Насчет Фукушимы, которого выставляют чуть ли не за создателя всего и вся, скажу так: сколько бы он там ни сделал (а сколько он сделал, нам узнать видимо не удастся), не было бы Кодзимы, не было бы серии МГС. Потому что МГС - это не просто сюжет голый сам по себе, МГС - это невероятные режиссура и работа с музыкой, причем восхитительно срежисированы здесь не только ролики, но и многие игровые ситуации, что редко удается остальным разработчикам. МГС - это и первый из эталонов игровой озвучки, - до первой части серии никто не уделял должного внимания актерской игре в видеоиграх и озвучку делали в малых количествах и вообще на коленке. Почти во всех своих играх Кодзима также затрагивает какие-то важные темы пусть и не всегда удачно, но это непременная черта всех его игр и после Фукушимы, - у него, что редко бывает в индустрии видеоигр, есть четкое авторское видение своих проектов. Во всех его играх прекрасно проработана игровая вселенная, в мелочах рассказывается о предыстории событий, диспозиции сил, об окружении, предметах, явлениях. Во всех МГСах, и Пис Волкере с пятой частью в том числе, ввиду косвенного отношения событий серии к реальным событиям истории приводится масса исторических справок с их интересной и оригинальной привязкой к событиям игр, - почерк одного человека здесь прослеживается слишком явно. Он сам делал и сейчас делает роскошные, эталонные трейлеры к своим играм. Игра с четвертой стеной и ожиданиями игроков - это тоже черта его проектов еще до первого МГС.
И, наконец, то, чем мог быть первый МГС без Кодзимы, хорошо показывает Твин Снейкс, игра с тем же самым сюжетным наполнением, но не способная вызвать тех же чувств ввиду своей невнятной режиссуры, подпорченной озвучки, переделанных в худшем варианте геймплейных сцен. Мы бы получили добротный хит, но этим бы, видимо, все и закончилось, - никто бы не ставил эту игру так высоко при таком раскладе, она просто была бы одной из многих в великолепной библиотеке Ps One. А фукушимовский Ghost Babel с геймбоя - это просто вольный пересказ первой части, ставить его сколько-нибудь высоко может только самый упрямый сторонник теории о том, что Фукушима - создатель МГС. Мы не увидели на что способен Фукушима без Кодзимы и Ко, и мне кажется, что если бы это было так, то такой непризнанный гений непременно заявил бы о себе, но этого не случилось, посему это такие же разговоры как о том, что за Шекспира все делал кто-то другой. Кто еще сомневается в том, что серия МГС - это, в первейшую очередь, его детище и потом уже всех остальных, советую внимательно посмотреть ряд интервью с ним, где он вполне четко и ясно, с массой тонких замечаний и пояснений, дает ответы на ряд вопросов о серии, особенно о первой части. Человек, за которого многое делал кто-то другой, таких ответов дать не может. Просто у каждого есть свое золотое время, и нельзя раз за разом делать одни лишь шедевры.