ПРОЛОГ
Всем доброго времени суток.
На протяжении сотен тысяч лет человечество эволюционировало, пройдя путь от примитивного гоминида до существа, подчинившего себе множество природных элементов. Огонь, вода, земля, воздух, молния, газ, нефть, металл и т.д. – всё доступно людям для использования в своих целях. И всё это человек забирает у природы. Человек считает себя «венцом творения» - но природу нельзя укротить полностью. Природа мстит людям, подчас очень жестоко и беспощадно.
Одним из наиболее ярких примеров того, как природа может наказать человека, является японский фантастический фильм 1954 года выпуска – «Годзилла». После того, как в Тихом океане проводятся испытания водородной бомбы, к жизни пробуждается огромный доисторический ящер, кайдзю (в переводе с японского «монстр») Годзилла – Король монстров.
Годзилла представляет собой существо, напитанное радиацией. Обладает колоссальной физической силой, выносливостью, способен испускать из пасти тепловой луч. В самом первом фильме олицетворял собой разрушительную природную стихию, бич человечества, направленный на уничтожение всего живого на Земле.
Все попытки уничтожить монстра проваливались, ибо Годзилла вскоре снова возвращался к жизни ещё более могучим, чем прежде.
Впоследствии, став невероятно популярным персонажем, Король монстров получил множество всевозможных противников (как созданных людьми, так и пришельцев из космоса), с которыми сражался на протяжении почти трёх десятков фильмов. Со временем Годзилла постепенно превращается из карающей природной длани в псевдо-союзника людей (однако всё равно не переходит полностью на сторону землян, оставшись навсегда олицетворением тотального разрушения).
Путь Годзиллы по японским, а позже и по мировым кинотеатрам занял в общей сложности 50 лет. Двадцать восемь полнометражных фильмов было создано про этого персонажа[1], десятки противников выступали против Короля монстров, но Годзилла так и остался непобедим. И конечно же, в эпоху развития видеоигр, Годзилла просто не мог не получить игру со своим участием.
И сегодня хотелось бы поговорить о двух играх про самого знаменитого кайдзю в истории, вышедших на 8-битной NES.
__________
[1] Я не считаю ни фильм «Годзилла» Роланда Эммериха, ни фильм «Годзилла 3D» Гарета Эдвардса полноценными фильмами о Годзилле, ибо «Quod licet Jovi non licet bovi» – «что дозволено Юпитеру, не дозволено быку». Японцы подарили миру пусть и местами абсурдные, но всё же Шедевры (да, именно так, с большой буквы), а Голливуд погнался за деньгами и снял два лютых «треша», в первом из которых от Годзиллы осталось только название, а второй получился каким-то… неправильным, что ли. (ИМХО, однако)
_______________________________________________________________________________________________________________________
GODZILLA – MONSTER OF MONSTERS!Платформа: Nintendo Entertainment System
Разработчик: Toho
Издатель: Toho
Жанр: Action
Количество игроков: 1
Первая игра, посвящённая Годзилле на NES, вышла в 1988 году. Разработчиком игры стала та самая компания Toho, из под крыла которой вышли все кинофильмы о Короле монстров. Я увидел эту игру в 1995-м и просто не мог пройти мимо ТАКОЙ игры. Итак, что же представляет из себя «Годзилла – Монстр монстров!».
СЮЖЕТ.
Во вступительном видеоролике, сопровождающемся довольно бодрой музыкой, нам показывают несколько симпатично оформленных сцен, где рассказывают, что в две-тысячи-лохматом году некая Планета Икс объявила Земле войну (однако благородные товарищи, могли бы и так напасть). Полем битвы в этой войне становится вся Солнечная система. На стороне пришельцев выступают Космические Монстры, землян же защищают Годзилла и Мотра (ещё один кайдзю, изначально являющийся Хранителем Земли). Итак, час битвы пробил! А мы начинаем игру.
ГЕЙМПЛЕЙ.
Игра «Godzilla – Monster of Monsters!» представляет из себя action с элементами файтинга. Сначала перед игроком возникает карта планеты, на которой происходит действие. Карта разделена на шестигранники, по которым передвигаются монстры. Сделав ход (Годзилла 1-2, Мотра – 1-4), игрок попадает в одну из зон с видом сбоку, где ему необходимо добраться до конца, попутно уничтожая разнообразных врагов. После прохождения всех зон (их количество равняется числу посещённых на общей карте шестигранников), ход делает противник. Если пути наших ГГ и Космических Монстров пересекутся – начнётся бой. Чтобы попасть на следующий уровень, нужно добраться до точки с телепортером (обычно расположен на противоположной от ГГ части карты).
ПЕРСОНАЖИ.
ГОДЗИЛЛА – Один двух из главных героев игры, гигантский динозавр. Атакует врагов передними и задними лапами, бьёт хвостом, а также применяет свой знаменитый «тепловой луч». Несмотря на габариты, способен высоко прыгать. В отличие от Мотры, Годзилла более сильный и выносливый[2].
МОТРА – Второй главный герой (а может, и героиня). Гигантская бабочка, Хранитель Земли. В фильмах о Годзилле играла большую роль, периодически отражая атаки Короля Монстров, а иногда и объединяясь с ним в одну команду. В данной игре – также союзник Годзиллы. Физически Мотра гораздо слабее Годзиллы, из атак использует пыльцу и лазер, однако может летать и более быстрая.
__________
[2] Лично я всю игру прошёл Годзиллой, уничтожая Мотру в начале каждого уровня. Ну не по нраву она мне (и снова ИМХО)
УРОВНИ/ВРАГИ/БОССЫ
Действие «Godzilla – Monster of Monsters!» проходит на 8 планетах Солнечной системы (семь из них реальные, восьмая – Планета Икс).
Как уже упоминалось выше, каждая планета разделена на зоны, которые бывают следующих типов:
- ПУСТЫНЯ. Самый первый тип игровых зон. Пустыня характерна наличием скалистой местности. Враги в пустыне: самолёты, ракетные установки, лазерные пушки, скрытые в скалах зенитные орудия, электрические антенны.
- ВУЛКАН. Как следует из названия, вулканическая местность. Основные противники в этой зоне: огнедышащие змеи, Жар-птицы, действующие вулканы, НЛО, огненные диски и кольца, вырывающиеся из-под земли потоки лавы. Иногда на поле боя появляется здоровый огненный снаряд, при удаче мгновенно уничтожающий ГГ.
- ДЖУНГЛИ. На самом деле, не совсем правильно называть эту зону «джунгли», скорее – «странный сад». Представляет сплошную стену весьма недружелюбной растительности. Обитателями сего «сада» являются ожившие колонны, самолёты, танки, червеобразные зелёные организмы, растения, атакующие лазерными лучами, гигантские цветы, крабы-растения.
- СУБПРОСТРАНСТВО. Эти зоны представлены тремя видами: а) пустое пространство, на котором растёт гигантская инопланетная «формация», этакий мини-босс; б) гигантский космический корабль из начальной сцены, ещё один мини-босс; в) зона, окружённая этаким «забором» из щупалец, враги здесь в основном – жёлтые корабли, словно сошедшие с Atari 2600, и странные желеобразные существа, уничтожив которые, можно получить много здоровья/энергии.
- КУПОЛ. Эта зона напоминает футуристический разрушенный город. По всей территории расположены странные куполообразные сооружения, атакующие ГГ лазерными лучами, летают НЛО и прочие инопланетные суда.
- КРЕПОСТЬ. Финальный оплот на пути к телепортеру. Здесь враги представлены лазерными и электрическими орудиями, трёхствольными ракетницами, кораблями пришельцев и т.д.
А кроме того, практически в каждой зоне на заднем плане летают гигантские инопланетные корабли, периодически атакуя ГГ.
По традиции, я не буду подробно описывать всех Боссов, чтобы не превращать обзор в прохождение, однако могу сказать, что среди главных недругов Годзиллы и Мотры присутствуют такие знаменитые кайдзю, как Барагон, Гайган, Могера, и даже сам трёхголовый Гидора.
По геймплею всё, перейдём теперь к ТТХ:
ГРАФИКА: 5
МУЗЫКА И ЗВУК: 5
УВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ: 5
СЛОЖНОСТЬ: 4 – Hard. Несмотря на кажущуюся простоту, игра «Godzilla – Monster of Monsters!» способна преподнести немало трудных испытаний.
ОЦЕНКА: 5 из 5
ИТОГ
«Godzilla – Monster of Monsters!» является успешной игрой, прекрасно оформленной как в визуальном, так и в техническом плане. Один из тех случаев, кода и фильм, и игра одинаково хороши.
_______________________________________________________________________________________________________________________
GODZILLA 2 – WAR OF THE MONSTERSПлатформа: Nintendo Entertainment System
Разработчик: Toho
Издатель: Toho
Жанр: Стратегия
Количество игроков: 1
Я вам так скажу – я ждал продолжения «Godzilla – Monster of Monsters!», особенно после того, как в финальных титрах игры промелькнул туманный намёк на «Второй и Третий Легионы Монстров». О том, что на NES есть таки вторая часть похождений знаменитого Годзиллы, я узнал только в 2014-м году, после приобретения компьютера и эмулятора NES. И вот, я запустил игру «Godzilla 2 – War of the Monsters» и что же я там увидел…
ГЕЙМПЛЕЙ
После пары вступительных экранов, на которых японские военные обнаруживают присутствие Годзиллы и готовятся к атаке (следовательно, Годзилла здесь выступает ПРОТИВ людей), игра предоставляет игроку на выбор несколько сценариев. Тот, кто знаком с фильмами о Короле монстров, заметит, что многие названия сценариев слегка напоминают заголовки фильмов («Воскрешение Годзиллы», «Битва трёх монстров», «Вторжение Мотры»). Всего в игре 12 сценариев, проходить которые можно в произвольном порядке. После выбора сценария идёт небольшое описание миссии, и начинается игра. Вот же ж holy sh*t, ну всего я ожидал, но только не того, что появилось после начала первого сценария.
Сиквел великолепной первой части о знаменитом гигантском ящере, крушащим на пару с Мотрой инопланетян направо и налево, - это СТРАТЕГИЯ, пошаговая С-Т-Р-А-Т-Е-Г-И-Я. Ну как можно было продолжение брутального action-файтинга сделать СТРАТЕГИЕЙ! Однако давайте посмотрим на внутреннюю составляющую, быть может всё ещё не так плохо…
Начинается каждый сценарий с того, что игрок получает в своё распоряжение различную военную технику: танки, самолёты, ракетные установки, грузовики и т.д. Где-то ещё на карте возникает кайдзю. Им может быть Годзилла, Мотра, Барагон, Родан, Кинг Гидора и ещё некоторые «личности». Цель игры: на протяжении каждого сценария уничтожить монстров, либо выполнить некие второстепенные задачи (например, собрать части супероружия или «шаттла»). Механика игры: Делаем ход (передвигая технику по карте на определённое число «шагов»), затем ход делает противник. Иногда некоторые монстры становятся вашими союзниками, однако управлять ими игрок не может. И всё бы ничего, ведь на NES существует довольно много подобных стратегий, где мы также управляем войсками, сражаясь с неприятелем, используя схожую механику. В качестве примера могу назвать Desert Commander или серию SD Gundam. Однако всю игровую атмосферу портят две вещи: а) в «Godzilla 2 – War of the Monsters» совершенно отсутствует сюжетная линия, ибо кроме начальных интро, больше никаких связующих сцен нет (да и во время сценария нет каких-либо «внезапных» поворотов) и б) бой. Когда боевая единица игрока и монстр пересекаются, начинает вращаться «колесо Фортуны». Три ячейки, как в казино, образуют некую комбинацию, в зависимости от которой игрок и противник получают определённый урон. Сложность игры заключается в том, что трудно подобрать выигрышную комбинацию, а Боссы в данной ОЧЕНЬ живучие.
Вот так вот и выглядит геймплей второго «Годзиллы». По остальным пунктам:
ГРАФИКА – 3,5. Приемлемо, но не более того
МУЗЫКА И ЗВУК – 3. После крутого саундтрека первой игры, псевдо-японские мотивы звучат как-то… бледно. А уж про испоганенный рёв Годзиллы сотоварищи я вообще умолчу…
УВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ – 2,5. Игра на один раз
СЛОЖНОСТЬ – Не могу оценивать, ибо тут как в казино: «как карта ляжет»
ОЦЕНКА: 2,5 из 5
ЭПИЛОГ
Вот и всё, собственно. Подводя итог, хочу сказать, что для меня игра «Godzilla 2 – War of the Monsters» является очень слабой в плане реализации. Первая часть была действительно классной, это была «истинная» игра о Годзилле. Если бы Toho пошли по тому же пути, у них мог бы получиться достойный сиквел, а может быть и ещё куча замечательных продолжений. Однако на NES из двух игр о самом знаменитом кайдзю в мировой истории только первая оправдала доверие. Вторая часть, к сожалению, вышла скучной и одноразовой.
Благодарю за внимание! И берегите природу…