Еще из старенького.
Cadash (PCE).
Перебирая в уме игры, похожие на сеговскую Blades of Vengeance, остановился на Cadash - платформере с элементами РПГ, исполненном в средневековом сеттинге.
Из известных версий игры Cadash пока что больше всего приглянулась версия на PCE. С аркадной решил повременить - счетчик времени в подобной игре это как-то уж чересчур круто; а сеговская версия довольно сильно урезана. Возможно, пройду Cadash на Сеге позже, чтобы сравнить.
Палитра в PCE-версии яркая и красочная, в противовес аркадной и сеговской играм. Возможно, кому-то сеговская покажется более стильной с ее мрачностью, ну, а я благосклонно отношусь и к тому, и к другому варианту.
Как и в Blades of Vengeance, здесь есть режим игры на двоих.
При игре за одного в PCE-шном Cadash, как и в аркадном оригинале, выбирать можно из четырех персонажей. Персонажи эти - воин, маг, жрица и ниндзя. Играются они абсолютно по-разному, и характеристики их разнятся. Проходил игру за воина, остальных персов пока не пробовал. Воин - мощный герой, играется им неплохо. Единственное существенное неудобство - отсутствие дальнобойных атак. Зато вблизи мечом наш воитель кромсает врагов за милую душу.
Сюжет здесь простой и стандартный: злодей похитил принцессу, король зовет нас, чтоб мы ее спасли. Некий "неожиданный" сюжетный поворот тут будет, но опять же, стандартный для РПГ-игр.
Основная РПГ-шность игры выражается в том, что за убийства врагов герою начисляются очки опыта и, соответственно, зарабатываются уровни прокачки. У одних персонажей уровни начисляются быстрее, у других медленнее. У воина с этим все довольно неплохо. За все прохождение я большей частью зачищал местность от врагов по пути, а гриндил в удобных местах не более пяти минут кряду. И при этом без проблем удалось докачать перса до 14-го уровня, чего для комфортного прохождения вполне хватило.
С балансом вот только тут странно. В самом начале бесславно слил несколько раз на врагах и боссе. Приходилось начинать игру заново - контов здесь нет. Зато потом, когда одолел всех этих супостатов, дошел до деревни с магазинами и закупил там все нужное, прочие враги стали складываться быстро, и я без проблем прошел игру.
Кстати, о магазинах. На деньги, выпадающие из врагов, можно покупать там лекарства и обмундирование. Наличности из мобов выпадало достаточно (даже при том, что я гриндил умеренно), чтобы покупать все нужное по пути. Для воина можно брать более мощные мечи, броню и щиты. Щиты тут не просто для красоты - благодаря им персонаж может отражать вражеские метательные снаряды. Снадобья тут двух видом - лечебное и спасающее от ядов. Применяются автоматически при истощении жизненной энергии и при отравлении соответственно. Никакого меню персонажа тут нет - все простенько и со вкусом, игрушка все же на аркаде родилась.
Также за определенную плату можно отдохнуть в гостинице, восстановив тем самым энергию.
Вообще же в процессе игры мы заходим в разные места, беседуем с персонажами, выполняем сюжетные задания, бьем боссов и получаем разные предметы, необходимые для прохождения. Предметы также применяются автоматически в определенных местах игры. В конце - замок главного злодея (представляющий собой несложный лабиринт) и судьбоносная схватка.
Игрушка понравилась. В таких играх даже не геймплей больше всего завлекает, а именно сеттинг - погружение в атмосферу средневековья и магии. (Хотя вот не знаю, как игра за ниндзя будет способствовать этой атмосфере, ну, в любом случае, японцы без таких приколов обойтись не могут).
Cadash (SMD).
Добрался до сеговской версии.
Уровни и там и там одни и те же, но по содержимому игра на Сеге порезана. Вместо четырех персонажей из оригинала остались два: воин и маг. Также пропал один из боссов - ламинария, с которой мы могли бы сразиться перед деревней гномов.
Проходил игру за воина, как и ранее, на PC-Engine. Если не принимать во внимание урезанность сеговского порта, играется в него неплохо. Но не без нюансов.
В отличие от PCE-версии, в которой смерть вашего персонажа означает немедленный game over, тут есть продолжения. Вдобавок, в магазине, как я понял, можно покупать дополнительные конты (хотя после покупки одного конта стоимость следующего возрастает вдвое, и так продолжается далее, потому особо не разживешься!). Можно сделать вывод, что сеговская версия ощутимо легче писи-энджиновой, но это не так. Крупные враги и боссы наносят там намного больше урона. Так что, если в схватке с сильным врагом чересчур расслабиться, то можно одним махом слить все свое здоровье и конты.
Как следствие, в сеговской версии очень желательно гриндить. Помню, во время прохождения PC-Engine-игры почти не гриндил целенаправленно - так, походя набивал по одному уровню на кучкующихся врагах. В сеговской же игре уже в начале лучше докачаться уровня хотя бы до 5-го, иначе будет некомфортно. И после этого хорошо бы найти место, откуда валят враги, и потратить пять-десять минут, чтобы набить на них деньги и экспу. Нет, если ты наизусть знаешь местность и поведение вражин, то, возможно, пройдешь все и без специального кача. Но, играя впервые (или как я, с большим перерывом после прохождения другой версии игры), лучше обезопасить себя и усилить персонажа побольше.
В PC-Engine-версии, помнится, докачался до 14-го уровня, и этого хватило. В сеговской добрался до 19-го, и не сказать чтобы было очень легко проходить. Нет, атаки у мобов примитивные, но много отнимают, и далеко не всегда получается от них уберечься. В общем, больно бьются враги тут.
Вдобавок, гринд еще нужен, чтобы в магазине все нужное купить, иначе может не хватить денег.
Мне понравился момент, когда с тощим кошельком пришел в лавку, а там к порталу, ведущему в следующую локацию, мешает пройти перегородка. Чтобы открыть перегородку, нужен серебряный ключ, который... продается в той же самой лавке за 800 монет. Пришлось идти оттуда в ближайшую локацию и набивать деньги на мобах.
Везде пишут, что в сеговской версии можно покупать в магазине эликсиры здоровья. Но я почему-то ни в одном магазине такого не нашел. Нес в арсенале только те три эликсира, что отыскал на локациях.
Еще стоит почаще ночевать в гостиницах, чтобы восстанавливать свое хп. В принципе, я и в PC-Engine-версии так делал при любой возможности, но в сеговской это порой прям критично.
Как писал ранее, SMD-игра по мрачности расцветки тяготеет к аркадной (причем, смотрится даже еще мрачнее). Лучше это или хуже, чем PCE-версия - зависит от предпочтений игрока. Мне внешне сеговская версия в общем-то понравилась - мрачность и неяркость таким фэнтезийным игрушкам идет.
В итоге, в целом сеговскую версия прошел с удовольствием. Но, если хотите познакомиться с Cadash, лучше сначала взять PCE-порт как более полную версию и с менее крутым порогом входа, а потом уже заценить сеговский порт для полноты картины.