[NES Ромхакинг] Урок № 3: Разбираемся в тайловом редакторе YY-CHR Прежде, чем приступить к описанию интерфейса данной программы, я бы хотел сначала объяснить, почему я выбрал именно этот редактор. В Сети вы можете найти множество различных тайловых редакторов, таких как: Tile Molester, NES Screen Tool, RomArtist, Tile Layer Pro, GIMP и др.. Некоторые из них имеют расширенный набор инструментов и за них нужно платить (за GraphicsGale, например, точно нужно, поэтому я его удалил у себя), остальные - имеют более простой понятный интерфейс и не нуждаются в активации. Но я бы хотел особо отметить YY-CHR за то, насколько простой и понятный у неё интерфейс, и самое главное - то, что все функции находятся прямо перед вами! Не нужно постоянно лезть в менюшки, пытаясь что-то сделать - все функции у вас перед глазами.
Ну, что ж, если вы скачали последнюю версию
YY-CHR - тогда вперёд и с песней! Начинаем копать!
Открываем программу, разглядываем её интерфейс:
Это главное окно YY-CHR. Собственно, оно вам и понадобится. В проге на самом деле ещё куча разных примочек, но я их рассматривать не стану, ибо не пользуюсь ими и они вам не сдались.
Итак, что мы видим. Перед вами - стандартное окно понятными надписями вверху и непонятными стрелочками и символами внизу, и двумя окнами слева и справа. Но это только так кажется, что ничего не ясно. На самом деле всё просто. Окошко слева - это карта тайлов. Вы можете выделить любой из них, нажав на нём левой кнопкой мыши, или же скопировать несколько тайлов, зажав правую кнопку и потяную мышку в сторону. Копирование и вставка осуществляется стандартными комбинациями CTRL-C и CTRL-V, хотя вверху также есть эти кнопки. Удалить тайл - кнопка Del (ни в коем случае не применяйте данное на коде - это такой тайловый мусор, который обычно находится в начале рома, но бывает и внутри графического банка). К счастью, сохранив изменения и обнаружив неполадки или что вы переделали не тот тайл - изменения можно отменить. Но лично я бы рекомендовал быть предельно осторожными, потому что отменить можно ограниченное число изменений. И вообще - лучше сохранять изменения в новый ром, чтобы нетрудно было переделать либо удалить новый файл, не портя старый.
Справа - окно редактирования. В нём вы можете редактировать тайл, выделенный в левом окне. Здесь приходят на помощь кнопки с правой стороны от окошка:
штамп (0), карандаш (1), карандаш-шаблон (2), линия (3), закрашенный прямоугольник (4), прямоугольник-шаблон (5), прямоугольник (6), закрашенная окружность (7), окружность (8) и заливка (9). Их можно активировать как нажатием на кнопки справа окна, так и нажатием на соответствующие цифры на клавиатуре.
Штамп выделяет весь тайл, который можно таскать в пределах границ тайла и копировать его участки (но эта штука нафиг не нужна, если есть Shift и стрелки, которые сдвигают тайл, и функция копирования и вставки).
Карандаш выполняет функцию карандаша, как и в любом другом граф.редакторе типа Paint.
Карандаш-шаблон - просто рисует шашечками (я не знаю, кому это может пригодиться).
Линия рисует линию,
закрашенный прямоугольник - закрашивает выбранную область тайла,
прямоугольник - закрашивает тайл шашечками,
закрашенная окружность - рисует круг,
оркужность - рисует незаполненный круг. Ну, а что такое "заливка" - вы и так знаете.
Что-то из этого может вам понадобиться, но я лично использую карандаш, линию и заливку. Да, чуть не забыл. Слева от этого окна находятся другие кнопки. Они отвечают за скроллинг по файлу и изменение отображения тайлов на экране (к примеру, "Num-" и "Num+" сдвигают байты вниз и вверх соответственно - это понадобится в некоторых играх и ромах формата unif, где заголовок обычно больше NESовского и потому отображение тайлов нужно корректировать). Ниже этих окон находятся настройки оформления этих самых окон.
Область рисования ничего особо не меняет, можно не обращать на неё внимание.
Сетка CHR показывает или скрывает сетку в левом окне,
Сетка редактора - убирает или отображает сетку в правом окне (тоже можно не трогать, потому что не особо мешает).
Подсказать подсказки и
Полу-тон - не самые нужные опции, поэтому не стоит на них смотреть. Справа от этих опций находятся наборы цветов и палитра, с помощью которой вы сможете настроить цветовую гамму на свой вкус (примечание: настройки распространяются лишь локально, менять палитру всё равно придётся в самом роме).
Ну, что ж, хватит писанины - глянем-ка парочку примеров. Первый - самый типичный китайский хак Battle City - Tank 1990. Если настроить отображение тайлов, как на картинке:
вы получите вполне понятную картину. Есть также такие игры, в которых всё открыто и так, что не нужно ничего настраивать. Но бывают игры, в которых даже смена шаблона не помогает собрать тайлы в картинку даже частично. Например - игра Castlevania:
Открыв её, вы видите, что привычной для вас графики не видно, а потому спускаетесь по рому вниз (кнопка PgDn) и находите уже что-то похожее на неё. Но и тут незадача: графика как-то странно выглядит. Спускаемся на один экран вниз и затем делаем так, как указано на картинке - смещаем экран на 8 байтов вниз при помощи "Num+", затем выставляем шаблон на "FC/NES x16":
После этого картинка будет выглядеть так. Не забудьте поменять набор цветов, чтобы графика стала более различимой:
Вот, собственно, и наш Саймон, во всей красе.
Хочу также отметить, что графика в ромах не всегда бывает открыта. Некоторые разработчики намеренно сжимают графику ради экономии места рома. Если ни один из представленных способов не помогает, и графика ничуть не приблизилась к различимому виду - скорее всего, графика сжата и тайловыми редакторами её не перерисовать. Могу лишь добавить, что сжатая графика встречается во всех NES играх Codemasters и в некоторых NES играх Sculptured Software (пример: Robin Hood - Prince of Thieves).
Благодарю за внимание!