В нашей произошло знаменательное событие, которое всколыхнуло практически все формы медиа. Нет, Министерство обороны не запретило продавать на территории страны "Call of Duty", а православная церковь не наложила вето на трансляцию "Дома 2". Просто в соответствии с законом "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" с 1 сентября 2012 года вводятся обязательные возрастные рейтинги для печатной и аудиовизуальной продукции, а также компьютерных программ. Под действие закона подпадают телевидение, радио, пресса, театральные постановки, некоторые интернет-ресурсы и, конечно, видеоигры. Законодатели ограничивают несовершеннолетним доступ к материалам, которые могут плохо сказаться на их психическом здоровье, например, превратить в асоциального параноика со вредной привычкой чуть что бить людей топором.
В самой системе возрастных рейтингов ничего экстраординарного нет. Киноиндустрия США применяет ее с 60-х годов прошлого века: она была утверждена Американской ассоциацией кинокомпаний. Для видеоигр аналогичную систему разработали в Америке двадцать лет назад. Тогда шестнадцатибитные консоли пришли на смену восьмибитным, что сказалось на уровне графики: виртуальное насилие стало реалистичнее. Крупные игровые компании вроде "Sega" и "3DO" сами организовывали комиссии для оценки своей продукции. Однако кровавые хиты "Mortal Kombat" и "Doom" произвели такое впечатление на сенаторов двух штатов, что те потребовали создать единую систему рейтингов. Под их давлением в 1994 году (тоже, кстати, в сентябре) появилась некоммерческая организация "ESRB". Она по сей день оценивает выходящие в США игры.
В 2003 году Европейская федерация интерактивного программного обеспечения приняла для видеоигр систему "PEGI". На нее перешли более тридцати европейских государств, отказавшись от внутренних рейтингов, — в июле этого года к ним присоединилась и Великобритания. Работает эта система таким образом: издатели отдают игры на оценку и прикладывают к ним заполненную форму. Форма состоит из 50 позиций, в которых описаны все разновидности жестокости, сквернословия и сексуальных материалов, которые влияют на рейтинг. Пункты логичные, но при оценке все равно не обходится без курьезов. Например, версию "Iron Man 2" для "Nintendo Wii" оценили как подходящую детям старше 12 лет, а версии для "Microsoft Xbox 360" и "Sony PlayStation 3" — детям старше 16 лет. Просто из-за низких вычислительных мощностей на "Nintendo Wii" тела побежденных врагов исчезают — для экономии видеопамяти, а на "Microsoft Xbox 360" и "Sony PlayStation 3" — остаются. Это сочли реалистичным отображением насилия.
Система "PEGI" игнорирует культурные различия наций и не принимает в расчет, что игрок в одной стране может уронить челюсть на пол от таких вещей, которые игрок в другой стране пропустит мимо ушей. Тем не менее, исследование 2008 года показало, что половина опрошенных родителей учитывает рейтинг на обложке при покупке игры своему чаду. Теперь возрастные рейтинги появились и в нашей стране. Опрошенные нами представители российских подразделений "Electronic Arts", "Microsoft" почти в голос заявили, что новая система "позволит родителям принимать решение о покупке игры, обладая полной информацией о ее содержании. А издатели обязаны приложить все усилия, чтобы должным образом проинформировать покупателей и защитить детей". Казалось бы, мы наконец-то приобщились к цивилизации — пора откупоривать бутылки с шампанским и радостно подбрасывать в воздух геймпады. Но, увы, не все так просто.
Судя по тексту закона, системы маркировки игр на Западе и в нашей стране преследуют абсолютно разные цели. В США и Европе рейтинг позволяет издателям и разработчикам избежать судебных исков от возмущенных родителей, которые увидели, как их ребенок с упоением откручивает голову какому-нибудь персонажу, или вешается на люстре, потому что опозорился в мультиплеере "Battlefield". Оценку производят только независимые организации вроде Нидерландского института классификации аудиовизуальных произведений. То есть, вы всегда знаете, кому отправлять игру, плюс вся система исключительно добровольная. Не хотите получить рейтинг — ради бога, но будьте готовы, что магазины не выложат вашу продукцию на прилавки. Им ведь тоже не нужны проблемы с особо активными покупателями.
В случае с нашей страной удивляет тот факт, что инициатива снова исходит от государства. Рейтинги носят не добровольный, а обязательный характер — издатели и распространители должны сами маркировать игры. Их решение по требованию государственных органов могут проверить аккредитованные экспертные организации. В этих организациях должны работать лица, «обладающие специальными знаниями в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии, детской психиатрии». Кто определяет экспертов? Закон говорит про «уполномоченный орган исполнительной власти». Видимо, подразумевается Министерство культуры, но точной информации нет. К тому же нигде не регламентировано, что делать с поступившими в продажу играми, если государство вдруг решит их проверить. По закону эксперты выносят заключение в течение 90 дней. Прикажете, изымать товар с прилавков? То-то покупатели обрадуются.
Как это у нас часто бывает, чиновники не подготовили почву для вступления закона в силу. Директор департамента издательства компании "Новый Диск", Ольга Латяева, сообщила нам: "Несмотря на то, что закон был принят еще в 2010 году, окончательный вид он обрел лишь в конце июля 2012 года, то есть за месяц до вступления в силу. При этом до внесения последних правок мы не могли предпринимать никаких активных действий, так как ни вид информационного знака, ни требования к месту его нанесения определены не были. К сожалению, приходится констатировать, что первые месяцы после вступления закона в силу будут достаточно тяжелым периодом для рынка лицензионных игр. Законодатель отвел слишком мало времени на подготовку. В итоге это может привести к временному опустению магазинных полок, так как ответственность за нарушение положений закона сурова, а розничные торговцы (особенно крупные сети) вряд ли захотят рисковать".
Сравнений рейтинга
Оригинал
тутЧто за отстой?