Подправил 8 апреля 2015 года.Игра эта мне попалась на глаза где-то в 1998 году, и сразу же меня заинтересовала. Сохранения не работали. Играли на Курской дуге, потом под Берлином русскими, за Францию, под Берлином немцами. А уж позже в Африке англичанами, потом Нормандия союзниками же, и в конце - Battle of the Bulge, всеми. Только фрицами во Франции и под Курском не играл, принципиально. Всё выигрывали достаточно легко. Играли днями, ночами и неделями.
Потом нашёл версию для ПК, вот основные отличия:
1) Можно выбрать сложность, и там ТРУДНЕЕ! И ближе к реальности. Дальнобойные пушки и танки могут промазать!!!, а пехота может количеством человек в 10 уничтожать танки
и держаться против них таким количеством 2-3 хода!
2) Полки на карте отображены не квадратиками, а танчиками, броневичками, машинками, человечками и пушками, от основной силы в полку.
3) Если кто-то из полков спит или не готов к бою, то они ждут на месте несколько ходов в битве!!! - за это время их можно прибить (даже танки пехотой) и успеть отступить!!!
4) Битва нарисована противно, криво, еле видно. Трудно разобрать. Трудно управлять.
5) Спецназ и авиация часто огрызаются
. Типа, нет, не будем, и всё тут! Успех переговоров зависит от CHARM у CO и CI.
6) После реорганизации можно распределить ресурсы (AMMO, FUEL, FOOD).
7) У офицеров есть параметр ЗДОРОВЬЕ, от боёв он падает. Надо отдыхать.
Потом нашёл ещё инструкцию, так тут кое-что и прояснилось.
Нашёл ответы на множество вопросов, вот мой опыт:
shiningforce : Я сколько не играл в ОЕ, у компа ВСЕГДА бонус скорости при атаке. Плюс компу всегда дают полные отряды, а игроку часть каждого отряда срезают. Хороший боевой дух ускоряет войска в битве, а низкий тормозит. Усталость войск сильно тормозит их в битве, а в компьютерной версии может быть смертельной. И параметр "подготовка" - высокая лучше, но толком ещё не понял её изменения и влияния.
Нужны хорошие параметры у командиров. Я всегда брал AC того, у кого АРТИЛЛЕРИЯ ближе к 99, танки и пехота за 50, а ещё лучше 74-86, бывало и так. Или пушки 84 при пехоте и танках за 70. Ну, и желательно для AC лидерство побольше, но для меня это не было принципиальным. Командирам дивизий - тоже БОЕВЫЕ характеристики. Где танки (Division Report) - туда танки и пехоту повыше. Где танков мало - пехоту и пушки. Для чего это?
При непосредственном управлении боями с такими параметрами можно сильно побить врагов перед отступлением - воевать почти без потерь! Ударил - отъехал. Дальнобойщина при параметре командира 99 бьёт через каждые 2 секунды! То есть, пока вражина подберётся поближе, подготовится к стрельбе, уже можно до половины снять! А вторую половину за 2 встречных удара с обороны. Хорошо помогают городские сооружения, лес, немного хуже холмы. Болота и песок ухудшают.
Атакую даже инженерией (против грузовиков, пушек, слабых и средних танков очень хорошо) и снабжением (нормально бьют грузовиков и пехоту, иногда сбивали слабые танки). Но снабжение атакует через 9-11 секунд - всего 9-10 ударов за битву могут нанести в упор. Зато, очень быстро ездят и патронов возят немеряно:). Можно от парашютистов держать город снабженцами: все ударили, отступили без потерь, а один остался ездить по кругу. Комп тупой, он после нашего отступления вертит свои войска на позициях, с которых отступали.
Несколько таких сдержанных нами атак врага - и от потерь его боевой дух падает, усталость растёт. Заканчивается тем, что он начинает атаку - и сразу отступает (нам пишут победу), а это повышает нам боевой опыт, ускоряя удары войск. Например, гаубица при параметре АРТИЛЛЕРИЯ=94 бьёт на 98й, 95й, 92й секундах. А при том же параметре 94, но с боевым опытом 6 - уже стреляет на 99й, 97й, 95й, 93й, 91й. Или танки - стреляют через 4 секунды при параметре ТАНК=79, а вот с опытом уже через 3, а может, потом даже и через 2 - точно не помню.
Парметры ПЕХОТА, АРТИЛЛЕРИЯ, ТАНКИ - сильно влияют на интервалы стрельбы в бою. При параметре 99 - это 2 секунды, а при 10 - уже 11 секунд. То есть, при параметре 10 - вам до 5 выстрелов, и только потом вы в ответ. Или наоборот (если у меня 99, а у врага 60, то от меня идут до 5 залпов, только потом он может ответить). За броневики, грузовики отвечает ПЕХОТА. Снабды и ремонтники всегда бьют медленно (через 9-11 секунд примерно), а вот немецкий Maultier - это не артиллерия, а возможно, как танк или пехота, потому что у меня стрелял чаще гаубиц и пушек. За инженерию - скорее всего, ПЕХОТА.
Я обычно воевал пушками. При полных батальонах пушек и когда они стреляют каждые 2 секунды можно до начала ударов от врага ПОЛНОСТЬЮ УЖЕ его снести, ну, или до состояния, когда удар будет незначимым уже, например, 99-74-49-29-6 средних танков вряд ли вышибут даже 1 пушку. А танками, грузовиками, броневиками только прикрывался так, чтобы снести всех наступающих - с удара. Иногда отступал, но старался оставить кого-то ездить по кругу, чтобы задержать битву до ничьей, а на новом ходу опять долбить артиллерией и ждать всех в готовности к атаке. Компьютерный "интеллект" туповат - они прут в лоб.
Тактика защиты, в том числе от десанта (сценарии 2, 4, 5, 6): заминировать сплошным кольцом ключевые города. Не подходит там, где есть реки. Там надо оставлять пехоту или и ещё что получше, да предпочтительнее в полках, чем в самОм городе. Для задержки врагов (сценарии 1, 5, 6) - взрывы мостов, минирование узких мест (сценарии 2, 3, 5, 6), бомбардировки (повышают усталость и снижают мораль) и изматывающие атаки (напал - отступил, повышают усталость, но так мы даём врагу очки опыта). Однозначно верно, что забрать все войска и припасы из городов (ибо бомбят) и организовать все однотипные по максимуму в батальонах. Мне нравятся полки с дальнобойщиной и простыми пушками или с дальнобойщиной и техникой (грузовики, броневики, танки). Пехоту всю отдельно собираю. Не на мясо. Она может отдыхать. А обычно гоняет вражеских инженеров и снабдов, стоит в реках без мостов для приманки и для пугательных атак, держит города от десантников. Танки мощные все вместе. Ещё полезно иметь полки с БТРами или грузовиками для оперативного реагирования (ездят по 6-8 клеточек за час), против десанта или для усиления городов.
"Скрытой" техники нет - просто верно подмечено, что кое-что изобретают в ходе битвы, и тогда можно начинать её заказывать. Однако, и у меня в Нормандии союзникам в составе подкрепления бронированного полка прислали M36, которого ещё нет в списке вооружений. Почему же прислали???
Для переговоров со штабом о подкреплении назначьте "CO" того, у кого CHARM=99. А для спецназа и авиации - CI - charm=99.
Приставка как-то мне прибила спецназом командира (под Курском). На эмуляторе я сам многих прибил. Для успеха операции Eliminate приходилось перезагружать сохранение иногда по сотням раз. Так что вероятность при обычном раскладе близка к нулю. Они все в полках с номерами x1: 11, 21, 31, 41. Ранить или прибить их в бою можно при условии РЕЗКОГО СИЛЬНОГО УДАРА, например, полным батальоном гаубиц или мощных танков снести половинный вражий батальон с командиром с удара. Разведка покажет, в каких местах командиры врагов. Всех не убивал ни разу - времени не хватало. Обычно неделя войны - и врагов уже НЕТ СОВСЕМ. Бывало, прибивал даже AC, CO, CI - но их меняли другими. Остались 3 командира у них в итоге: AC, CO, CI - других или спецназ мой прикончил или в бою разгромили. А чтобы этих прибить, надо бить по 11му полку сильными ударами, а его уже не было к тому времени обычно. Или не выдерживал ударов - сразу в землю
. Или не было сильных рядом, а враг атаковал упорно, нарывался же!
При обороне я практически ничего не уступал от начальной линии, кроме редких приграничных городков. Тыл держал всегда! При наступлении сначала ставил своих в оборону, взрывал мосты в сценариях 5 и 6, давил врагов, а потом строил заново - и ехал добивать.
Когда было тяжко (под Курском), то убили много моих полков, но не всю дивизию. А потом и я врагов побил. И заказал в подкреплении инженерный 17й полк (тип выбрать нельзя, да и номера не видно, но заказатьможно), - и ведь прислали!!! Правда, пехоту простую. Я им приказал "МИНИРОВАТЬ" или "МОСТ" - и они рады стараться
. А дрались вообще отлично! Жаль, что в главном меню для инженерных и снабдительных полков нет команды "АТАКА"
. Снабженцев тоже присылали, тоже пехоту. Снабжать могут, а чинить нет. А врагу-компьютеру присылают настоящие войска, а не пехоту.
По поводу внезапных немцев под Седаном - это выпрошенные ими в штабе подкрепления. Поскольку французская занятая часть карты - нижняя левая, то справа и сверху фрицы могут переть. У меня тоже пёрли так грузовиками, сверху и справа, как у
Dazmorg Сценарий 5. Немецкий штурмтигр в 21 полку. Остальных издалека выбил гаубицами или в упор пушками и танками. Тигра этого загасил пушками 75 мм, когда окружил со всех сторон резко (в зад и в бок сносят его хорошо). В другой раз просто измотал, заминировал, у него бензин кончился.
Мои пожелания:
1) сделать ХАК такой, чтобы снять временнЫе границы сценариев.
2) и ХАК такой, чтобы меняться сторонами в игре . Или полностью передавать командование компу (включая звонки, авиацию, спецназ).Вот, например, я их бью-бью, а потом вдруг перехватил командование ими в свои руки, да и давай строить умную и глухую оборону: всё минировать, реорганизовывать, выпрашивать подкрепления, менять генералов - в общем, компьютер играет бездарно
. Особенно легко играть в Нормандии, без разницы кем. НУ ОЧЕНЬ ЛЕГКО побеждал. Наверное, потому что войск мало.