Павел Гринёв
сегодня в 18:13
Итак, вчера я посмотрел фильм "Терминатор: Генезис".
И поскольку моего мнения относительно этой картины спрашивали многие, и поскольку я не могу об этом молчать, то предлагаю вашему вниманию мой развёрнутый анализ на тему "Что я ценю в Терминаторе, и что из этого есть в "Генезисе"?":
Что я ценю в концепции "Терминатора" Джеймса Кэмерона?
Историю и видение Кэмерона можно расценивать по-разному, подходить с разных углов, оценивать сюжет, спецэффекты, музыку, актёрский состав... в общем, воспринимать как фильм. Но правильнее всего - помнить, что Кэмерон, прежде всего - художник. С образом Терминатора у него возникло целое видение его (терминатора) мира. По замыслу автора, такая чудовищная по своей природе машина как Терминатор могла быть создана только в таком же чудовищном мире, где царит смерть и исстребление. Этот мир населяют машины, уничтожающие людей, но люди всё равно существуют. И в людях этого чудовищного мира Кэмерон хотел показать то, что они живые... что несмотря на весь ужас, они могут сохранить все качества, делающие их людьми. В обоих своих фильмах, я уверен, Кэмерон хотел раскрыть именно человеческую сторону: показать что творят люди, за что потом расплачиваются и как пытаются этого больше не допустить.
Каким для меня всегда был Кайл Риз? Это человек, никогда не видевший свободы, зелёной травы, никогда не водивший девушек на свидания, но сражающийся с ними бок о бок, вечно голодный и настолько привыкший к боли, что не замечает её. При этом, он превосходный солдат, стратег, умеющий грамотно и быстро оценивать ситуацию. Хотя и способен порой поддаться эмоциям в опасный момент - что, в принципе, говорит о том, что он готов принести себя в жертву ради своей миссии. Физически он слаб, он столь же хрупок, как и любой человек, который вырос в постоянном голоде и страхе. Он вряд ли отобъется без оружия от банды хулиганов, ибо умеет только выживать и прятаться. В его взгляде всегда можно одновременно увидеть целеустремлённость и усталость, но самое главное, что отличает его как героя - он умеет искренне любить. Причём, любить человека, которого никогда в жизни не видел, и умеет это выразить, что характеризует его уже не как солдата, прошедшего войну с машинами, а как человека, сумевшего пронести свою истинно человечкую суть сквозь эту войну. В мире Кэмерона он уникален.
Какой для меня всегда была Сара? В обычной жизни она никогда не держала в руках оружие, тихоня, обычная застенчивая официантка. Даже когда она узнала о себе, что является "матерью всего будущего" - она не могла и не хотела принимать это. Она, пожалуй, единственный герой в мире Кэмерона, который просто стал жертвой обстоятельств. Её сильную сторону, о которой она никогда не подозревала, открыл и воспитал Риз - не потому что знал заранее, а потому что верил и любил её. Поэтому-то она и поверила в себя, поэтому и выбрала свой путь и уехала однажды по той дороге на юг в конце "Т1". В "Т2" она стала такой, какой её помнит Джон. У неё появился Джон - её мИссия, и у неё был Риз - её вера в себя.
Какой Кайл Риз в "Генезисе"? Это здоровый накачанный мужик, который попав в прошлое только и пытался понять что он здесь делает. В его взгляде можно разглядеть целеустремлённость, сильную волю, но никакого страха, усталости, и уж тем более - проявления чувств. Иными словами - практически ничего, что бы могло выделить его среди других бойцов из Сопротивления. От него здесь практически ничего не зависит, он постоянно окружён шутками о том, что ему нужно спариться с Сарой, иначе... Джон Коннор не родится в будущем, в котором и так не будет войны, если её предотвратить. Зачем же он здесь? Не для того, чтобы зачать Джона, не для того, чтобы спасти Сару, а для того, чтобы сказать ей, что из 1984 года (где Терминатор уже построил машину времени) им необходимо переместиться не в 1997-й, а в 2017-й год. Почему? А он и сам не знает. Сделав это, он узнаёт, что является отцом Джона, и что теперь, если он не спарится с Сарой (чего она тоже как-то не особо желает), то Джон не родится и человечество обречено. Нужно ли при этом вообще что-то говорить о любви?..
Мне очень грустно думать о том, насколько в "Генезисе" был загублен такой потрясающий персонаж. Здесь, похоже, уже ОН стал настоящей жертвой обстоятельств, если произносит фразы вроде "На что я подписался..."
Теперь, какая здесь Сара Коннор? Девочка, воспитанная абсолютно неизвестно откуда взявшимся Терминатором. С ранних лет она знает всё о предстоящем Судном Дне и о Кайле Ризе. В том возрасте, в котором Сара Кэмерона разносила подносы в кафе, эта уже мастерски владеет оружием, и готова на всё, чтобы не дать Скайнету придти в этот мир. Уверенная в себе настолько, что встретив Риза - в полной мере командует им, на что он повинуется, оправдываясь тем, что не понимает происходящего вокруг. Сара, в свою очередь, также постоянно выслушивала шутки о спаривании с Ризом из уст Терминатора, что, я уверен, раздражало не только её... Но почему она боится? Она знает, что зачав Джона - Риз погибнет, поскольку так было в реальности, которой... получается, вообще никогда не было. И вот здесь мы видим её неуверенность и страх, которые она упорно пытается скрывать. Она рано повзрослела, и совершенно не позволяет себе проявлять эмоции, поэтому о любви с её стороны также говорить не приходится.
Каким для меня всегда был Терминатор? У него нет ничего человеческого, кроме лица. Если он приблизится к человеку, будучи запрограммированным его убить - человек умрёт в то же мгновение. Когда он запрограммирован защищать - он настоящий парадокс, но в то же время он абсолютно прост и понятен. В этом случае он старается научиться общаться с людьми и понять что ими движет, что не всегда ему удаётся. Из нескольких возможных вариантов ответа он выберет наименее выделяющий его из толпы, поскольку его суть - внедриться в общество людей. Главное для него - цель, программа, задание. Имея это - он не остановится.
Каков Терминатор в "Генезисе"? - Постаревший свиду киборг, всё такой же мило-бесхарактерный, который был послан неизвестно кем, чтобы вырастить Сару и подготовить её к появлению других гостей из будущего. Единственный персонаж, удостоенный актёра-исполнителя из оригинальных фильмов Кэмерона, и потому, даже несмотря на свой почётный возраст - всё так же убедителен. Не убедителен жанр, в котором ему пришлось на сей раз работать - он стал комиком. Киборгу попытались добавить чувство юмора, и ему было просто необходимо шутить, много шутить, практически в каждой сцене со своим участием. В эти моменты я постоянно задумывался - насколько его отоджествляют с персонажем из мира Кэмерона те, кто смеётся над каждой его подобной репликой? Да, он прожил на земле с людьми не один десяток лет, но почему, блин, каждое его появление должно сопровождаться тем, что настолько отличает его от своего образа? Даже в театральной версии "Т2" была вырезана сцена где он улыбается в первый раз, но даже там он это делает в первый раз точно так же, как здесь он это делает в тысячный раз на протяжении 40 лет! Его точно такая же глупая улыбка здесь явно говорит о том, что создателям фильма было необходимо просто рассмешить зрителей его видом, а не передать его некое проявление эмоции. Большой палец и то был один раз - и в точку, но улыбаться его заставляли постоянно, как и произносить фразы, которые любой чип Т-800 счёл бы нелогичными вроде "Рад познакомиться" после втыкания головой в лобовое стекло машины. Но больше всего добила сцена, когда Сара прощалась с Терминатором перед отправкой в будущее и обняла его: 20-ти лет жизни с ней здесь оказалось недостаточно для того, на что в фильме Кэмерона у него хватило одного дня проведённого с Джоном - "понять, почему вы плачете". Вот что ещё так характеризует режиссёра как не этот момент?.. То над чем плакали у Кэмерона, у Тейлора - смеются.
"Терминаторы" Кэмерона - это, на самом деле, многостороннее и высокохудожественное произведение. Его эмоциональная составляющая никогда не уступала зрелищности. Его режиссёрские и сюжетные ходы порой так точно подчёркивали иронию происходящего, что заметив это - не перестаёшь удивляться как он это предусмотрел. Вспомнить хотя бы момент как Сара чуть не убила Дайсона: если вам удалось самостоятельно прочитать на её лице, в момент как она чуть не спустила курок, что она увидела себя в облике Терминатора и перепугалась этого досмерти - вы сможете оценить ещё много из того, что режиссёр вложил в этот фильм. Персонажи у Кэмерона всегда дополняли друг друга, а их характеры он строил по самым очевидным законам - по окружению. Что человека окружает, в чём он развивается - таким он и становится. Однако, в его героях всегда было что-то зарытое глубоко внутри, что не поддаётся влиянию окружения и что выделяет его на фоне остальных персонажей: у Кайла Риза - это любовь к Саре, у Сары - боязнь за человечество, у Джона - сила и несгибаемая воля.
Что же мы имеем в "Терминатор: Генезис"? Это - не продолжение "Терминаторов" Джеймса Кэмерона, это точно. Здесь настолько изменена вся драматургическая и хронологическая линия, что "Генезис" ни коим образом не имеет права называться продолжением истории. Как много среди вас тех, кто сопереживал здесь героям так же, как в своё время сопереживали зрители героям Кэмерона? Как много тех, у кого не осталось вопросов о просходящем в фильме? Как много тех, кто вспомнит музыку из этого фильма после просмотра? Да, это действительно первая на моей памяти картина, в которой я совершенно не услышал работы великого Ханса Зиммера. Я думаю, что многие из вас смеялись над шутками Терминатора в этом фильме, но вот мне почему-то в большинстве этих моментов было не до смеха. Впрочем, я хотя бы был рад тому, что в моменте перемещения во времени Кайла и Сары - никто не обратил никакого внимания на их обнажённый вид, и не пошутил об этом.
На мой взгляд, в этом фильме совершенно не выдержана атмосфера грядущего апокалипсиса. Никакого тёмного окраса и чувства нависшей угрозы, что было даже в "Т3" - я не испытал. Перестав к середине закрывать глаза на мелкие несоответствия вроде разговоров о микроволновках и пиве в постапокалиптическом будущем, или необоснованный массовый падёж Т-800 в момент уничтожения скайнета, я уже старался просто уловить нить происходящего в пространственно-временном континууме и понять мотивацию постоянно появляющихся из ниоткуда персонажей. Но мне мало что в этом удалось.
Я практически уверен, что если люди и ценят этот фильм, то не за то, за что ценили фильмы Кэмерона, и это служит мне утешением. Концовка фильма и совершенно чудесным образом уцелевший и восстановившийся Терминатор явно намекают нам на продолжение, в котором, возможно, появятся ответы на многочисленные вопросы по поводу сюжета... Но на потом оставлено слишком много, для того чтобы оценить данный фильм положительно.
В общем, друзья, того, за что я ценю "Терминатора" - в этом фильме практически нет. Поэтому уж лучше "Восстание машин" и "Да придёт спаситель"...