Введение.
Жанр beat-em-up в эпоху 16 бит приобрел небывалое развитие. На Сеге мы восхищались трилогией Streets of Rage, на Снес - трилогией Final Fight. На Neo-Geo была своя именитая трилогия под названием Sengoku. Казалось бы, как может оказаться одна из этих игр на приставке-конкуренте, но все-таки такой дезертир оказался. Первая часть Sengoku оказалась и на приставке от Nintendo и на приставке от Сеги (Sega CD). Речь сегодня пойдет о Sengoku Denshou о порте первой части Sengoku с Neo-Geo. Этот порт, к слову сказать, не выходил за пределы Японии.
Еще одно введение.
Познавать японские beat-em-up'ы на Снес одно удовольствие. Среди чудаковатых проектов, непонятных человеку с европейским менталитетом, например UFO Kamen Yakisoban - Kettler no Kuroi Inbou, CB Chara Wars - Ushinawareta Gag и прочее, попадаются порой удивительные необычные разработки. Рад, что были переведены на русский язык Shodai Nekketsu Kouha Kunio-kun и Shin Nekketsu Kouha - Kunio-tachi no Banka про неплохие приключения великого драчуна Кунио на 16 бит. Вторую игру я причислю к совершенным, так как там есть хорошая детективная история, различные герои, которых можно менять в процессе игры и индивидуальные суперудары для всех, отдельно отмечу крутую езду на мотоцикле с одного района города в другой. К необычным проектам я бы записал еще Gourmet Sentai - Bara Yarou - совсем уж чудаковатый проект с ощущением киберпанка и постапокалиптики, где очень развитая боевая система.
Среди японских beat-em-up'ов на Снес порой попадаются и нереально крутые вещи, вышедшие только в Японии. К таким я отношу Iron Commando - Koutetsu no Senshi (европейская версия недоделанная), постапокалиптический Undercover Cops - хороший и практически точный порт с аркады, но для одного игрока, играть так или иначе одно удовольствие. Но и как же можно забыть про Ghost Chaser Densei с самой совершенной боевой системой на 16 бит. Несмотря на то, что порт с аркады сильно урезан, добавлены дополнительные приемы и играется beat-em-up нереально бодро.
Эти долгие введения к тому, что сейчас довелось пройти еще один японский beat-em-up - Sengoku Denshou. Наполовину необычный и наполовину крутой.
Перейдем к обзору
Игре я уже пытался давать несколько шансов, но быстро её забрасывал и вот ЗАЦЕПИЛО и не отпускало до самого конца. Необычность проекта заключается в слиянии двух миров: американского и японского. Два шаблонных героя с типичной внешностью персонажей американских боевиков идут по разрушенным улицам какого-нибудь Нью-Йорка и дерутся с самураями, духами и монстрами из японского фольклора.
Они перемещаются между двумя мирами и сами могут превращаться то в самурая, то в ниндзя, то в какого-то японского пса, то материализовать мечи и так далее. По сюжету злой японский феодал в прошлом был убит двумя воинами, но заключил сделку с дьяволом, чтобы вернуться и отомстить всему миру. Противостоять ему выходят два потомка тех самих воинов. Два мира показаны очень хорошо, этапы очень продолжительны.
Крутизна игры заключается в том, как портировали проект с Neo-Geo. По началу я думал, что это самостоятельная и эксклюзивная Sengoku для Снес. После прохождения пошел читать информацию по игре в интернете и удивился, что это все-таки порт. Загрузил оригинал и был еще сильнее поражен тому, как по-другому играется версия на Снес. На Neo-Geo игра удивляет великолепной 2D-графикой и крутыми эффектами, но вот боевка - это сплошная череда пинков и маханием мечом.
На Снес в боевку внедрили элементы Final Fight. Здесь есть комбо-атака, бросок, возможность завершить комбо-атаку броском, удерживая "вниз", как в Final Fight, круговая атака, снимающая часть здоровья. И изюминка всего этого - мощный бросок в воздухе, снимающая здоровенную часть здоровья у врагов. Не знаю, почему игру за рубежом называют сложной, используя этот бросок в воздухе, проходил многие этапы легко. На Neo-Geo ничего из этого нет. Боевка там очень сумбурная: персонаж то машет руками, то ногами, и непонятно от чего это зависит: бывали случаи когда хорошенько мутузишь врага ногами и готовишься его отправить в мир иной, но герой вдруг переходит на махание руками перед его носом, не задевая. Думаешь, про себя: "Ну же, давай опять пятачку задери!", но нет, враг быстрее сообразит, что делать, и даст непременно ответ. В Neo-Geo есть еще возможность зарядить мощную атаку, удерживая кнопку удара. Но это уж совсем издевательская атака, так как враги все время напирают и стоять три секунды неподвижно не представляется возможным. Попользовался раза три за всю игру. Когда герой материализует мечи, то возможность заряжать энергетический разряд и вовсе исчезает. При превращении эта атака разнится. Позабавило то, что умеет делать ниндзя. ОН... УМЕНЬШАЕТСЯ!!! Когда это увидел, не знал, что делать - смеяться или плакать, так как его сразу же затоптали.
Одни словом, боевка в Снес более вдумчивая с возможностью продумывать стратегию, что тебе делать: просто избить врага, зажать "вниз" и бросить, если кто-то подходит сзади, попытаться схватить противника и выполнить мощный бросок в воздухе или, в совсем безнадежных случаях, сделать круговую атаку за часть здоровья.
Изюминка серии - различные превращения, на Neo-Geo можно превращаться по желанию, на Снес превращения автоматические, что тоже мне очень понравилось - не отвлекает от насыщенных драк, так как свои действия порой нужно продумывать моментально. На Neo-Geo во время превращения берется пауза. Восприятие тоже иное - на Снес метаморфозы героя - спасительная возможность противостоять напирающим врагам, так что цепляешься за шары превращения при каждом удобном случае. В боевку они вносят разнообразие большое. На Neo-Geo превращения не особо помогают. Все равно завалят, пусть и на две секунды позже.
Еще об различиях.
Спрайт одного из героев различается. На Снес он более американизированный. На Neo-Geo какой-то футуристический и киберпанковский.
Уникальная атмосфера слияния двух миров: разрушенного американского и процветающего в облаках японского из-за сумбурной боевки на Neo-Geo теряется. Нет возможности наслаждаться им - то и думаешь, чтоб тебя не отпинали. На Снес наслаждался всеми видами постапокалипсиса, хоть и графика там гораздо скуднее. Вознесенный и процветающий в облаках японский демонический замок напрягал, хотелось непременно добиться справедливости и опустить самурайчиков и главного феодала.
Атмосфера преследования, свойственная хоррорам, еще понравилась в Снес-версии. Героев то и дело настигает летающий замок и насылает врагов в итак уже упадническом мире. В оригинале этот замок особо не замечаешь, так как на переднем плане происходит масса действия и эффектов.
Конечный босс отличается, как и бой с ним, даже не знаю, что эпичнее: на Neo-Geo у вас появляется очень крутой меч и вы взмываете в воздух со своим главным врагом. Поднимаясь все выше и выше в облаках, происходит бой. На Снес, вы отравляетесь в небо за своим главным врагом, но бой происходит в... КОСМОСЕ.
Концовка также отличается: на Снес идут титры и герой падает вниз, вспоминая все свои битвы. Для меня лично, это такой эпичный плохой конец. Я большой любитель плохих окончаний на 16 бит, прикольно, когда герой проходит сложнейший путь к победе и отдает за это жизнь. На Neo-Geo концовка совсем другая. Когда завершился тамошний бой, я даже не понял, что уже идет основная концовка игры. Я думал, получил плохое окончание, типа не успел одолеть босса и выйти в космос. Как оказалось, это основное вялое завершение и это меня немного огорчило.
На Neo-Geo есть диалоги и перед каждым этапом показывается, как главный босс отправляет очередного приспешника одолеть вас. На Снес ничего из этого нет, но есть бонус-уровни.
В общем, зацепило, уже несколько дней игра из головы не выходит. Как уже писал, игра наполовину необычна, благодаря атмосфере американского и японского и превращениям. Beat-em-uo'ов c превращениями не так уж много, а на Сеге и Снес, мне кажется, их и вовсе нет. Также игра, наполовину крута, смотря, как разработчики изменили боевку и подогнали ее под домашнюю консоль. Порт интересно изучать и играть. Эти две половинки меня и поймали на крючок, видимо. Без минусов не обошлось, бросается в глаза скудная графика и слышится порой невыразительная музыка, Снес способна на большее.
Хоть версия для Снес не может похвастаться визуальными эффектами Neo-Geo, но реализованная в этом порте боевая система мне гораздо ближе и интереснее. Это не игра из разряда "играть обязательно", но может некоторых увлечь на вечерок. Удовлетворив мои какие-то предпочтения в боевой системе и любовь к необычному, она смогла достигнуть хороших показателей. В конце идет отличный эпичный бой и не менее эпичный "бэд энд".
Прежде всего рекомендую тем, кто тоже любит познавать японские beat-em-up'ы.
Отдельно отмечу, что при портировании сохранен режим для двух игроков, что тоже весомый плюс. Final Fight и Undercover Cops на Снес, к сожалению, эту важную для beat-em-up'ов особенность потеряли.
Вывод.
Поиграть в обе версии обязательно и самому все оценить. На Neo-Geo игра с крутыми эффектами, играешь в нее, как будто смотришь высококлассный боевик с впечатляющими спецэффектами, типа Трансформеры, на Снес версия более вдумчивая и атмосферная с какими-то нотками хоррора. Удивляет, что порт не теряется на фоне своего старшего собрата и готов поделиться своим отличительным опытом. Вот этот нюанс и прибавил игре значительно баллов в моем восприятии. В ближайшее время буду рекомендовать ее на ровне с Final Fight'ами, Turtles in Time, Ninja Warriors и пр. Еще один малоизвестный понравившийся мне мордобой в копилку Снес, буду проходить еще.
Сравнение версий.
Neo-GeoMega CDSuper Famicom |