Автор: Heathcliff
The Note (яп. название – Koukai Sarena Katta Shuki: The Note)
Платформа: PlayStation.
Жанр: Adventure/Survival Horror.
Разработчик: NK System.
Издатель: SunSoft.
Даты Выхода: 17 января 1997 (Япония), октябрь 1997 (Европа).
Игроков: 1.
Чем больше смотришь на Консолите стримы раскрученных Survival Horror-ов, тем больше хочется поиграть во что-то редкое и неизвестное. С Overblood я уже расправился, две части Nightmare Creatures тоже замучены. Далее выбор пал на совсем потерявшуюся во времени игру – the Note.
Первый раз я узнал об игре в конце 90-х по рецензии в одном журнале, название которого я сейчас не вспомню (в Стране Игр, Великом Драконе, Магазине Игрушек the Note обошли стороной). В том отзыве над игрушкой надругались с особой изощрённостью: автор смачно, в ироничной манере, поиздевался над всеми аспектами игры. В начале 2000-х я второй натолкнулся на упоминание о «Записке» – на почившем сайте pristavki.com в кратком обзоре «страшных» игр ей было посвящено пара предложений с общим смыслом, что это «одна из самых убогих игр» в которые играл автор. Уже заочно сложилось впечатление об the Note как о чем-то запредельном.
Но будучи поклонником Резидента, я заказал ее на emu-russia, когда покупал диски с образами. Запустив просто проверить, в принципе, убедился, что отзывы о ней правдивы и отложил ее.
И вот спустя годы решился повторить опыт. Тем более на зарубежных сайтах у игры оценки хорошие. Были моменты, когда я об этом ой как пожалел:)
Завязка стандартна. В таинственном доме пропали трое школьников. Родители одной из утерянных, получили странные фотографии этого особняка с монстрами и прочими странностями. Удивившись, родичи подписали Акиру – молодого журналиста специализирующегося на оккультных науках. Он, прихватив свою помощницу Анжелу, направился выяснить, а что же случилось с молодежью, да и с чертовщиной в доме разобраться.
При всей общей обыденности завязки само развитие сюжета весьма бодрое. Будет и парочка сюжетных поворотов, драматические события и несколько смертей:) Все сценки происходят на движке игры (ролик будет только в начале) – и выглядят они, кхм… терпимо, терпимо для тех, кто играл в подобное еще в 90-х)
По всем тогдашним стандартам игра начинается в особняке, интерьер которого смотрится бедно, а уж если вспомнить прорисованные задники RE так просто убого. Далее будет перемещение в огромный замок, потом в башню, а заканчивается все канализацией.
Практически 90% игрового времени здесь посвящено брожению по коридорам, поиску ключей, медальонов и разгадыванию загадок (подробнее о них попозже). Убиение врагов тут не самое главное, так что любители крутого экшена явно проходят мимо. Сами враги оригинальностью не блещут: зомби (классические медленные, правда, ближе к концу будут трупы-акробаты (!), гарпии, ихтиандры плюс обязательная животная фауна: собаки, летучие мыши, крысы, змеи).
Есть и боссы, они неплохи и оригинальны, но главный прикол в том, что половину из них будете убивать не вы, а левые люди в сюжетных сценах. Пафосная, но немного корявая финальная бойня слегка ситуацию исправляет.
Дополнительным показателем ориентации игры является то, что в игре ОДИН вид оружия. Стандартный дробовик. Маловато…
Обещанные головоломки. Эххх… Старался играть без прохождения, но разов пять заглянуть пришлось. Ибо наряду с хорошими загадками, решать которые интересно и увлекательно, тут встречаются сверх у*банские моменты. Особенно мне запомнился ключ, который случайно оказался на полу коридора, который был уже давно пройден: о нем не сообщается, а учитывая что освещение плохое - сколько раз мимо него проходил… Еще среди платиновых приколов – некоторые предметы применяются ОЧЕНЬ далеко от места их нахождения – деления на уровни нет, мир целостный. Так что бывают такие случаи, что получив, допустим, медальон вам придется минут 20 ходить по коридорам к месту его применения, и это в случае если вы знаете куда идти. А ситуации когда пункт назначения неясен возникают регулярно. В качестве утешения разрабы сделали анимацию открытия дверей быстрей чем в RE))
Вид на происходящее тоже на своей волне. Он вроде обычен – из глаз, но тут реализован эффект моргания)) Он жутко раздражает первое время, но потом привыкаешь. Система повреждений завязана на этом – чем больше ущерб, тем сильнее закрывается глаз. Реализовано это через, пардон, жопу. Под конец видимость становится настолько плохой, что понять, куда бежать от монстра (да и его самого увидеть) тяжело - и натягивают игрока на раз-два.
Обостряет ситуацию, то что лекарства восстанавливают невероятно мало жизней – счастье что в игре мало врагов… Кстати, подбирать патроны и здоровье в процессе игры не получится. Тут новая «оригинальность» - в игре есть место в стиле J-RPG. Выйдя в дверь, вы оказываетесь в меню, где можно отдохнуть в отеле, и затариться в магазине – все платное, но проблем с этим не возникнет, надо только подбирать с трупов монстров ценности и продавать их. Проблема в другом: дверь с входом находится в самом начале игры, и тратить десятки минут на дорогу в один конец, чтобы просто подлечиться напрягает.
Тут есть еще часы и некоторые загадки на время, которые реализованы не лучшим образом и лучше бы их не было.
Единственное нормально реализованное нововведение – это работа со светом. В каждом коридоре и комнате есть факелы, которые вы благодаря спичкам можете зажигать или тушить. Головоломки, основанные на этом - удачны, некоторые предметы взять в темноте нельзя, а если после убивания монстров зажечь весь свет в комнате, то они в ней снова не появятся. Выглядит забавно.
Не спасает ситуацию и графика – средненькая, серенькая. Но отмечу, что враги и освещение исполнены хорошо. А в остальном стандартненько.
Музыки мало – всего мелодий 6-7, которые повторяются в одной локации. Музон в особняке мне напомнил ритмы из моей любимой игры Breathe of Fire 3 – это симпатичная, но жизнерадостная мелодия, которая совершенно не вписывается в антураж игры. Вот звук неплох, без претензий, только крысы как кони бегают)
Все недостатки управления всплывают в битвах с монстрами – ярости будет много. Работа с инвентарем ужасна, уныла и отнимает кучу времени. Расположение кнопок скажем мягко неудобно.
Как-то много негатива получилось. Можно подумать, что игра отвратительна, ужасна. Но это не совсем так – в начале она увлекает, частые заставки интригуют сюжетом, хотя под конец многочасовые брожения в одинаковых коридорах утомляют, как и одинаковые загадки, общая атмосфера неясности отталкивает – и допроходишь на автомате. Но разработчикам из NK System респект за попытки внести множество оригинальных фишек, которые почти все оказались реализованы неудачно. Так что с The Note ситуация справедлива – ее безвестность заслуженна и оправданна. Получилась игра на редкого ценителя:)
Оценка – 5/10.