Игры в жанре "фэнтези" по возрасту сравнимы с исполнителем роли несравненного Конана Арнольдом Шварценнегером. И это вполне объяснимо - ведь в конце концов, каждый взрослый в душе - ребенок, пытающийся спрятаться под кроватью от трудностей реального мира. Сурового мира техники, законов Ома и Кирхгофа, квантовой теории относительности и дифференциальных уравнений. Чем сложнее и изощреннее становилась техногенная "скорлупа", в которой бился людской рой, тем сильнее было желание вырваться за её пределы в выдуманный, сказочный мир, где всё решают меч и магия, не требующие знаний теоретической физики и сопромата. Так родился литературный жанр, известный как "фэнтези". От книг и до кино недалеко, а от кино - и до видеоигр. Я не веду статистики фэнтезийным играм, но могу с уверенностью сказать, что их число в разы превышает количество игр в жанре, скажем, научной фантастики (научной, заметьте, а не про нанокомбинезоны). И "старушка" SMD здесь не исключение. Но если бы мне задали вопрос о том, какая игра для меня поставила знак равенства со сказочным жанром, я бы ответил без сомнений - Golden Axe III. Вынужден признаться, что в значительной мере это потому, что GA III был первой моей игрой на долгожданной телевизионной приставке, появившейся у меня уже в достаточно "преклонном" для приставочника возрасте - в 16 лет. Тогда я совершенно не предполагал, что игры о шестнадцати бит способны оказывать столь сильное воздействие. После Ninja Gaiden III, которую я прошел на японском языке, от чего (в меру своей фантазии) сам додумывал сюжет, мне казалось, что больше меня ничто не тронет. Но я ошибся. Когда, вставив картридж в SMD, я нажал кнопку "Power", я буквально в это же мгновение пал жертвой вступительной музыкальной темы и отлично срежиссированной заставки игры. Прошло несколько минут, и я понял, что стал рабом этого шедевра.
Golden Axe многие называют родоначальником жанра hack'n'slash, что, на мой скромный взгляд, не совсем корректно. Все-таки h&s - это совершенно другая стихия, здесь в пору бы отдать пальму первенства уже упомянутой Ninja Gaiden, ибо сходства куда больше. А GA... GA - это beat'em up потных мужиков в доспехах и с мечами. Даже женские персонажи больше похожи на Халка Хогана, нежели на Одри Хепберн. Первые две части прошли мимо меня, и когда, уже в эпоху эмуляции, я получил возможность познакомиться с ними, мне подумалось, что судьба проявила ко мне милосердие, не заставив пошатнуться веру в прекрасное тогда, на настоящем "железе". Я не хочу никоим образом порочить классику, но играть в GA и GAII после шедевральной третьей - всё равно, что пить "Жигулевское" после абсента. Чем же Golden Axe III так хороша?
Уж точно не сюжетом. История здесь вполне типична для мира волшебства и клинка, достаточно прямолинейна (история, но не прохождение, о чем чуть позже). Но если бы игроков интересовал в играх только сюжет, Fahrenheit вышел бы намного раньше, а American Laser Games правила бы рынком до сих пор, штампуя раз за разом очередной Mad Dog McRee.
На радость почитателям видеоигр, игровой процесс GA III очень увлекателен, в меру сложен и отлично сбалансирован. Нельзя сказать, что пройти игру слишком просто, но и до Ghouls'n'Ghosts ей далеко. По крайней мере, могу точно сказать, что в одиночку не один раз проходил GA III на уровне сложности "hard", и это не привело к разбиванию джойстика об стену или голову разработчиков. Уровни действительно различаются создаваемым настроением. Характерный для боевиков специальный прием - он же магия - у каждого персонажа свой, а схватки с многочисленными противниками приобретают иной окрас, когда игровой герой встречает всадников на драконах и узурпирует этих самых драконов. Впрочем, это было и в первой, и во второй частях Golden Axe. Графически игра похорошела вне всяких сомнений. Не ударяясь в оцифровку кукол, как часто бывало в ту пору, разработчики создали удивительную по красоте картинку, самобытную, живую и динамичную. Если бы игры оставались такими и по сей день, а не устремлялись, подобно мотылькам, к фальшивому огоньку реализма...
Но главная изюминка игры - нелинейность. Относительная, конечно, концовки всего две, и увидеть "хорошую" не так-то просто. Но плюс к возможности повторного прохождения ставим без сомнений. Стоит упомянуть, что я дошел до "хорошей" концовки ещё тогда, когда интернет пока еще оставался "в лучших домах Лондона и Парижа", наугад, задействовав лишь комбинаторику. Не было у меня тогда книжечки, где черным по белому прописано условие безоговорочной победы над злом. Не буду их приводить, ведь кто-то, вероятно, ещё не познакомился с игрой, а тогда интерес потеряется.
И последней ложкой меда в бочке с ним же выступает музыкальное сопровождение. В пику какофоническому пиликанью первых двух частей, GA III звучит одиозно, эпично, с легким оттенком современного электронного рока. Я с большим удовольствием скачал оригинальную звуковую дорожку и наслаждаюсь её чарующими звуками почти каждый день. Если вы это не слышали - обязательно послушайте. Эта музыка вас пленит. Вы будете слышать её даже во сне.
Что ж, далее говорить об игре бессмысленно, ведь искусством, подлинным искусством - им следует наслаждаться, а не читать о нём. Не смею более задерживать, спешите качать и запускать, открывая дверцу в чарующий мир магии игр прошлого.
Искренне ваш,
Tvadimka