Серия Street Fighter II
Не часто, но иногда попадаются игры, которые буквально совершают революции и дают жизнь новым жанрам или придают старым свежее дыхание. Одной из таких игр стал Street Fighter II. Первая часть серии, даже по меркам своего времени, была довольно неказистым файтингом, который несмотря на многочисленные недостатки снискал некоторые симпатии у критиков. Впрочем, на продажах игры это не отразилось, поскольку сиквел был выпущен только спустя пять лет и создавался совершенно другой командой.
Концепция игры схожа с идеей первой части: со всего света на турнир, собрались бойцы, чтобы выяснить кто из них круче. Турнир организован зловещим диктатором Байсоном, лидером преступной организации Шадалу, который хочет таким образом расквитаться со своими давними врагами.
Интересные факты:Изначально продолжением оригинального Street Fighter, должен был стать бит'эм ап Final Fight. Какое-то время игра носила название Street Fighter'89. Но потом, в Капком всё-таки решили, что между играми слишком большая разница и название сменили. Тем не менее, согласно канону, Street Fighter и Final Fight происходят в одной вселенной, поэтому персонажи FF довольно часто заглядывают в гости в файтинги SF. Обратное к сожалению, пока не происходило ни разу, поскольку после выхода третьей части на SNES, серия Final Fight ушла в спячку из которой периодически её выводили, римейками и попытками склонировать GTA, но какого-то особого интереса у публики они не вызвали. Графика:Как не странно, но во время разработки, главное внимание уделялось графике, а не игровому балансу или премудростям боевой системы. Игра использовала собственную аркадную платформу Капком, CPS, и отличалась от своих немногочисленных конкурентов красивой и плавной анимацией персонажей (для своего времени разумеется), а также красочными детализированными задниками. В отличие от последующих игр серии, персонажи и арены сделаны в полуреалистичном стиле и отличаются довольно качественной прорисовкой. У каждого персонажа есть собственный портрет, который можно увидеть на экране выбора и на версус экране, а также портрет на котором персонаж показан побитым - они используются на экране, который появляется после боя и на экране продолжений. Надо сказать, что портреты персонажей в этой версии игры, выглядят, скажем так, не очень красиво. Рю выглядят не в себе, Бланка похож на плюшевую игрушку, а Гайл - на безбрового неандертальца. В последующих версиях, портреты персонажей несколько раз перерисовывались.
У каждого персонажа есть своя арена, которая подчёркивает, что действие игры происходит по-всему свету: от китайского рынка до советского завода и от американского авианосца до индийского храма. На аренах, как правило, есть интерактивные объекты, которые можно уничтожить (ящики, бочки и прочее).
Интересные факты:После победы над противником, победивший персонаж говорит какую-то фразу. В японской версии этих фраз 2-3, в американской осталось только по одной фразе на персонажа.Интересные факты:Перевод игры на английский, как и большинства игр того времени пришедших из Японии, оставлял желать много лучшего. Кроме простых граматических ошибок, типа перепутанных местами букв и запятых, попадались перлы и по-интереснее. Например, Рю советует своим проигравшим противникам научится побеждать некоего "Шенг Лонга". Игроки 90-х были уверены, что речь идёт о персонаже, который считался учителем Рю (шутка журнала EGM, которые опубликовали "метод" как поиграть за Шенг Лонга, также подлила масла в огонь). На практике, "Шенг Лонг" - это просто своеобразный перевод "шорюкена", то есть "удара дракона", обычного апперкота, которым обладают Рю и Кен.Музыка и звуки:Игры Капком всегда славились отличными саундтреками и Street Fighter II не только не стал исключением из этого правила, но и подарил миру несколько культовых мелодий, которые стали неотделимой частью образа персонажей. Композитором ответственным за большинство хитов была Yoko Shimomura. Изначально она не хотела писать музыку для файтинга, поскольку считала, что это не подходящий для неё жанр, но позже, ей эта затея всё-таки понравилась. Спустя два года после работы над SF она перешла в Square и музыку для различных переизданий SFII делал уже другой композитор, Isao Abe, который помогал Shimomura писать музыку для World Warrior. Звуки в игре неплохие и их довольно много. У персонажей есть собственные голоса, но они звучат глуховато и не всегда различимы. Программировал звуки для игры Yoshihiro Sakaguchi, который работал над саундтреком для первого Street Fighter.
Геймплей:Подалуй, самым главным, что сделало SFII знаменитым, была даже не графика и не качественный саундтрек, а именно геймплей, который, по сути, задал новую планку для конкурентов. Схема управления, была перенесена из первой игры серии: у игроков снова есть в распоряжении шесть кнопок ударов: три кнопки удара рукой разной силы и три кнопки удара ногой, также разной силы. Блок осуществляется нажатием кнопки назад. Главным отличием SFII от большинства конкурентов и файтингов прошлого, стала отзывчивость управления. Если раньше большинство файтингов не могли похвастаться хорошим управлением и игрокам не редко приходилось просто колотить по кнопкам, чтобы добиться от персонажа нужного действия, то в SFII с этим проблем нет. Персонажи мгновенно отзываются на команды игрока. Также свою роль сыграло наличие отличной физики. Персонажи больше не летают случайным образом по экрану после ударов и не падают с грацией утюгов. Также в отличие от первой части, игрок мог легко выполнить спецприёмы персонажей.
Ещё одним прорывом игры стало наличие системы комбо, которая была результатом программной ошибки. Как описывал один из создателей игры, Noritaka Funamizu, во время одного из тестов он обнаружил, что анимация персонажа позволяет ему связать несколько ударов подряд. Тогда он решил, что в геймплее это будет бесполезной фишкой и что никто не обратит на это внимание. Тем не менее, он решил не исправлять баг, оставив его в качестве "секретной техники". Эта история звучит тем более забавно, что все последующие игры серии и большинство файтингов вобще, стали использовать эту идею, как базу для своих боевых систем.
Между боями, игрок может поучаствовать в трёх бонусных играх. В первой нужно разбить машину (к сожалению в отлчиие от Final Fight после этого "акта вандализма" на арену не выходит человечек и не начинает плакать "Oh, my Car!!"). Во второй - нужно разбить 20 бочек падающих сверху и в третьей - просто разбить несколько бочек стоящих друг на друге.
Персонажи:Само собой, что свою роль в успехе игры сыграло не только качество геймплея, но и количество персонажей: целых 8 играбельных бойцов. Для жанра в котором до SFII и три персонажа на выбор считалось редкостью, это было очень много. И что ещё лучше все бойцы были абсолютно разными (ладно, почти все: в World Warrior Рю и Кен абсолютно одинаковы) - некоторые были очень быстрыми, но не очень сильными, другие были медленными, но обладали мощными приёмами и так далее.
Рю - японский каратист, который ходит по миру в поисках достойных противников. Главный протагонист первой части вернулся главным героем во второй. Он отказался от обуви и из рыжего стал брюнетом. Начиная с этой игры, Рю стал эталоном персонажа Street Fighter - он относительно прост в освоении, у него простой набор приёмов, который легко запомнить и можно применять в разных ситуациях.
Кен - друг и соперник Рю, чемпион США по единборствам, в первой игре подсерии SF2, Кен является полной копией Рю, видимо, чтобы компенсировать невозможность игроков выбирать одинаковых персонажей. В последствии, когда этот недостаток был убран, Кен начал собственную эволюцию. Хотя его стиль и приёмы похожи на приёмы Рю, его геймплей делает больший акцент на Шорюкене (апперкоте), в то время, как геймплей Рю делает больший упор на снаряды (хадукены).
Чун Ли - китайский агент Интерпола, которая стремиться арестовать Байсона и отомстить ему за гибель семьи. Первый популярный играбельный женский персонаж в файтингах (но не первый боец-женщина в файтингах вобще) и потому боец не менее культовый, чем Рю и Кен. Её коронные приёмы - Spinning Bird Kick и быстрый удар ногой.
Гайл - американский военный также охотящийся на Байсона, чтобы узнать о судьбе своего пропавшего друга и наставника Чарли Нэша. Персонаж относиться к так называемой категории Charge Characters, то есть бойцов у которых для проведения спецприёмов надо зажимать и удерживать некоторое время комбинации кнопок. Его коронные приёмы: Sonic Boom, которым в американском мультсериале Гайл решал все проблемы (в том числе тушил пожары и обезвреживал бомбы), а также Flash Kick. Его тема,также стала своеобразным мемом, поскольку считается, что она подходит для любого случая.
Зангиеф - русский рестлер основанный на реально существующем русском бойце Зангиеве. Один из первых, если не самый первый, грапплер в файтингах, то есть боец, который использует в основном различные броски и захваты.
Бланка - мутант из бразильских джунглей. Обладает свеобразным геймплеем и также Charge Character. Может создавать вокруг себя электрическое поле.
Эдмунд Хонда - сумоист из Японии.
Далсим - йог из Индии. Умеет вытягивать руки и ноги на невероятную длину, что смотрится довольно странно, а также умеет плеваться огнём. Позже его арсенал пополнился телепортом (который сначала был багом) и огненным дыханием.
Неиграбельные боссы:Балрог - не очень умный, но крайне агресивный и сильный боксёр, который всегда непрочь использовать читерские приёмы. В бою использует только кулаки.
Вега - испанский маньяк, который сочетает в своём боевом стиле и облике черты ниндзя и матадора. Считает себя самым красивым человеком на свете и потому защищает своё лицо металлической маской. На руке носит перчатку с тремя длинными когтями. В последующих играх серии появилась возможность выбить перчатку у него из руки.
Сагат - один из трёх персонажей вернувшихся из первой игры серии и бывший босс первой части. По приёмам похож на Рю и Кена, только что мощнее.
Байсон - лидер преступной организации Шадолу, который выглядит, как генерал в униформе с металлическими щитками. Управляет энергией psycho-power, которая, в его случае, является воплощением негативных эмоций. В World Warrior не очень сложный босс.
Интересные факты:Имена боссов в игре были изменены в американской версии, по сравнению с японской. В японской версии Байсона зовут Вега, Балрога - Байсоном, а Вегу - Балрогом. Это странное изменение, сохранившиеся до наших дней, объясняется тем, что Капком боялись, что Майк Тайсон может подать на них в суд, за использование его образа в игре. Поэтому, чтобы обезопасить себя, разработчики решили быстренько переименовать персонажей, но поскольку художники и программисты, которые могли бы написать и запрограммировать новое имя были заняты, было принято решение просто поменять имена персонажей местами. Чтобы избежать путаницы, професиональные игроки стали называть этих троих "Диктатор", "Боксёр" и "Коготь". Итог:Благодаря отличному геймплею и богатому выбору персонажей, каждый из которых обладал своей индивидуальностью, Street Fighter II стал мегахитом, породив массу хороших и не очень подражателей и откровенных клонов. Глядя на успех серии, Капком решили, что негоже пропадать такому добру и вместо того, чтобы сразу сделать следующую часть решили внести доработки в уже имеющуюся и тут началось...
Street Fighter II: Champion Edition
Год выпуска: 1992
На разработку улучшения, ушёл почти год и что же получилось в итоге?
Во-первых, и самое главное, боссы стали играбельными персонажами. Хотя у них есть не все анимации, теперь можно было пройти игру за них, а также использовать их в режиме для двух игроков. Их ИИ был сделан слабее, по сравнению с прошлой версией.
Во-вторых, появилась возможность выбирать одинаковых персонажей.
В-третьих, были внесены правки в баланс, в том числе, стили Рю и Кена, впервые, стали отличаться друг от друга.
В-четвёртых, некоторые персонажи получили новые портреты. Коснулось это только тех, чьи арты были ну совсем уж не очень хорошего качества: Рю, Кена и Бланки. Также некоторые детали в концовках были перерисованы. Играбельные боссы, правда, не получили полноценных концовок с артами - вместо этого после прохождения игры, появляется картинка с лицами боссов игры. Наверху, находится изображение босса за которого игрок прошёл игру и снизу по экрану ползёт текст.
В-пятых, аркадный режим стал длиннее и стал включать в себя 12 боёв, вместо 11. Соответственно, третий бонус уровень, с бочками, был перенесён: в оригинале он происходил после боя с Вегой, в CE он происходит после боя с Балрогом.
Как и в оригинальной версии, чтобы увидеть самую полную концовку с портретами разработчиков, надо пройти всю игру не проиграв не одного раунда.
CE также стал мегахитом и бестселлером и вместе с оригинальной версией SFII принёс Капком доход в 2 миллиарда долларов примерно за год. Порты игр также продавались, как горячие пирожки и ставили мыслимые и немыслимые рекорды. Например, версия для SNES считалась самой продаваемой игрой Капком для консолей, вплоть до 2013 года, когда новый рекорд поставил Resident Evil 5. Разумеется ошеломительный успех нового издания, только ещё больше убедил Капком, в том что не нужно торопиться и выпускать полноценный сиквел, а можно ещё поулучшать оригинал...
Street Fighter II' Turbo: Hyper Fighting
Год выпуска: 1992
История появления Hyper Fighting довольно необычна и связана с пиратами. В начале 90-х, аркадные пираты, занимались примерно тем же, что и их консольные "братья по клавиатурам", т.е. делали нелегальные копии игр и хаки. Поскольку SFII был мегапопулярен, а платформа на которой он работал, CPS, практические не имела никакой защиты, то бутлегов (нелегальных копий игры) и хаков было сделано великое множество. В некоторых аркадных залах, количество пиратских автоматов с SFII превышало количество лицензионных. Одним из самых частых "исправлений", которые вносили пираты в игру, было увеличение скорости. Капком взяли себе это на заметку и решили, что раз народу нравится ускоренный Street Fighter II, то они дадут народу официальный ускоренный Street Fighter II.
Разумеется, как обычно, баланс игры был слегка изменён: Рю и Кен получили возможность делать свой коронный "ураганный удар" в воздухе, Хонда получил новую атаку, защищающую его от противников атакующих из прыжка, Чун Ли получила возможность стрелять огненными шарами и делать Spinning Bird Kick в воздухе, Далсим получил телепорт, который в прошлых версиях игры был багом. Бланка и Зангиеф также получили новые приёмы. Кроме того все персонажи получили новые палитры. ИИ бойцов был прокачан, чтобы использовать в бою новые возможности.
Как и прежде, эта версия игры снискала успех, а Капком решили не останавливаться на достигнутом и стали готовить нечто весьма интересное...
Интересные факты:Кроме аркадных машин и консольных портов, HF был выпущен на Capcom Power System Changer, который был, по сути, попыткой Капком сделать свой ответ домашним консолям от SNK, использовавшим аркадное железо Neo Geo. Машина могла использовать джойстик от SNES. Несмотря на все преимущества CPSC была не очень популярна. На неё было выпущено всего 11 игр. Последней игрой для системы стал порт Street Fighter Alpha.Super Street Fighter II: The New Challengers
Год выпуска: 1993
Капком решили, что успешная игра не может быть слишком успешной и решили создать ещё одну версию Street Fighter II, но на сей раз значительно более улучшенную, с новыми персонажами, и самое главное, на новом железе. NC стал первой игрой, которая была выпущена на CPS2, более продвинутой платформе от Капком, которая кроме прочего, обладала надёжной системой шифрования данных, которую смогли взломать только в 2001 году.
Поскольку Street Fighter II был, по сути, портирован на новое железо, то соответственно, изменений в игре было предостаточно: полностью новое оформление игры (включая новое интро, с Рю стреляющим хадукеном в экран), новые полоски жизней, новые портреты персонажей, выполненные в реалистичном стиле, полностью перерисованные арены и концовки (Чун Ли получила две новые концовки на выбор), новые спрайты для старых персонажей (боссы, наконец, получили недостающие удары и полноценные концовки, а некоторые бойцы получили новые победные стойки и анимации). Вся музыка была переделана, качество звуков было улучшено, а диктор игры и некоторые персонажи, получили полностью новые голоса. Также была сделана новая система подсчёта очков и у каждого бойца было 8 разных палитр на выбор. Скорость игры была заметно снижена по сравнению с Hyper Fighting.
Но самым главным добавлением, конечно же, стали четыре новых персонажа:
Тандер Хок - индеец из Мексики. Огромный грапплер.
Кэмми - специальный агент из Англии, с таинственным прошлым связанный с Байсоном (которое было объектом неоднократных ретконов).
Фей Лонг - обыкновенный клон Брюса Ли, вплоть до того, что он также является актёром.
Дии Джей - кикбоксёр с Ямайки.
Надо сказать, что новые персонажи, анимированы чуть лучше старых, особенно это заметно по Кэмми и Фей Лонгу. Разумеется, все четверо новичков получили новые арены и музыкальные темы. Впрочем, в народной памяти закрепилась только Кэмми, которая почти также популярна, как оригинальная восьмёрка из World Warrior. Остальные New Challengers не завоевали такой же популярности.
Кроме этого в игре был специальный турнирный режим, который позволял устроить турнир, объединив в сеть 8 аркадных автоматов с игрой.
Как рассказывают слухи, Капком торопились с выпуском этой версии игры, поскольку хотели опередить конкурентов из Мидвей с их сиквелом к Mortal Kombat, поэтому некоторые идеи так и не были воплощены в этой версии. Разумеется, Капком решили это исправить, выпустив завершённую версию, которая получила название:
Super Street Fighter II Turbo
Год выпуска: 1994
Финальная версия подсерии (ну почти), вышла полгода спустя после NC. Основными измениями, кроме завёршенного оформления, стали:
- новая механика Super Combo. У каждого бойца теперь есть полоска энергии внизу экрана. Когда она заполниться, игрок может ввести специальную комбинацию и произвести суперудар,который отнимет у противника значительную часть жизней;
- возможность джагглить (удерживать) противника в воздухе ударами;
- скорость игры была опять увеличена, а ИИ стал значительно более читерским;
Также, появилась возможность выбирать разные версии персонажей. Выбор, впрочем, небольшой: после введения специального кода игрок может выбрать версию бойца, каким он был в New Challengers. Эти версии персонажей не имеют доступа к Super Combo и не могут безопасно приземляться после броска, однако, у них есть свои преимущества. Оригинальная палитра из прошлых игр серии, есть только у "Супер" версий персонажей.
Super Turbo стала первой игрой серии в которой был представлен секретный персонаж: Акума (или Гёки). С ним можно сразиться, если пройти аркадный режим без поражений. В этом случае, Акума убьёт Байсона и станет финальный боссом игры. На то, чтобы его победить у игрока будет всего одна попытка. Акума является "шотоклоном", то есть персонажем, обладающим двумя коронными ударами Рю и Кена (хадукеном и шорюкеном), но он быстрее, умеет телепортироваться по экрану и его снаряды наносят двойной урон. Поиграть за него также можно, выполнив очень странные манипуляцуии на экране выбора персонажей, но, как водится, его играбельная версия, слабее компьютерной. Во время игры за Акуму, или боя против него, у него не будет портрета и его имя не написано под лайфбаром. В японской версии игры у него две концовки: если Гёки победит Байсона и если он победить самого себя. В американской - только одна.
Казалось бы, вот она Ultimate версия Стрит Файтер II. До поры до времени так оно и было. Капком всё-таки решились продолжить серию, не переизданиями, а полноценными сиквелами и приквелами, но, позже, всё равно сделали ещё одно издание культовой игры, правда, произошло это 12 лет спустя.
Hyper Street Fighter II: The Anniversary Edition
Год выпуска: 2003
Эта версия Street Fighter II изначально была выпущена на консолях в честь 15-летия серия, но, чуть позже, Капком всё-таки решили выпустить аркадную версию игры. HSFII стала последней аркадной версией SFII, а также последней игрой выпущенной на платформе CPS2, что было символично: с SFII началась история платформы, на ней она и закончилась.
Интро игры теперь включало демонстрацию логотипов всех прошлых версий SFII, также у игроков появилась возможность выбирать не только скорость игры, но и различные версии персонажей из всех прошлых изданий.
На выбор даётся 5 разных вариантов:
- Normal (включает только 8 играбельных персонажей из World Warrior; в этом режиме невозможны зеркальные матчи, а также нет альтернативных палитр);
- Champ (включает восьмёрку + боссов, основан на Champion Edition);
- Turbo (действующие лица всё те же, основан на Hyper Fighting);
- Super (восьмёрка + боссы + 4 новых персонажа из New Challengers);
- Super T (все персонажи в игре + Акума);
Самое замечательное, не только в возможности выбора, а в том как это сделано: разные режимы меняют не только геймплей персонажа, но и его портрет, озвучку, звуки ударов и даже набор спрайтов. То есть, на самом деле, в игре 65 разных версий персонажей, а не 17. Арены и концовки почти такие же как SSFII, но в домашней версии, игроки могли выбрать разные версии саундтрека: с CPS1, с CPS2 или из версии для Panasonic 3DO. В качестве бонуса шёл анимационный фильм Street Fighter II: The Animated Movie.
Версии о которых здесь не будет рассказано:[/i]
Super Street Fighter II Turbo RevivalПорт SSF2 для Game Boy Advance с перерисованным артами и аренами, а также Шин Акумой (прокаченной версией Акумы) в качестве сверхсекретного персонажа. Поскольку это был один из ранних проектов для GBA, то Revival не отличается особо красивой графикой и музыкой.
Super Street Fighter II Turbo HD RemixТакже порт SSF2 для PlayStation 3 и XBox 360 с полностью новой графикой сделанной старыми партнёрами Капком, издательством UDON. Кроме того, саундтрек игры также был обновлён музыкантами с сайта OverClocked ReMix. Игра была выпущена только в цифровом виде в сетях PlayStation Network и XBox Arcade Live.