Да и игра вышла так себе.
Чтобы понять, что не так с самой финалкой и ее оценками в прессе, достаточно вспомнить прописные истины любой ролевой игры. То, ради чего игрок готов тратить от 30 до 100 часов, ведь на самом деле никому не нравится просто так рубить монстров в бесконечных данженах. Аудитория приходит в RPG за увлекательной историей, за возможностью сопереживать героям и погрузиться с ними в неизведанный, чарующий мир. История, герои, сеттинг — это три столпа, на которых обязан стоять любой представитель жанра, жаждущий войти в пантеон хитов.
Мы любим FF9 в основном за красивый ламповый мир, а в FF10 за душу трогала в первую очередь история самопожертвования Юны ради спасения всех остальных. Ну а когда случается triple kill, на свет рождаются FF7 или FF12 — лучшие из всех номерных частей.
Печальная новость состоит в том, что в свежей FF15 пролюблено абсолютно все. В нее просто незачем играть. Вы получите ровным счетом ничего.
Первые проблемы касаются сеттинга, и они были видны за километр еще в Kingsglaive: он никак не объясняется. Более того, спорное решение смешать привычную нам реальность с фэнтезийными элементами выключает наш suspension of disbelief и побуждает задавать неудобные вопросы. Как в стране со смартфонами, фотокамерами, газетами и телевидением принц не знает, как выглядит канцлер соседней страны? С которой они вдобавок воюют последние 10 лет. Это равносильно, если бы в СССР никто не знал, как выглядит Гитлер. А между прочим, на этом факте строится основная сюжетная арка. Почему Луна не использует смс, а общается с Ноктом посредством стикербука и волшебной собаки? Что мешает ей договориться о другом месте встречи, а не за тридевять земель? Это основа другой сюжетной арки. Зачем Титан держит метеор? Низачем. Почему население ходит в обычных джинсах и футболках, а сюжетно важные персонажи носят экстравагантные наряды от Тетсуи Номуры? Нипочему. События последних двух глав вообще невозможны, потому что люди не могут существовать в таких условиях.
Еще хуже, что мир вокруг Нокта не просто выдуман левой пяткой дизайнера — он неживой. Это становится ясно в первом же населенном пункте, где NPC без остановок ходят по рандомной траектории, а другие смирно стоят за прилавками. В городах ничего не происходит — это декорации с расставленными по углам статистами. В Square поленились наполнить их хоть каким-то смыслом.
Более-менее сносно прописан только протагонист, у его сайдкиков предыстории просто нет. По мере продвижения по сюжету все четверо вроде как растут, учатся ответственности и все такое, но поставлено это из рук вон плохо — из-за этого игроку кажется, что Гладио срывается на Нокта на пустом месте, а конфликт Промпто вообще высосан из пальца и забывается через 5 минут. Остальные действующие лица — это сборище one-liner умственно отсталых.
Если кто-то надеялся, что JRPG изменятся и повзрослеют с выходом FF15, то Табата приготовил для вас сюрприз. Японцы еще глубже вгоняют некогда прогрессивный жанр в могилу, пытаясь на серьезных щах скормить нам примитивную и дырявую историю про буратин, живущих в мире, в существование которого невозможно верить. Пора признать, что Square не умеет делать современные RPG для сознательного возраста. Не получается ни нормально обновить классику (Star Ocean), ни создать что-то вменяемо новое (I Am Setsuna). В компании перестали понимать, за что люди любят ролевые игры. Вся деятельность Табаты сотоварищи напоминает культ карго — они пытаются следовать модным трендам и заодно собрать воедино куски из прошлых частей, но магии все нет. Нельзя построить самолет, просто сложив каркас из палок. Чтобы получился Ведьмак, нужно еще много ядреного горючего и вместо сердца пламенный мотор.