Продолжим разговор с Most Wanted 2005 В год своего выхода, Most Wanted не имела равных себе по красоте на всех платформах - вот ты смотришь ролик, думаешь, что он пререндеренный, но тут бац! - и управление передаётся тебе. Как, это игровая графика? Шок и трепет.
А оставшийся кусок - это Underground как он есть, только днём. Фактически, получился сплав HP2 и Underground, и весьма удачный сплав. Из мелочей можно отметить грамотную организацию гонок в открытом городе (трасса на время гонки огораживается барьерами-стрелками, чтобы ты, друг, не уехал чёрт-те куда, как в Burnout Paradise), шкалу NOS, которая теперь заполняется не перед каждой гонкой, а при езде выше определённой скорости, гонки через пропускные пункты и гонки с радаром, где нужно держать как можно более высокую скорость. К сожалению, дрифт куда-то пропал, но и без него играть не просто интересно, а очень интересно.
Обладатели портативных приставок получили свой Most Wanted. Рассматривать будем версию для PSP, как наибелее "технологичную". Называется оная Most Wanted 5-1-0 (это не версия, а полицейский код "уличный гонщик"), датирована всё тем же 2005 годом и разработана на этот раз не кем попало, как было с Rivals, а самой EA Canada. Отсюда и качество продукта, близкое к оригиналу. Впрочем, с определёнными оговорками.
Во-первых, сюжета и видеовставок в игре нет. А это минус один плюс. Впрочем, вы играете в гоночные игры ради сюжета? Ну и играйте тогда в Undercover для PSP, там ролики есть, как в ПК версии, но сама игра такая, что блевать тошно.
Во-вторых, свободной езды по-прежнему нет. Не сказать, что это совсем плохо, но ёлы-палы, Rockstar почему-то смогли в этом же году впихнуть в PSP и картинку знатную, и город открытый, и вообще по мне Midnight Club - самая удачная адаптированная к PSP гоночная серия.
В-третьих, разбивать автомобили, как свои, так и полицейские, нельзя. Можно подталкивать копов к столкновениям, чтобы вырваться вперёд. Но не разбивать.
Тем не менее, костяк Most Wanted - наборы гонок и мощная звуковая дорожка - бережно перенесены в портативную версию. Выглядит игрушка очень даже ничего, хотя с MC3, конечно, не сравнится. Лицензированные машины и тюнинг так же радуют. Так что в общем и целом гоночка получилась неплохая. Не лучшая на платформе - и даже среди портативных NFS - но тем не менее, вполне играбельная, и если вам, как и мне, недоступны ПК и приставки, то погонять можно с удовольствием.
А у нас минул ещё один год - и в продажу поступила новая часть NFS с подзаголовком Carbon. В серию вернулись дрифт и ночные заезды, полицейские стали вялыми, а драг куда-то испарился. Ничего страшного - в новой части оказалось достаточно нового контента, чтобы компенисоровать потерю. Во-первых, стоит отметить систему "территорий" - то есть, город Палмонт-сити управляется не каким-то там абстрактным мэром, а совершенно реальными бандами гонщиков. И вам как в преснопамятной "Дюне" придётся завоёвывать территории по кусочку, только не девастаторами, а своим умением выигрывать уличные гонки. Впрочем, в Carbon деятельность группировок как раз-таки больше напоминает войны, а не простые гонки - есть команды (в команду можно нанять до 3-х человек), члены команды различаются специализацией - точь-в-точь как бойцы спецотряда. Некоторые даже тарянят авто соперников, освобождая вам путь. Интересна система Autosculpt, позволяющая создавать детали корпуса самому. К режимам игры добавилась дуэль в каньоне - двухэтапное состязание, где сначала вы пытаетесь обогнать соперника, а потом соперник пытается обогнать вас. Солидная порция новшеств, не находите? После этого воспринимать всерьёз заявления некоторых отечественных "критиков" о том, что "все NFS на одно лицо" не получается. Хотя справедливости ради можно посетовать на всё тот же "моторчик", который хоть и выглядел на тот момент достаточно убедительно, но слегка тормозил раскрытие возможностей приставок седьмого поколения.
По доброй традиции, портативные приставки NDS, GBA и PSP получили свой Carbon с припиской "Own The City". Эту часть портативных NFS можно по праву считать лучшей (я вновь рассматриваю версию для PSP, остальные пройдём мимо) - здесь вам и сюжет (отличный от "старшей" версии, и даже более драматичный), свободная езда по городу (наконец-то!), симпатичная графика, неплохая звуковая дорожка и всё те же команды и специализация. Конечно, огрехи имеются и в этой игре (взять хотя бы совершенно "мёртвый" город), отчего она также проигрывает Midnight Club, но при дефиците адекватных уличных гонок такой рак очень даже вкусен. Обладателям PSP настоятельно рекомендую.
Но вот стучится в окошко год 2007. Серия Test Drive, которую вообще все давно забыли, внезапно разродилась сногсшибательным, хоть и не совсем некстгеновым, Unlimited. NFS получила ощутимый удар под дых - открытый мир, да не какой попало, а точно (с некоторыми оговорками) смоделированные Гавайи. 125 лицензированных автомобилей. Несмотря на свой почтенный возраст, TDU до сих пор пользуется огромной популярностью, предлагая старые добрые гонки без выкрутасов. А Forza Horizon, одна из лучших гоночных игр последних лет, брала за основу игрового процесса именно эту вещь, правда, прикрутив несколько своих фирменных элементов. TDU вышла даже на PSP, и там являет собой не "специальную" версию, как получилось в случае с NFS, а полноценную игру, практически идентичную "старшим" за вычетом технических ограничений приставки. На такой выпад EA должны были ответить мощным выстрелом. А ответили глухим причмокиванием в виде NFS ProStreet. Вроде "а мы вот так!".
Конечно, идея вернуть гоночные автомобили на трэки сама по себе неплоха. Если бы в мире не существовал Gran Turismo, если бы не было TOCA и прочих "серьёзных" гонок. Конечно, некоторая аркадность никуда из новой части не делась, благодаря ей гонки выглядят как настоящее шоу. Вот только "выглядят" - только на ПК и X360. Для PS2 и Wii графику урезали, в результате чего картинка стала унылой, и тот же TDU, вышедший на PS2, выглядел куда как интереснее. Версия для PSP "отличилась" блюром на весь экран - едь незнамо куда и незнамо зачем. Собственно, на портативке именно с ProStreet серия начала скатываться, причём резко - в Undercover вообще без наркоза играть нельзя, а Shift пересел на плохую версию Renderware, в результате чего вместо отражений на авто замелькало нечто.
Ну да ладно, допустим, у вас был тогда мощный ПК или X360. Что вы видели перед собой? Некий уличный гонщик Райан Купер решил переметнуться в профессиональный спорт. Там его, конечно, ждут с распростёрными объятьями и вытянутыми средними пальцами рук. Но с помощью игрока и Николая Фоменко, озвучившего игру в русской версии, Райан выбивается в короли. Бедноватая мотивация. Кинематографичные вставки из Most Wanted и Carbon потерялись по дороге. А что осталось?
Остались гонки - грип (гонки по извилистой трассе), классовый грип, режим "участков", дрэг, дрифт, вилли и скоростные гонки. Сразу скажу - для каждого типа гонок лучше иметь свою машину, потому как тюнинг тюнингом, а заводские данные никто не отменял. На умелом обращении с автопарком и построен игровой процесс. Вот, к примеру, режим вилли - езда "на дыбках" - без хорошего заднеприводного авто вам не пройти. А где его взять? А кто его знает. Если зарабатывать деньги честным трудом, то пройдёт немало недель, прежде, чем вы сможете успешно завершить "вилли". Какой-то дикий разбаланс, знаете ли. На дрэге появился прогрев шин в виде мини-игры, влияющий на последующий результат. Хорошее решение. Чтобы как взаправду всё. И повреждения машины взаправдашние, и даже на ходовую часть влияют.
Но на фоне этого как-то странно смотрятся "короли гонок" и общая "понтовитость" чемпионата. Наверное, по этой причине игра была довольно неоднозначно принята рецензентами. Вообще говоря на этом номере EA надо было сказать "зашивайте" и сменить формат, но серию начали мусолить, потрошить и выворачивать наизнанку, что и привело к сегодняшнему положению сериала - "неплохая, но необязательная гоночка". Дабы не утомлять вас дотошным ковырянием в последних частях, которые наверняка у вас на ещё слуху и в памяти, буду вещать о них вкратце, даже по цифрам:
1) Undercover (2008).
Black Box решили сделать киногонку о стритрейсерах со всеми вытекающими - чересчур лёгкая в прохождении, но с именитыми актёрами. С убогой графикой, но рекламной кампанией, в которую оказались втянуты Бонус и Гамовер. PSP получила свой порт, неиграбельный чуть менее, чем полностью.
2) Shift (2009).
Разрабатывалась Slighty Studios и стала резким броском в сторону серьёзных симуляторов. И симулятор вроде бы ничего вышел, только это уже не NFS. Поняв это, разработчики выпустили сиквел уже без приставки "NFS". На PSP Shift вышел, но как-то не вышел. На "мобилки" игрушка тоже заглянула, но из-за кривого управления была малопригодна к употреблению.
3) Hot Pirsuit 2010.
Вот где собака порылась. И зарылась, и сдохла. Казалось бы, зачем делать ремейк Hot Pursuit 2, да ещё и поручать его Criterion Games, чей Burnout Paradise был далеко не конфеткой? Всё, парни исписались, Takedown и Revenge в прошлом, пусть в издатели идут, чего народ пугать? Но нет - HP 2010 дали делать именно им, в результате чего получился очередной Burnout Paradise, только про NFS. Непропускаемые тупые видеоролики, порезанный тюнинг, и даже цветов для машин пожалели. Началась усиленная интеграция в социалочки в виде Autolog. Тем не менее, "пипл схавал" из-за графона, основанного на обновлённом Renderware. А на айфонах и айпадлах вышел то ли порт, то ли авторское видение сей программы, испорченный гироскопическим управлением.
4) The Run (2011).
Очередная попытка Black Box сделать киногонку. Появились QTE, неплохой сюжет, а сложность не выросла. В качестве "мотора" выбран Frostbyte 2, в результате чего выглядит игра бодренько. Была "обласкана" прессой за то, что концепция "выхода за рамки жанра" не получила должной реализации. В неё попросту скучно играть.
5) Most Wanted 2012.
"Criterion - игры, которые непонятно зачем". Если я ещё как-то могу понять HP 2010 - команда пересела на новую франшизу, осторожничала, и потому предпочла "выехать" на уже известном, но подзабытом номере серии, то в отношении Most Wanted вообще полный мрак. Игра 2005 года даже сейчас живее всех живых, постоянно выходят сборки, а что касается приставок - то и здесь не обижены ни шестое, ни седьмое поколения (кроме консолей от Nintendo). Правда, PS3 получила свою версию аж в 2012 году, но ведь получила. "Да мы, да переплюнем!" - сказали Criterion, и ожидаемо облажались. Неплохая графика не вытягивает обедневший по сравнению с оригиналом игровой процесс, по-прежнему лишённый возможности персонализировать своё авто. Most Wanted 2012 года может порадовать только любителей сетевых покатушек, любителей померяться достижениями через Autolog и обладателям WiiU или Vita. Остальные хмыкнут и будут дальше нарезать мили в игрушке 2005 года. Впрочем, есть ещё мобильная версия, которую я даже обозревал, правда, делали её не Criterion, а Firemonkey Studios. Эту игрушку не грех обозвать лучшей гоночкой на "мобилках", потому как Asphalt ей совсем не конкурент. Программа до сих пор выглядит на пятёрку, а ведь вышла 4 года назад. Для справки - в 2012 году вышли Forza Horizon и Dirt Showdown, показавшие, что NFS уже далеко не лидер.
6) Rivals (2013).
Дебют студии Ghost Games, хоть и при участии Criterion Games. Помните Кинамана с джойстиком без кнопки "Start"? Здесь всё ещё веселее - кнопка есть, но функции нет. Чтобы "стереть грань между сетевой и одиночной игрой", "присраки" лишили игрока возможности поставить игру на паузу не только в гонке, но и вообще на дороге. Эта шиза перевешивает красивый движок (Frostbyte 3), хотя в этом ей помогает бредовая мотивация к гонкам ("они наши сопернкики", "они наши враги"), очередные тупые непропускаемые ролики (когда у меня появился X360 в комплекте с этой игрушкой, я хотел включить оную на 10 минут и поездить, дабы опробовать консоль, но все 10 минут смотрел эти долбанные ролики!) и очередной дефицит цветов.
7) Need For Speed (2015).
Вторая игра "присраков", разочаровавшая решительно всю игровую прессу. Пустой город, отсутствие новых идей (вместо этого понадёргали всего понемногу из прошлых игр), только реклама громкая.
Sic transit gloria mundi. Так проходит мирская слава. Ныне пациент скорее мёртв, чем жив, новая NFS (Edge) окончательно переместилась в сеть (в 2010 году такой эксперимент уже был в лице NFS World, а ещё раньше случилась NFS Motor City Online), а любители драйвовых автосимов катаются в проверенных временем Most Wanted и Underground, а то и вовсе в Midnight Club или TDU. Это вполне закономерно - столько "стричь бабки" с одного куста физически невозможно, даже серия "Герои Меча и Магии" может послужить этому подтверждением. Тем не менее, у нас остались ещё несколько игр, которые мы пропустили, и о которых нельзя не сказть пары слов:
1) NFS V-Rally в трёх частях.
Разработанная Eden Studious, игра не вошла в официальный пантеон NFS, но стала отличной аркадной раллийной гонкой, коих в год выхода первой части, 1997-й, на PSX был дефицит. Вторая часть вышла в один год с Colim McRae Rally (то есть 1999), и отличалась от последнего большей динамикой за счёт аркадности и тем, что во время заездов играла музыка. Третья часть вышла уже на шестом поколении в 2002 году, но как раз в это время на пьедестал виртуальных раллийных гонок взошла WRC, с которой V-Rally уже не могла конкурировать. Проект прикрыли, и это очень правильное решение.
2) NFS Nitro в двух частях (2009 и 20010 года).
Разработаны специально для любителей казуалок и вышли на DS и Wii. Была довольно тепло принята игровой прессой и в целом вполне съедобна.
3) NFS No Limits.
Сетевая гоночка для мобилок. F2p, хоть и красивый. Больше нечего сказать.
Ну вот, пожалуй, и все игры серии пробежали. А теперь отвечу на резонный вопрос - что из этого можно носить в кармане? Или чем заменить, если на то пошло?
Начнём с PSP, главной "гоночной" карманной платформы. Здесь, как говориться, лишь бы глаза привыкли к графону. А там уже не страшно. Спискота:
1) NFS Underground Rivals. Приятная игрушка, в меру красивая и сложная. Из недостатков - замороченное меню, по которому не поймёшь, где же карьера, отсутствие свободной езды и некоторые чумазенькие фоны. Сыграть можно, и даже не раз.
2) NFS Most Wanted 5-1-0. Нормальная "гоночка", испорченная корявым блюром при боьших скоростях и "рельсовыми" нерасшибаемыми полицаями. Тем не менее, играется неплохо, хотя бы раз пройти не помешает. В особенности, если вам недоступны стационарные платформы.
3) NFS Carbon - Own The City. Лучшая портативная NFS, со свободной ездой, хорошей картинкой и каким-то дохленьким городом. Отечественный обозреватели утверждают, что игра тормозит, но тормозит только русифицированная пиратская версия в формате ".cso". Я качал дамп с лицензии с сайта "emuparadise", и никаких тормозов не ощутил. Кстати, практически все образы на этом сайте работают без нареканий.
4) NFS ProStreet. Можно поиграть, если совсем уж не во что. Безжалостный блюр застилает весь экран, и это бесит. Тем не менее, всё ещё играбельная вещица.
5) Midnight Club 3 DUB Edition.
Rockstar Games покоряет новые горизонты. Фактически, эта игрушка являет собой подобие Underground 2 - та же песочница, только городов несколько. Куча гонок, обязательных и нет. Куча лицензированных машин. Отличная звуковая дорожка. Отличная графика. Отличное ориентирование в городских улицах благодаря системе "столпов" (лучшее изобретение в гонках с открытым миром). Одним словом - MUST HAVE! Блин, это два слова. Да, и любителям "пираток" - качайте с emuparadise, там нормальная версия, не виснущая при установке обвесов.
6) Midnight Club L.A. Remix.
Ещё одна гоночка от Rockstar. Чуть более заблюрена, но - с повреждаемыми машинами, с каплями дождя на объективе камеры. И с той же "песочной" свободой.
7) Juised 2 - Hot Import Nights.
Достойная игрушка про уличные гонки. С некоторыми заморочками, но вкусная.
8) Test Drive Unlimited.
Та же игра, что и для PS2, подпорченная управлением "пуговицей".
9) Конвертированные для PSP образы PSX-версий NFS 1-5. Классика, что сказать. Бонусом - аппаратное сглаживание картинки на PSP.
Теперь перейдём к "мобилкам". Здесь всё куда печальнее. Итак:
1) Эмулятор PSX. Главный источник гоночных игр для обездоленных "мобильщиков". Ну или эмулятор PSP.
2) Asphalt 6 и 7.
С большой натяжкой неплохие игры. По крайней мере, без обязательных финансовых вливаний. Зыброшены и забыты, большинством современных аппаратов не поддерживаются. Либо жутко лагают.
3) NFS Most Wanted.
Самая адекватная игрушка из всех представленных. Постоянно обновляется, вылядит отлично, работает плавно. Покупать игровую валюту необязательно.
4) Real Racing 2.
Трековый симулятор с лицензированными автомобилями. Неплохой, но заброшенный. На современных аппаратах запустится с вероятностью 50/50.
5) Drift Mania в трёх частях.
На безрыбье и дрифт сойдёт. Выглядит неплохо, но управление такое, что лучше сразу удавиться.
А если что-то я пропустил, вы, надеюсь, напомните мне про это. За сим разрешите откланяться и порвать попу очередному копу в Most Wanted.