The Last StoryА ведь действительно, для Хиронобу Сакагути эта игра фактически стала “последней историей” – по крайней мере, на “больших” консолях. Это была не самая оригинальная сказка, с несколько клишированными, но неплохо проработанными персонажами и вполне стандартным фентезийным миром, очень “сакагутиевская” по своей сути. И это прекрасно, ведь в результате ты получаешь именно то, что и ожидаешь изначально.
Повествует
The Last Story о юноше Заэле, странствующего с группой наемников. Самая заветная мечта нашего героя – стать благородным рыцарем, с чем ему старается помочь лидер группы, Дагран, являющийся к тому же и лучшим другом Заэля, практически старшим братом. В очередной из миссий, при форс-мажорных обстоятельствах, с Заэлем на контакт выходит некая мистическая сила, в результате чего он обретает таинственную татуировку на руке и магические способности. С этого происшествия и начинается основное повествование, где Заэля ожидают придворные интриги, предательства и тяжелый моральный выбор, прежде чем его мечте предстоит стать реальностью. Да-да, не думаю, что это такой уж большой спойлер – концовка нас ожидает счастливая и очень трогательная, а сам эпилог я могу назвать одним из самых продолжительных.
Но не на одном Заэле свет клином сходится – нас ожидает ряд историй и о тех самых наемниках, с которыми он бок о бок путешествует. Мы потихоньку будем узнавать о их взаимоотношениях, прошлом… присутствует и несколько мини-приключений, посвященных конкретным персонажам.
Отмечу, что история, несмотря на отдельные моменты, вышла, скажем так, очень камерная. Большая часть повествования связана с небольшим островом Лазулис, последним форпостом жизни медленно умирающей Империи. Хотя не обойдется и без морского путешествия, придется поучаствовать также в “благородном” разграблении города гураков, извечных врагов Империи. Но все-таки масштабы
Last Story весьма ограничены – мы не будем исследовать огромные континенты, гоняться за “сороконогим помидором-убийцей” или рассекать на чуднОм воздушном корабле. Игра не об этом.
Поскольку начинается игра “с места в карьер”, то довольно быстро мы знакомимся и с местной боевой системой. А система эта серьезно отходит от классики JRPG, перенося “Последнюю Историю” в разряд ARPG. Бои происходят в реальном времени, хотя удары даже находящийся под нашим управлением персонаж наносит автоматически – двигая стиком в разных направлениях мы можем лишь изменять тип этих самых ударов, иногда связывая их в цепочки-комбо. А вот уже блок выполняется вручную. Также вручную придется расстреливать врагов из арбалета – в этот момент камера будет перемещаться за плечо героя, делая игру более похожей на шутер от третьего лица. В эти моменты, пользуясь возможностями моута, можно было бы раздавать врагам зверские хедшоты, как в каком-нибудь
Resident Evil 4… Но, несмотря на свою виишную эксклюзивность, никаких манипуляций с отслеживанием управления и прочими трясками тут нет. Еще один элемент боя, что встретится нам всего несколько раз за игру, представляет собой коротенькие QTE-вставки. И, признаюсь, я был весьма удивлен их присутствием, хотя на деле игровой процесс они не ломают и вполне грамотно вклинены в ход боя, лишь более подчеркивая его остроту.
Разумеется, в подавляющем количестве боев нас поддержат друзья-товарищи. Биться компьютерные напарники будут отчаянно, но приказов особо не любят. Тем не менее, мы сможем указывать тому или иному герою какую именно магию сейчас применить, а также контролировать применение спец. атаки. Не скрою, боевая система достаточно проста, но, учитывая, что бои происходят в реальном времени, иная сюда бы и не подошла – поломалась бы, сбилась динамика боя. А так, схватки тут быстрые, весьма зрелищные, интересные и увлекательные. И это я говорю лишь о стандартных столкновениях, а ведь битвы с боссами еще интересней!
Боссы здесь, как и положено хорошей RPG, зачастую представляют собой не просто “жирного” переростка с крепкой броней, а своеобразную головоломку, где важно не только победить врага, но и для начала понять - как именно это сделать. Ну и особенности “арены”, где происходить поединок, всегда нужно учитывать. Взять хотя бы схватку с Небирусом в “Особняке с привидениями”, когда в моменты своей неуязвимости босс старательно удирает от героев, пытаясь запутать нас в лабиринте комнат. А вот финальный бой, на мой взгляд, не удался – пусть он эпичен, но именно для него необходимо не столько мастерство, сколько количество накопленных уровней за спиной. Как недостаток я это выделяю в первую очередь потому, что вся остальная игра проходится без гриндинга – того, что у нас есть, обычно хватает для любого иного противника… если только не говорить о некоторых опциональных монстрах, но на то они и опциональные. К слову, гоняться за противниками для получения лишнего опыта особо не придется – по ходу прохождения мы будем находить специальные точки, где в любое время сможем призвать волну врагов. И да, с ростом уровня за убийство одних и тех же монстров мы каждый раз получаем все меньше и меньше опыта – такой вот защитный механизм от перекачки.
Кстати о птичках – игра не так и богата на опциональные задания. Они есть, но такого их количества, как, к примеру, в
Final Fantasy 12 или
Wild Arms 5, ждать не стоит. Опять же, ничего удивительного, учитывая скромный масштаб острова Лазулис и общую сюжетноориентированную направленность “Последней Истории”.
Графика в игре выглядит просто шикарно. Стоит лишь взглянуть на прекраснейшую архитектуру города, на внутренние интерьеры графского замка, на жуткие подземелья… как сразу становится ясно, что это одна из самых красивых и технологичных виишных игр и уж точно самая красивая JRPG на платформе. Еще больше похвал заслуживают детализированные, проработанные до мельчайших деталей модели персонажей. Но, признаюсь, за все, а тем более за красоту, нужно серьезно расплачиваться. И… Если вы знакомы с портом
Half-Life 2 для оригинального Xbox, вы понимаете, что я имею ввиду. В
The Last Story очень, очень скверно дела обстоят с частотой кадров. Я особо не подсчитывал, но, на глаз, ни о каких стабильных тридцати кадрах в секунду речи быть не может. Конечно, до слайд-шоу обычно не доходит, но просадки наблюдаются весьма ощутимые, особенно в “тяжелых” сценах. Игре крайне тесно в формате Wii и она гораздо комфортнее себя чувствовала бы на более мощной WiiU. Вот уж кому явно не помешает современный ремейк или хотя бы простой ремастер.
Презентация также выглядит на твердую пятерку, особенно понравилось внимание создателей к деталям. Для примера, возьмем титульный экран – поначалу мне он показался несколько халтурным, ведь в самом начале просто показывают “катакомбы”, по которым нам вот-вот предстоит путешествовать. Но дальше становится интереснее. По мере прохождения, титульник изменяется, позволяя нам лицезреть различные локации – от уже упомянутых катакомб, до вида на остров Лазулис с высоты птичьего полета.
О музыке много писать не стану, ведь это то, о чем говорить бессмысленно – это нужно слушать. Маэстро Уэмацу, как и обычно, постарался на славу, создав насыщенный и разнообразный саундтрек:
В заключении можно лишь отметить, что
The Last Story обязательна к ознакомлению для всех, кто любит качественные и интересные RPG.