Half-Life.
О да.. В Half-Life1 один из самых тупых AI, которые я видел в шутанах.
На спецназовцах не так заметно, они отбегают за укрытия и всем показывают вид бурной деятельности. Хотя даже до самых дибильных ботов для CS 1.6 им очень далеко. Могут остановится в метре от главероя, присесть на колено, выстрелить, прокричать что-то в рацию и начать убегать за ближайший угол. Цирк, да и только. При этом, кроме M4A1 ничего в руках не держат.
Барни и профессора вечно тупят, путаются в двух соснах и теряются, не могут сменить оружие и в целом ведут себя как полные идиоты, умирая от любого мало-мальски агрессивного врага. Какое-то пушечное мясо для потехи главгероя.
Намного ли такой AI лучше Quake2 или Duke Nukem 3D? Ушел не очень далеко, любой калофдутие и MoH лучше.
Реально хороший AI можно увидеть только в некоторых ботах для HL1 и CS1.6.
В Unreal Tournament очень хороший AI, похожий на реальных людей и при этом, никаких ботов и не нужно устанавливать. Вот это AI! Один из лучших в шутанах.
В Return to Castle Wolfenstain очень хороший AI. Враги метко стреляют, прячутся за укрытия, пользуются снайперками и т.п. На то время это было отмечено даже игрожурами.
Про FEAR, STALKER и UT2004 соглашусь, AI там на хорошем уровне.
А ещё в Left for Dead искусственный интеллект умнее многих живых игроков. Он невысокий, но там порой попадаются такие тупые раки, что AI на их фоне умнее и лучше просто на порядок. То есть, лучше уж искуственный интеллект, чем школотрон отмороженный, который будет стрелять по своим.