Прошёл два Капкомовских скролл-шутера из одной известной серии.
1943 на NES - вертикальный скролл-шутер военной тематики, хит своего времени и большой шаг вперёд в сравнении с 1942. Полноценная музыка вместо пиликанья и барабанов, множество разных видов подбираемого оружия, циклично меняющихся при стрельбе по поверапу, а также лайфбар, заодно являющийся топливом. За счёт лайфбара можно использовать полноэкранную атаку, на время останавливающую врагов, а при нажатии двух кнопок сработает мёртвая петля, позволяющая спастись от обстрела.
В NES версии также появились заряжаемый лазер и прокачка - можно увеличить атаку, защиту, количество энергии, открыть новые виды поверапов, увеличить время действия дополнительного оружия. Открывать новые виды поверапов важно, ведь это не только новые оружия, но и поверап, пополняющий энергию самолёта сильнее, чем подбор поверапа с надписью Pow.
В игре много невидимых секретов и если пули игрока внезапно пропадают, значит здесь спрятан секрет и нужно ещё пострелять. Секреты самые разные - восстановление энергии, увеличение количества спецоружия, перемещение на экран прокачки, где можно будет потратить ещё одно или два очка прокачки.
Игра длинная по меркам жанра - 24 уровня, почти полтора часа, если играть без ошибок. Я играл с турбокнопкой, чтобы не издеваться над пальцем, дошёл до последнего уровня без продолжений и уже на нём использовал континью. Последний уровень ощутимо сложнее всех остальных уровней за счёт множества боссов подряд, в случае с которыми стандартное оружие слишком слабо, а потому уровень придётся немного заучить. Один поверап я кстати пропустил и как назло не знаю, что делает последний поверап - может перепройду потом игру. Из ощутимых недостатков игры - объектов настолько много, что от этого игра сильно тормозит.
1943 Kai на PC Engine - очень интересный порт. Практически аркадное качество графики, очень приятно звучащая музыка, встроенный автоогонь, ещё больше объектов при меньшем количестве тормозов, лазер как отдельный вид расходуемого оружия, что было и в аркадном 1943 Kai. Вообще аркадный 1943 Kai - это альтернативная версия игры с уменьшенным количеством уровней, при этом сами уровни отличаются, да и игрок управляет вообще другим самолётом. Но в случае с PC Engine сюрпризы на этом не заканчиваются.
Прокачки в PC Engine версии нет, все виды оружия можно заполучить сразу же, достаточно пострелять по Pow столько раз, сколько нужно. Если пострелять очень много раз по поверапу, то и вовсе получится выбить большое увеличение энергии. С помощью Pow можно даже получить мелкие боковые самолёты - их очень легко потерять, но пока они есть, ширина выстрелов удваивается.
Портом на PC Engine занимались Naxat Soft. И на месте, где аркада уже заканчивается, на PC Engine начинается небольшая катсцена, где самолёт прокачивают, после чего стартует вторая половина игры. И это нечто. Все спецоружия усилены, но и враги устраивают такой спам пуль и ракет, будто это уже не 1943, а Zanac. В игре начинает играть абсолютно новый более динамичный саундтрек, фоны новые, боссы новые, происходит что-то невероятное вроде сдуваемых ветром облаков и пуль! Тематики уровней постоянно меняются, количество происходящего поражает, только успевай лечиться и пополнять спецоружия.
Эту игру я прошёл аж два раза - на сложности Normal с продолжениями и без. В случае со вторым прохождением я остановился на лазере и он тут рулит - пробивает сквозь толпы врагов, позволяя при этом выбивать нужные поверапы, и мгновенно выносит любых боссов. На первом прохождении я пробовал шотган, 3-way, shell, но лазер оказался куда более универсален для меня. Повторно прошёл игру даже с большим удовольствием, так как при первом прохождении было ощущение, что я протанковал игру - продолжения к слову назад не откидывают и их пять штук.