в доисторические времена мы наблюдали, например, натянутую на меш ландшафта, созданного по карте высот, текстуру. Например такую:
сейчас же мы наблюдаем винегрет из фактур (можно называть из слоями текстур):
диффузка (вместо которой уже давно используется куча отдельных чистых тайлящихся текстур для каждого типа поверхности, например камень, трава, песок и т.д, которые блендяться вместе по карте этих поверхностей, которая в свою очередь представляет еще одну текстуру
):
нормалмапа:
хаймапа или дисплейсментмапа:
что в результате дает похожий на первый результат, но к этому делу уже применимо адекватное освещение.
Получившаяся лайтмапа:
и наконец тот же результат:
Тут мы видим уже результат обработки целой кучи текстур шейдером, причем некоторые из них могут быть огромного разрешения, другие совсем смешных размеров, но тайляться, так что это уже полноценный материал, не текстура.