Ну, а теперь давайте подумаем головой. Потому что отыгрывать можно и торт "Наполеон" в палате №6, при должно развитой фантазии.
А, я знаю, что такое RPG. Dungeons and Dragons. Настолка.
Ну вот давай отсюда и плясать. Что мы делаем в настолке?
Отыгрываем Создаем себе персонажа. А дальше управляем им. Только вот незадача - что угодно игрок делать не может, а взаимодествует на мир игры только через своего персонажа. Персонаж описан в игре неким набором характеристик - сила там, ловкость, навыки махания мечом, стрельбы из лука, воровства или даже навык пить (да-да, в Realms of Arkania есть и такое). Совершенно неважно, какие эти характеристики и в каком виде представлены, важно как происходит взаимодействие игрока и игрового мира. В обычной игре всё зависит от игрока - набивай себе крутые комбы и задрачивай боссов на no-damage, коли рефлексы позволяют. В РПГ же всё иначе - от игрока не зависит практически ничего. Единственное, что может сделать игрок напрямую - указать, в какую сторону персонажу развиваться, то есть - создавать роль персонажа. В остальном - всё взаимодействие с миром идёт только через персонажа. Объясняю на пальцах:
- Дерёшься с врагом? Ну-ка давай делай проверку на свою точность и способность врага уклониться, потом проверку на свою силу и прочность вражеской шкуры, подобрать тайминг и уклониться от атаки благодаря своей собственной реакции не получится.
- Видишь сундук? А он заперт. Ключа нет. Если не научил героя мастерски взламывать замки - останешься без награды, либо сломаешь кучу отмычек в процессе. Ну, можешь ещё попробовать вскрыть сундук ломом, но на это способны только персонажи-силачи.
- Уговорить человека чего-то для тебя сделать? Всё зависит от твоего умения общаться. Вернее, даже умений - можно ведь обмануть, запугать, уговорить и т.д.
- Любые попытки использовать или ремонтироваться технику. На машине ты ведь без навыков вождения проедешь ровно до первого столба, так ведь?
И продолжать можно до бесконечности - любое мало мальское сложное действие игра пропустит только с учетом возможностей. Поэтому и называется ролевой - ты создаешь себе роль а потом пытаешься уже исходя из роли как-то играть.
Если подходить к определению совсем строго и сухо, то РПГ может быть только пошаговая игра, так как реальное время убирает способности героя уклоняться и атаковать врага, заменяя их реакцией игрока. Но... есть же всё таки понятие Action-Rpg. Лучше посмотрим на другую характерную: в рпг ролевая механика покрывает все сферы "жизни" героя, а не только боевую часть. Тут как раз и получается, что Deus Ex - ну хотя бы с элементами, т.к. там даже использование защитных костюмов зависит от навыка использования таких вещей, не говоря уж о взломе, хакерстве и плавании.
А что в соусах? Да ничо. Цифирька, отлетающая от врага. Герой даже по-другому махать дрыном не станет, прокачав себе ловкость до предела.
В годоваре урон от оружия тоже можно качать, не забыли? По вашей логике годовар - РПГ, кушайте
А то что где-то на заборе (или википедии) написали, что яблоко - это носорог... ну можно конечно на это ссылаться, как на источник, но кто ты после этого? Никакого "официального деления на жанры" в природе не существует.