуться назад, в девяностые, я бы, конечно не хотел. Хотя бы потому, что с наступлением нового века старые игры никуда не испарились, в них всё так же можно поиграть, да не в порезанные пиратские, "переведённые и озвученные профессионалами", а в человеческие. Наше время хорошо ещё и тем, что энтузиастам под силу сделать свою игру, малобюджетную, но с интересными идеями, и продавать её в интернете. Конечно, большинство инди-игр - тоже тот ещё трэшак, кто-то клепает наркоманские игры, которые простому человеку "не понять", кто-то - закосы под 8-16-битные игры, смысл существования которых мне неизвестен. Но ведь и такие, что лучше многих высокобюджетных игр.
Не знаю, какие игры будут выпускать дальше. Думаю, будет больший упор на открытый мир, и их действие будет происходить в недалёком будущем. Поживём - увидим.