Zero4 Champ RR
Дата выпуска: 22.07.1994
Платформа: Super Famicom
Жанр: racing / RPG / life simulation
Разработчик и издатель: Media Rings Corporation
Игры, выпущенные только для японского рынка, зачастую вызывают достаточно противоречивые оценки у западных игроков: одни считают, что лучше пусть они там и останутся, другие сокрушаются, что их так и не выпустили / не перевели.
Вместе с тем, среди чисто японского софта встречаются примечательные вещи, о которых обязательно нужно рассказать.
Одной из отличнейших игр, до сих пор недоступной гайдзинам, является симулятор драг-рейсинга Zero4 Champ RR, вышедший в 1994 году для Super Famicom. Вообще, термин Zero4 в Японии звучит как зеро-йон (ゼロヨン) и означает драг-заезды на 400 метров, иногда проходящие ночью в промышленных районах крупных городов.
Несколько слов о серии Zero4 Champ. Началась она в 1991 году с одноимённого релиза на NEC PC-Engine CD и была выпущена компанией Media Rings, ныне канувшей в лету. Игра продалась достаточным тиражом и в 1993 году для той же платформы вышел сиквел. Две первые части представляли собой драг-гонки с видом сверху и предусматривали использование не только кнопок газа и тормоза, но также сцепления с правильным порядком переключения передач. От мастерства игрока во многом зависел исход заезда. Помимо того, присутствовал сюжетный режим с возможностями покупки и тюнинга автомобилей.
В 1994 году серия переезжает на Super Famicom и выходит на новый уровень с Zero4 Champ RR.
Первый доступный нам режим - режим истории, сюжет которого нетривиален: восемнадцатилетний парень проваливает вступительные экзамены в университет, но не отчаивается и решает осуществить свою мечту - стать драг-рейсером. И вот тут-то мы вступаем в фазу симулятора жизни.
На первое время у игрока есть стартовый капитал, но сразу купить машину и начать рвать всех как стоячих не получится - сначала нужно отправиться в водительскую школу и сдать на права. Процесс этот непрост, зато даёт понять всю механику гонок - как правильно пользоваться газом, тормозом и сцеплением, как эффективно переключать передачи. После получения заветной водительской корочки мы получаем доступ к обширной карте города с несколькими локациями и можем проследовать в автосалон, чтобы приобрести себе автомобиль. Выбрать тут есть из чего: в наличии лучшие представители японского автопрома первой половины 90-х - от маленькой Toyota Starlet GT EP82 до легендарного Nissan Skyline GT-R BNR32.
После покупки машины наши приключения не заканчиваются, ибо железного коня нужно тюнинговать, а для этого требуются деньги. Зарабатывать бабло придётся, как ни странно, подрабатывая охранником, мужественно отбивая атаки крыс на охраняемый объект, тем самым зарабатывая очки опыта. В данном месте игра становится похожа на классические JPRG: ходим по лабиринтам, битвы проходят в изометрической проекции, а игроку доступны три опции - атаковать, использовать предметы или бежать.
Перемещаясь по городской карте, можно посетить магазины тюнинга, но самое главное - заглянуть в те места, где обычно собираются стритрейсеры. Общаясь с другими гонщиками и участвуя в заездах, игрок движется далее по сюжету - к званию чемпиона и осуществлению мечты главного героя.
Настало время рассказать об основной части геймплея - гонках. Если в двух предыдущих частях вид в данном режиме был сверху, то теперь вид стал сзади, с применением широко известного Mode7. Основу геймплея составляет работа кнопками газа и сцепления при переключении передач с помощью последовательных нажатий крестовины - для начала движения, как в реальной жизни, нужно нажать на газ, выжать сцепление и переключиться на первую передачу, нажав влево и вверх. Затем, следя за тахометром, нужно переключиться на вторую, третью и так далее - зависит от числа передач в коробке, которое зависит от выбора игрока и варьируется от четырёх до шести. Словом, это вам не в Need For Speed двумя кнопками орудовать, тут требуется скилл и терпение.
Помимо истории доступен и режим Versus, где можно погоняться на время и просто посоревноваться с ИИ и друзьями (максимальное количество игроков - четыре).
При наличии очень хорошо продуманного игрового процесса, элементов RPG и неплохого сюжета порой трудно поверить, что нечто подобное было реализовано аж в 1994 году и, казалось, дальше будет только лучше - в 1995-м для Super Famicom вышел Zero4 Champ RR-Z, продолжающий сюжет предыдущей части, а в 1997-м - Zero4 Champ DooZy-J для PlayStation и Saturn. Оба сиквела были в целом неплохи, но с 1997 года серия взяла долгий перерыв, была куплена Hudson Soft, а затем, в 2002-м скатилась в унылый симулятор дрифта для PS2 и унылую игру для мобильных телефонов, после чего окончательно и бесповоротно заглохла.
Сегодня остаётся только позавидовать японцам, которым ещё в далёкие 90-е была доступна такая замечательная серия игр. До сих пор ни один Zero4 Champ не переведён на английский язык, из-за чего все прелести сюжета и объяснения игрового процесса скрыты от понимания большинством иностранцев причудливыми кандзи, хираганой и катаканой. Очень хочется надеяться, что в будущем оба Zero4 Champ с Super Famicom переведут энтузиасты и широкие массы игроков смогут оценить эти замечательные симуляторы драг-рейсинга, по качеству исполнения превосходящие многие современные аналоги.
Оценка:
5 из 5