Лично для меня с 1-го по 5-е поколение - это ретро-игры и системы.
В 1-м поколении было зарождение геймплея, как такового. Например, Magnavox Odyssey - графики не было, на экран просто прикладывались разноцветные листы, имитирующие окружение. Игроки могли управлять только двумя квадратиками, а за правилами игры больше следили не программа, а сами игроки. В приставку вставлялась плата с программой, без корпуса.
Во 2-м поколении, например, Atari 2600 - начала появляться графика, плата картриджа была в корпусе.
В 3-м поколении графика и геймплей совершили пару шагов вперёд, а также стала появляться великолепная музыкальная часть, над которой работал композиторы (во 2-м же поколении были только звуки по большей части).
4-е поколение: значительная эволюция с первыми экспериментами над 3D (пусть и псевдо). Громадный скачек вперёд в плане железа консоли (если даже стало доступным записывание огромного количества голосовых семплов, имитировать настоящие музыкальные инструменты, особенно у Super Nintendo это здорово получалось).
5-е поколение: можно сказать, эра 3D-игр, после которой уже не было пути назад. Многие разработчики, которые делали классическое 2D-игры, перестраивались в 3D. У кого-то получалось отлично (например, Nintendo и Super Mario 64 - игра просто превосходна стала выглядеть в 3D), другие же, к сожалению, хоронили некогда популярные серии игр, либо игра получалась хуже предшественников и не вызывала у геймеров такого восторга как ранее (например, Castlevania на Nintendo 64). Как не крути, а игнорировать переход в 3D было нельзя. Время такое было - всем хотелось максимально реалистично вживаться в образ персонажа игры и чувствовать себя как в реальном мире, окруженным объектами, а не только перемещаться влево, вправо, вверх, вниз и по диагонали на плоскости. Ещё важным моментом 5-го поколения стала простота записывания музыкальных треков хорошего качества на диск с игрой (исключение, Nintendo 64, которая была ещё на картриджах).
6-е поколение - это уже переходное от ретро к современным. 3D-игры плотно закрепились в видеоигровой индустрии, даже гигант Microsoft влез на консольный рынок, чтобы не отставать от других и идти в ногу со временем. Другой гигант Nintendo наконец-то понял, что надо переходить на цифровой носитель информации (пусть и на mini-DVD, зато у пиратов в те годы не было шансов спиратить их игры, Nintendo, как всегда, молодцы! Не говоря уж о том, что диски для Gamecube смотрятся очень мило и приятно). Что касается Sega, формально их Dreamcast был консолью 6-го поколения, но... что случилось, то случилось, не будем о грустном...
7-е поколение и выше - это, как по мне самые что ни на есть современные игры и консоли. Закрепление Blu-ray, как носителя, пусть и не все производители перешли на него тогда. Wii и Xbox 360 предпочли оставить на DVD, шаг вперёд в плане носителя сделала только компания Sony. Признаться, я пока его ещё осваиваю (7-е, если быть точнее, игр и консолей 8-го поколения у меня пока нет).
Вот такие мои мысли по поводу смены поколений и перехода от ретро к современным играм и системам.