Donkey Kong Country 3 (SNES)
Пройдено на 103% самостоятельно, без подсказок и гайдов.
Создателям DKС3 предстояло решить архисложную задачу. Предыдущие две игры - отличная DKC1 и великолепная DKC2 - задрали планку очень высоко, и нужно было сделать третью часть такой, чтобы (как минимум) эта планка не опустилась. Удалось ли разрабам это осуществить? Получилась ли у них прекрасная во всех отношениях игра?
Ответ на первый вопрос - да, удалось. Ответ на второй вопрос - пусть не во всех отношениях, но получилась.
Графически игра просто пиршество для глаз. В принципе, от поздней игры на СНЕС иного и ожидать не стоило - под конец жизни приставки разработчики всегда демонстрируют выжимание всех соков из нее, это мы еще по поздним играм на NES знаем. Здесь сеттинг отчасти вернулся к принципам первой игры: снова мы путешествуем по живописным природным местам. В этот раз уже по неизведанным: вместо страны обезьян тут у нас страна медведей, в которой поселился неизвестный (ну представим, что он неизвестный!) враг. Каждая локация радует своими красотами. Тут у нас и спокойное побережье, и дремучие леса с вековыми деревьями, и таинственные пещеры, и годы с водопадами. Вернулись полноценные подводные уровни (в DKC2 мы лишь в трюмах кораблей плавали) с потрясающе красивым оформлением. Расписывать можно долго - с картинкой в игре полный порядок.
Внешний вид врагов тоже сменился. И надо сказать, что он не очень-то ласкает глаза. Монстры здесь вышли какие-то жутковатые и слегка отталкивающие. Даже чем-то напомнило отечественную анимацию 90-х годов (мультики про Капитана Пронина и иже с ним, если смотрели, то знаете, что к чему). Но привыкаешь быстро, и существенным недостатком игры это считать не хочется.
Что сразу и безоговорочно можно отнести к плюсам игры, так это ее карту. Создатели кардинально улучшили навигацию по мирам и локациям. Теперь у нас в качестве миров не несколько замкнутых мест, как в первых двух частях, а самое настоящее подобие открытого мира! По карте миров можно свободно перемещаться в любую сторону. В начале игры доступна лишь часть общей карты; впоследствии, находя важные предметы и принося их нашем старому знакомому Фанки Конгу, можно открывать на карте ранее недоступные места. На каждой карте локаций тоже есть относительная свобода перемещений, присутствуют разные ответвления и некоторые пути вам предстоит открыть самим. И что еще радует - в любой момент можно покинуть локацию и выйти на основную карту. В DKC1 и DKC2 это можно было сделать только при помощи Фанки. Огромный плюс разрабам, что так сделали - ограничение на выход из локаций в 1-й и 2-й частях всегда казалось каким-то искусственным.
Персонажи игры... ох, тут все сложно!
Только я закончил умиляться с того, как удачно разрабы поступили с героями во второй игре, заменив тормознутого Данки на удобную и не напряжную Дикси и создав отличный обезьяний дуэт, как тут же осознал, что в DKC3 разрабы... внезапно наступили на те же грабли, что и в DKC1. Нет, потрясная Дикси с ее сверхполезным полетом на волосах в игре осталась, но вот на кого заменили Дидди Конга! Трехлетний малыш-переросток, Кидди, прошу любить и жаловать! Персонаж еще более тормозной, чем Данки Конг в 1-й игре! Ничуть не симпатичный ни по внешнему виду, ни по поведению. Оохххх...
Надо ли уточнять, что на протяжении целой трети игры я усиленно старался привыкнуть к этому Кидди. И на протяжении всей игры так и не смог воспринять его как полноценного персонажа. Придаток к Дикси, не более того. Если вы потеряете пацанку-обезьянку, ваше прохождение за Кидди-соло ощутимо осложнится, поскольку этот увалень из-за своих габаритов впиливается во все подряд, при том еще, что медленный весьма.
Справедливости ради, свои плюсы у Кидди имеются. У переростка, пожалуй, самая эффективная катящаяся атака из всех, что есть у персонажей. Плюс в командной игре он неплох - благодаря своей силе подбрасывает Дикси весьма высоко. А если Дикси бросит Кидди вверх, то он с силой шмякнется на пол и может проломить там слабое место. Правда, используется эта возможность два-три раза за всю игру.
Еще надо заметить, что подобный выбор персонажа отрицательно влияет на темп игры. Вот смотрите: в DKC2 у нас был быстрый Дидди и чуть менее быстрая Дикси. Здесь у нас быстрого Дидди убрали, и заменили его медленным Кидди (у которого быстрый только перекат). И получилось, что сама игра из-за персонажей стала медленнее. Ну, такое себе решение...
Так, по Кидди отбомбился, теперь о хорошем. По сложности DKC3, пожалуй, самая комфортная из всех частей серии на SNES. Точные прыжки уже не необходимы, платформинг довольно щадящий. Единственное - Рейр, видать, всерьез задались вопросом: "Чем наша новая игра должна быть похожа на Battletoads?" и выдали на-гора кучу уровней с покатушками, бегством от убивающих предметов и разными заморочками. Даже свой клингер-вингер имеется в виде полета на бочке-ракете в одном из финальных уровней.
Тем не менее, все это можно уверенно отнести к плюсам игры, поскольку изменения в геймплее здорово влияют на его разнообразие. Так же уверенно можно назвать DKC3 самой креативной частью серии. Задумки на уровнях подчас поражают. Как вам, например такое: во время подводного плавания за вами следует хищная рыба, которая пожирает других рыб, расчищая вам путь; а если она долго не будет есть или съест что-нибудь невкусное, то начнет бросаться на вас? Или помощник-слоненок, который неконтролируемо боится врагов-мышей, но только если их видит; а вот в темноте может преспокойно их давить? А первый босс: огромная бочка, которой надо кидать в пасть жуков, чтобы она отрыжками отпихивала саму себя к пропасти? И еще примеров массу можно привести.
Кстати, о боссах. Все без исключения креативные и интересные. Пожалуй, легче, чем во второй части, но уж точно занимательней. А о первой части и говорить не стоит - боссы там вообще слабое место. И не повторяются, если и деремся с одним боссом дважды, то по сюжету.
В плане секретов DKC3 тоже самая щадящая игра. Здесь секреты систематизированы еще больше, чем в DKC2. На каждом уровне ровно по два бонуса (в секретной локации - по три!), а значки DK теперь охраняются специальным врагов по кличке Койн, который закрывается от нас щитом, и надо умело кинуть железную бочку, чтобы его поразить. Также есть свой Затерянный Мир с тру-финальным боссом и несколько скрытых пещер, в которых заключены Банановые Птички - пока не соберете всех птичек, настоящей концовки не видать. Головоломных загадок, в отличие от первых двух частей, тут нет. Бонусы теперь только в бочках, а бочки спрятаны не особо хитро - иногда просто находятся на видном месте в стороне от основного пути. Мне удалось найти абсолютно все секреты самому, и не сказать, чтобы это было трудным (хотя поломать голову, пришлось, не без того). Так что, если вы всерьез настроитесь пройти игры DKC на все 101-102-103%, третья часть самая удобная для этого.
Что можно сказать насчет друзей и помощников? Обезьяньи друзья все те же, хотя многие сменили имидж. Фанги теперь сам делает для вас транспортные средства; Свонки в палатке предлагает новую игру - броски мячей по мишеням. Крэнки теперь ничего нам не советует (в принципе, и не надо, секреты и так проще стали!), а непрерывно зависает в палатке Свонки в качестве нашего соперника по играм (как он нас троллит каждый раз и как смешно психует, когда проигрывает - это надо отдельно рассказывать!) Ринкли вышла на пенсию и отдыхает у себя в пещере - занимается аэробикой, играет в Нинтендо 64 (sic!) и дает приют найденным банановым птичкам. А еще у нас много новых знакомых - Братцы Медведи, с каждым из которых связан определенный квест.
Многие животные-помощники перекочевали из предыдущей части. Это паук, попугай и старая добрая рыба-меч. А вот на смену носорогу пришел слоненок. Это чудо давит врагов своим весом, боится мышей, притягивает бочки на расстоянии плюс умеет набирать в хобот воду и стрелять ею. Также есть птичка, которая летает над вами и собирает призы, ее надо просто беречь и не терять.
Собственно недостатков у игры немного. Неисправленный со времен второй части хитбокс попугая, снизившийся темп геймплея, Кидди. Может быть, внешний вид врагов. Ну, терпимо вполне.
Что ж, можно сказать, что разработчики в общем и целом справились со своей амбициозной задачей - сделать третью часть игры по-своему замечательной и чтоб она была не хуже первых двух. Хотя от игры поначалу был некоторый диссонанс из-за описанных выше причин, в общем и целом прошел ее с огромным удовольствием. Тем более, без гайдов, что вдвойне приятно. Шедевральную во всех отношениях 2-ю часть DKC3 пусть и не переплевывает, но 1-ю DKC она определенно затыкает за пояс. Не без недостатков, но отличнейшая вещь.
А вообще все три игры хороши. Donkey Kong Country на SNES - одна из лучших трилогий в мире видеоигр, без прикрас.