Копипащу сюда свой давний отзыв о прохождении SCV4 на втором круге.
Впервые прошел игру на втором круге, в усложненном режиме.
На первый взгляд это не такое простое дело: для 2-го круга нужно сначала пройти с начала до конца на 1-м круге, а игра сама по себе не маленькая. Но, к счастью, есть система паролей (пусть и даваемых лишь после слива всех жизней, а не просто так). Пройти игрушку, сохранить пароль на начало 2-го круга, потом, в другой день загрузить его - и дело в шляпе!
И вот что удивительно - на 2-м круге игрушка ощущается несколько по-другому. SCV4 по меркам серии все-таки одна из самых легких игр. Поэтому, когда играешь в нее, подчас расслабляешься и просто идешь вперед, нарываясь на врагов - ведь благодаря небольшому урону персонажа ошибки игроку прощаются, а убойное допоружие неплохо косит супостатов на пути. И вот, расслабившись, ты рано или поздно вляпываешься в какую-то подставу. А подстав в игрушке хватает - то препятствия на пути, вроде хитрых прыжков и прокручивающихся под тобой платформ, то внезапные враги, такие как летучие мыши, резко срывающиеся с потолка и летящие на вас. Из-за этого игра на первом круге напоминает дорогу, с виду идеально ровную, но периодически подсовывающую вам кочки и ухабы, что вас внезапно встряхивают.
А вот на втором круге не так. Сложность там повыше. Расслабленно уже не поиграть - вражины на пути крепкие, и их больше. Подстав следует ожидать постоянно - те самые внезапные летучие мыши встречаются уже на первом уровне. Допоружие выглядит не имбовым излишеством, а вполне необходимой штукой. Потому тут лучше всего не лететь вперед, а неспешно продвигаться, следя за каждым появлением супостата и вовремя его уничтожая. Мне такое прохождение напомнило даже игры серии Ghost'n'Goblins, конечно, некую их ультра-лайтовую вариацию, но все же.
И такое прохождение мне, внезапно, нравится больше, чем "пробежка по кочкам и ухабам" на 1-м круге. Все дело в том, что, медленно исследуя игру, любуешься ее декорациями, наслаждаешься музыкой и получаешь удовольствие в полной мере.
Вообще к Super Castlevania 4 я приходил постепенно. Вначале, когда заинтересовался серией и прошел подряд большую часть ее тайтлов, игра слабо отложилась в памяти. На фоне Rondo of Blood, Симфонии и ее последователей, да и сеговского Bloodlines она, на мой тогдашний взгляд, терялась. Да и тамошние гиммики (вроде вертикально закольцованной комнаты 4-го уровня, гигантских люстр 6-го и подъема по башне 11-го) больше сердили, чем радовали. Лишь впоследствии стал ценить своеобразие этой игрушки и непохожесть ее на типовые игры серии. Тихая меланхоличная атмосфера, незаурядная музыка и ошеломляющие задумки со временем настолько впечатлили, что SCV4 для меня стала лучшей из всех Кастлеваний. А сейчас, после прохождения на усложненном 2-м круге, игра и дополнительно раскрыла мне еще одну свою грань. Это ли не шедевр? Слово "шедевр" сейчас изрядно затаскали (особенно по отношению к играм!), но к SCV4 оно подходит в полной мере.
P.S. Проходил японскую версию - американская изрядно изменена и урезана цензурой.