тут больша разница в том, что языки высокого уровня (с, паскаль и т.п.) на 16/32битных системах компилируются в машинный код, и довольно таки быстро работают.
Мегадрайв, Спек - 100% игры написаны на асме. У спека загрузчик - бейсик, пусть и в виде Поке.
Не думай даже так - код на асме всегда быстрее, кушает меньше памяти и тд. Пусть я фи/хе/ровый программист на асме, но даже в моем бредокоде было видно, что скорость выростала - пусть в операциях блитинга до 4 раз по сравнению с паскаль или си.
например АмигаОС (в том числе и Кикстарт) почти полностью написана на C, и летает очень даже шустро.
Игры на Амиге так же юзали в основном асм, по этому поводу читал 2 книжки - одна - это Ассемблер на Амига, а вторая - перевод какой то геймдевелоперской книжки Зетером помойму.
Сама ОС была написана для А1000 на языке BCPL, который считается прородителем Си.
Далее уже много программ писалось на С+асм. Юзались пакеты Сторм Си, Максон Си, Hi-Pascal - подробнее уже не помню. Сам я писал немного на AMOS и Blitz - ну типа бейсики (на самом деле не особо бейсики), но мне очень нравились. И для Амос и для Блитза я компилировал компиляторами, поэтому игры работали уже не в виде интерпретируемого кода. Хотя и как интерпретаторы - игры работали на Амига очень плавно.
а Бейсики на 8-ми битных системах работают как интерпретатор, и естественно с черепашьей скоростью %)
зачастую из бейсика там было только RANDOMIZE USR 0 или POKE 0,0:POKE 0,0:":*&%(*&%
Бейсик на Спеке очень нравится, ни на одной машине не программировал на бейсике, кроме Спека.
Еще есть прикольный бейсик на Амига, там у него есть команда СКАЗАТЬ. Пишешь, что сказать и программа синтезатором речи говорит - круто.