Автор Тема: [SMD] Выбор формата видеосигнала для однокристальных клонов  (Прочитано 12210 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Rumata

  • Супермодератор
  • Сообщений: 24712
    • Просмотр профиля
Китайские товарищи поделились информацией  ;)
С помощью трёх перемычек и нужного кварца можно установить любой формат выходного видеосигнала. К региону эти переключения отношения не имеют, регион выставляется отдельными перемычками

NTSC-MNTSCNTSCPALPALPAL-MPAL-N
Кол-во полей60605050606050
Кол-во строк525525625625525525625
Цветовая поднесущая, МГц  3,57954554,433618754,433618754,433618754,433618753,57561103,58205625
Генератор, МГЦ14,318 17,734 17,734 17,734 17,734 14,302 14,328
VCO_sel0111100
TV 6/5-1100110
TV N/P-1110000

Выделенные цветом режимы являются стандартными

Ниже дано соответствие перемычек и выводов микросхемы.

Микросхема  SM-801  TCT-6035TCT-6001TCT-6703TCT-6705TCT-6801
VCO_sel4643124474
TV N/P-3235334036
TV 6/5-4336344137
Под SM-801 имеется в виду любой из чипов: SM-801 / SM801-A1 / DJ-2001 / ATT 6005 / TCT 6005

Все переключатели работают независимо друг от друга. VCO_sel - выбор частоты задающего кварца, TV N/P-  - выбор НТСЦ/ПАЛ, TV 6/5- - выбор 60/50 Гц


Добавлено позже:
Джампер VCO_sel может быть обозначен как 15 / 17, а может быть вообще не обозначен.
Так же на некоторых платах может быть предусмотрено место под два кварца и переключатель
« Последнее редактирование: 08 Июль 2018, 21:54:35 от Rumata »

Оффлайн Rickey

  • Пользователь
  • Сообщений: 10
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Просто шикарно!!! Ценнейшая информация :wow:
Ещё б и для переключения регионов на разных чипах такую табличку :blush:  :D

Оффлайн Rumata

  • Супермодератор
  • Сообщений: 24712
    • Просмотр профиля
Будет, но чуть позже. Просто там микросхем больше, не только однокристальные.

Оффлайн Rickey

  • Пользователь
  • Сообщений: 10
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Отлично! :wow:
Тогда ждём с нетерпением=)

Оффлайн Yoti

  • Пользователь
  • Сообщений: 4470
  • Пол: Мужской
  • Не тро-гай ме-ня
    • Steam
    • Просмотр профиля
Ещё бы номиналы осциляторов добавить, вроде упомянутого в соседней теме "53.203424". Или оно здесь не применимо?

Оффлайн Rumata

  • Супермодератор
  • Сообщений: 24712
    • Просмотр профиля
Yoti, откуда тут осцилляторы? Частоты потребных кварцев указаны.

Оффлайн Yoti

  • Пользователь
  • Сообщений: 4470
  • Пол: Мужской
  • Не тро-гай ме-ня
    • Steam
    • Просмотр профиля
Rumata,
потому и спросил, что сомневаюсь в потребности.

Ещё один невероятный вопрос: попадались ли кому автономные детекторы сигнала? Вроде как ТВ может выводить в углу экрана, только без ТВ. Может кто по опыту ремонта такие использовал или делал. В идеале с отображением разрешения.

Оффлайн Rumata

  • Супермодератор
  • Сообщений: 24712
    • Просмотр профиля
А зачем такое могло бы быть нужно? o_0 Кадровая как минимум однозначно определяется  периодом строчной (20 мс - 50 Гц, 16 мс - 60) Если дело доходит до полного сигнала, то в любом случае нужен контрольный телевизор или монитор. И да, в аналоговом телевидении нет понятия "разрешение"

Оффлайн Yoti

  • Пользователь
  • Сообщений: 4470
  • Пол: Мужской
  • Не тро-гай ме-ня
    • Steam
    • Просмотр профиля
Rumata,
это я немного сократил свою мысль, в плане того, что в идеале не только аналог, но и 2-в-1 с цифрой.

Оффлайн evgen110709

  • Пользователь
  • Сообщений: 10
    • Просмотр профиля
А зачем такое могло бы быть нужно? o_0 Кадровая как минимум однозначно определяется  периодом строчной (20 мс - 50 Гц, 16 мс - 60) Если дело доходит до полного сигнала, то в любом случае нужен контрольный телевизор или монитор. И да, в аналоговом телевидении нет понятия "разрешение"

Привет. Выложу эту схему. Может кому нибудь пригодится

Оффлайн Rumata

  • Супермодератор
  • Сообщений: 24712
    • Просмотр профиля
Кому-то не лень было склеивать картинки из 23 выпуска :-\ 20 лет назад это наверно было бы интересно.

Добавлено позже:
Выложу эту схему.
Место конечно нашёл самое подходящее :furious:

Оффлайн free.gen

  • Пользователь
  • Сообщений: 294
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Воспользовался таблицей и распаял трехпозиционный переключатель. sm801-a1

Первое положение - PAL50 (3 и 4 ноги на земле)
Второе положение - PAL60 (3 на земле, 4 на 5v)
Третье положение - NTSC443 (3 и 4 ноги на 5v)

Переключение работает, но при переключение консоль хард ресетится - игра сбрасывается и на экране заново появляется значок AV (будто приставку выключили и включили).

До этого я вешал диод на переключатель регионов, при переключении на U/N и J/N включался PAL60 на лету, приставка не сбрасывалась. Тут тоже диоды нужны? Просвятите кто в теме.

UPD - заработало после того как убрал 5 вольт с переключателя.
« Последнее редактирование: 07 Сентябрь 2023, 02:28:44 от free.gen »

Оффлайн free.gen

  • Пользователь
  • Сообщений: 294
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
В общем, пока копал видеорежимы, заодно и в регионах разобрался.

Задействованы первая и вторая ноги SM801.
1 - O/J (Other/Japan)
2 - N/P (NTSC/PAL)


USA (NTSC)   = 1-VCC, 2-VCC;
Europe (PAL) = 1-VCC, 2-GND;
Japan (NTSC) = 1-GND, 2-VCC;
Japan (PAL)  = 1-GND, 2-GND (Насчет этого не уверен)


Если все верно, можно добавить в шапку  :cool:

Оффлайн Rumata

  • Супермодератор
  • Сообщений: 24712
    • Просмотр профиля
Всё верно, но в шапку никто ничего добавлять не будет. Регионы - это совершенно отдельная тема.

Оффлайн aleksei5771

  • Пользователь
  • Сообщений: 13
    • Просмотр профиля
А что означают 1 и 0 в таблице?

Оффлайн HardWareMan

  • Модератор
  • Сообщений: 7543
    • Просмотр профиля
Ты не поверишь: 1 и 0! Логические, ясен красен.

Оффлайн aleksei5771

  • Пользователь
  • Сообщений: 13
    • Просмотр профиля
Я имею ввиду 1 это соединить с +, а 0 это висит в воздухе?

Оффлайн HardWareMan

  • Модератор
  • Сообщений: 7543
    • Просмотр профиля
"Висит в воздухе" это явно не 0. Это Z (третье состояние).

Оффлайн Rumata

  • Супермодератор
  • Сообщений: 24712
    • Просмотр профиля
а 0 это висит в воздухе?
НЕТ. Ноль - это ноль. Логический ноль. GND.

"Висит в воздухе" это явно не 0. Это Z (третье состояние).
Немного не так :)
Если вход - то "висит в воздухе" - лог. 1. Часто есть в кристалле подпор к питанию. Если 0 - то GND
А Z (третье) - это для выходов.



Оффлайн aleksei5771

  • Пользователь
  • Сообщений: 13
    • Просмотр профиля
Жаль, что нет режима в 625 строк и 60 герц, эти голубые полоски слева и справа экрана, в сонике, например, я бы назвал эстетическим разочарованием. Уж лучше бы черные сверху и снизу...
Хорошо, что еще остались в живых элт телеки, у которых в сервисном меню можно растянуть картинку и убрать эти полоски за пределы экрана.

Оффлайн HardWareMan

  • Модератор
  • Сообщений: 7543
    • Просмотр профиля
aleksei5771, цвет бордюра у VDP - штатная функция и специально используется играми. Причём, верхний и нижний могут иметь разный цвет (например, небо и земля), так что вкусовщина тут не канает.

Оффлайн aleksei5771

  • Пользователь
  • Сообщений: 13
    • Просмотр профиля
В PAL50 слева и справа полос нет, а верхние и нижние строки всегда черные, по крайней мере я не видел в какой игре там небо или земля, подскажите игру такую, я хотя бы посмотрю.

Оффлайн HardWareMan

  • Модератор
  • Сообщений: 7543
    • Просмотр профиля
В PAL50 слева и справа полос нет, а верхние и нижние строки всегда черные, по крайней мере я не видел в какой игре там небо или земля, подскажите игру такую, я хотя бы посмотрю.
Всегда? А ты точно играл в нормальную Сегу а не Мд3+ однокапельные клоны, где бордюр действительно залочен на чёрное? Эмулятор Exodus поддерживает бордюр, кстати. Обычно игры не заморачиваются и красят весь бордюр в один цвет. Comix Zone, Sonic и прочие. В Street Racer на горизонтальном бордюре рисуется горизонт, например:

Только горизонтальный бордюр практически всегда попадает в так называемый overscan особенно дешёвых теликов. Вертикальный бордюр (те самые полосы сверху и снизу) обычно заметны только в PAL режиме, потому что в NTSC они тоже попадают в оверскан, но они там тоже есть - Exodus показывает всё правильно, как есть. Можешь протетсировать в нём все свои игры и убедиться сам.

Оффлайн aleksei5771

  • Пользователь
  • Сообщений: 13
    • Просмотр профиля
Я играл только в сега клон на чипе sm801 начала нулевых, в детстве, а все эти бордюры для меня это открытие этого года, потому что раньше я этой темой не интересовался. Нормальных сег и телевизоров не было ни у кого из моих друзей того времени. Мы это китайское изделие и считали самой что ни на есть нормальной Сегой оригинальной.
В сегу мы играли не так много, это было дорого в то время для наших семей, играли только в пал 50 и бордюров не было видно нигде.
« Последнее редактирование: 13 Декабрь 2024, 21:15:58 от aleksei5771 »

Оффлайн Rumata

  • Супермодератор
  • Сообщений: 24712
    • Просмотр профиля
Жаль, что нет режима в 625 строк и 60 герц
Конечно. Особенно, если математику в школе прогуливал :biggrin:
Да, да, ничего личного, просто математика, даже арифметика

цвет бордюра у VDP - штатная функция и специально используется играми.
Не всеми. Далеко не всеми. И уже изначально заточенными под 60 Гц не используется точно, ибо без надобности.

а все эти бордюры для меня это открытие этого года,
а верхние и нижние строки всегда черные
:-\ Какие-то взаимоисключающие параграфы. "Бордюра" как такого (как в Спектруме) здесь нет.
Вот те полосы слева и справа - это баг эмуляторов. Ибо в реальном ЗЛТ здесь реперная линия, при настройке выводимая за границы экраны. Ибо наши предки не были идиотами (внезапно). Они как раз очень хорошо знали как работает ТВ. А вот следующие поколения этих знаний не имеют. Так у так получилось. :(
Так вот, эти чёрные полосы слева и справа реальный ЭЛТ никогда не выведет, потому как это зона СГИ (строчный гасящий импульс). А создатли эмуляторов то ли не в теме, то ли идеи какие-то :neznayu:


Оффлайн aleksei5771

  • Пользователь
  • Сообщений: 13
    • Просмотр профиля
Не понял про математику, если есть какая то зависимость кол-ва строк от герцовки, так я ж не инженер электроник чтобы всё знать.
В моей картине мира разница в 100 строк просто дорисовывается в пал 50 на экране сверху и снизу черными строками...
Если слева и справа линии должны заводиться за край экрана, то почему современные ТВ этого не делают...
И были бы они черными, а не ярко синими как в сонике или алладине, черные вообще бы в глаза не бросались.

Добавлено позже:
реперная линия, при настройке выводимая за границы экраны
То есть если я подключил сегу к элт телевизору и по бокам видны эти бордюры-полосы, то значит геометрия телека неправильно откалибрована?

Оффлайн Rumata

  • Супермодератор
  • Сообщений: 24712
    • Просмотр профиля
Не понял про математику, если есть какая то зависимость кол-ва строк от герцовки, так я ж не инженер электроник чтобы всё знать.
А тут не надо быть инженером. Сточная частота (или  длительность строки) для ПАЛ и НТСЦ одинакова. Соответственно больше кадров - меньше строк. И наоборот. Поэтому вариант 625 / 60 физически невозможен.

В моей картине мира разница в 100 строк просто дорисовывается в пал 50 на экране сверху и снизу черными строками..
Да, оно делается и без картины мира

почему современные ТВ этого не делают...
Что есть "современные ТВ"? ЖК? Так у них вообще другие принципы вывода картинки

были бы они черными, а не ярко синими как в сонике или алладине
Так о том и речь, что это вопосы конкретной игры. Где-то задан цвет фона, где-то нет

то значит геометрия телека неправильно откалибрована?
Не исключено. Хотя возможно твой ЭЛТ в душе уже цифровой и начинает обрабатывать картинку

Оффлайн HardWareMan

  • Модератор
  • Сообщений: 7543
    • Просмотр профиля
Так вот, эти чёрные полосы слева и справа реальный ЭЛТ никогда не выведет, потому как это зона СГИ (строчный гасящий импульс). А создатли эмуляторов то ли не в теме, то ли идеи какие-то :neznayu:
О каких чёрных полосах слева-справа речь? Если с моих скриншотах Exodus, то это просто удержание аспекта при рендеринге в окно. То, что подкрашено цветом существует и на моих телевизорах и мониторах я их наблюдал ещё в 90х. Единственное, что Рекорд Ц275 мне пришлось немного сузить по горизонтали и сместить вправо фазу так, чтобы мой "Специалист" не срезал слева 2 столбца символов и Сега, подключенная через RGB, так же не срезала изображение слева (например, в Cannon Fodder треть лычек). Потому что у 3УСЦТ при подключении по RGB нет компенсации задержки фазы синхронизации строчной развёртки (да и самого RGB нет - всё колхозил руками в МЦ3) в отличии от современных телевизоров (она там подстроена под задержку распространения видеосигнала через декодер и МЦ, где есть ЛЗЯ). Электроника 32ВТЦ показывал изначально шире необходимого, т.к. предполагался для использования со "Спектрумом" и только "Орион 128.2", тоже имеющий защитный бордюр, не обрезался, так что я тоже сузил изображение сам.

Оффлайн aleksei5771

  • Пользователь
  • Сообщений: 13
    • Просмотр профиля
Так о том и речь, что это вопосы конкретной игры. Где-то задан цвет фона, где-то нет
Дык в пал 60 они есть, а в пал 50 их нет, как будто длинна строк различается...

Добавлено позже:
Хотя возможно твой ЭЛТ в душе уже цифровой и начинает обрабатывать картинку
Не знаю как он в душе, а снаружи он Самсунг на 29 дюймов, примерно 2008 года, огромный такой, на полкомнаты и весит 40 кг.

Оффлайн HardWareMan

  • Модератор
  • Сообщений: 7543
    • Просмотр профиля
Конечно отличается, потому что задающий кварц должен быть другим при 60Гц режиме. Телевизор достаточно толерантен чтобы сожрать, но коррекцию размера под это дело делать не будет (потому что от 60Гц он ожидает другую строчную частоту).