Nayuta no Kiseki
Разработчик: Nihon Falcom
Издатель: Nihon Falcom
Жанр: Action role-playing game
Cпин-офф… Художественное произведение, являющееся ответвлением уже ранее существующего, использующее его мир, героев, терминологию, либо же вовсе весьма незначительные элементы. Чем-то напоминает дерево, где есть ствол и растущие из него ветки. Правда, иногда появляются “ветви”, не уступающие по значимости самому “стволу”, а иногда и затмевающие его. Такой вот парадокс. Взгляд в прошлое
“Dragon Slayer родил The Legend of Heroes; The Legend of Heroes родил Kiseki; Kiseki также склонен к делению…” Из священной книги Falcom.
Давно это было… Столь давно, что многие, читающие эти строки, еще даже не успели появиться на свет. На дворе стоял 1984 год. Нет, ни Океании с Остазией, ни вездесущего Старшего Брата с его вечным антагонистом Эммануэлем Голдсте́йном так и не появилось. Так чем же он вошел в историю?
Да хотя бы появлением в продаже самого первого Apple Macintosh, бойкотом СССР летней Олимпиады в Лос-Анджелесе и выходом в кинотеатрах легендарного “Терминатора”… Это, скажем так, выдержка из событий, происходивших на “Большой Арене”. Мир же электронных развлечений – назовем его “Ареной Малой” - лишь приобретал свои очертания, но именно тогда, в еще зачаточном состоянии, каждый год в индустрии компьютерных игр происходила очередная революция.
И вот, осенью 1984 года, японская компания Nihon Falcom Corp. выпускает игру под незамысловатым названием
Dragon Slayer. Чем эта игра прославилась? Ну хотя бы тем, что стала одним из основоположников такого жанра, как action-RPG. В
Dragon Slayer игроку доставалась роль отважного рыцаря, исследующего обширное подземелье, больше смахивающее на лабиринт. Как водится, герою противостоят различные кровожадные твари. В отличие от подавляющей части RPG тех лет, битвы с монстрами происходили в реальном времени. Боевая система была весьма примитивна – герой врезался в противника и попросту его таранил. При всей своей несуразности, данная боевка присутствовала и в более поздних играх от Falcom, хотя бы в первой, второй и четвертой части
Ys.
Но вернемся к нашему “Убивцу Драконов”. Игра оказалась весьма успешной… Нет, кого я обманываю? Успешный – слишком блеклое слово, не передающее и малой толики той популярности, что ожидала
Dragon Slayer на родине. За успешной первой частью уже в следующем году последовала вторая… А затем понеслось. Серия довольно рано начала обзаводиться ответвлениями, новые игры по вселенной выпускали чуть ли не каждый год. Мать моя, да сколько же их было! Учитывая многочисленные переиздания для разных платформ – никак не меньше полусотни наберется! И самое забавное то, что дикий успех этот оставался и остается весьма локальным – долгое время игры серии выпускались исключительно для внутреннего рынка Японии. Те же, что каким-то чудом попадали на запад, особой славы не находили…
Итак,
Dragon Slayer развивался… И в конечном итоге дошло до того, что в 1989 году появляется
Dragon Slayer: The Legend of Heroes, ставший впоследствии основоположником собственной подсерии, которая так и называется -
The Legend of Heroes. Интересно, что это была уже не ARPG, а вполне классическая пошаговая JRPG, созданная по образцу еще более именитой игры -
Dragon Quest. О популярности первой “Легенды о Героях” много говорить не стоит, можно лишь заметить, что в Японии она издавалась чуть ли не на кофемолках, не оставив без внимания все более-менее популярные компьютеры и консоли.
Не обошлось и без западного релиза. В самом конце 1992 года игру выпустили в Северной Америке, для не слишком популярной TurboGrafx-CD. В США встретили данное событие… весьма холодно. Ни о какой легендарной серии “
Dragon Slayer” здесь и слыхом не слыхивали. Нет, конечно, на западе, еще для NES, выходили
Faxanadu и
Dragon Slayer 4: Drasle Family (под именем
Legacy of the Wizard)… Но, во-первых, игры эти не пользовались большой популярностью, а во-вторых мало кто даже догадывался, что принадлежат они по сути к одной вселенной. В общем, с западными релизами серии как-то не везло. А посему не стоит удивляться, что она на долгое время ушла в самоизоляцию от внешнего мира.
Ну да ладно, история не стоит на месте, не станем же и мы задерживаться в столь отдаленном прошлом. Вперед, вперед! Пролетают мимо года, новое тысячелетие сменяет собой старое, мир неудержимо движется на пути технического прогресса… Следующая наша остановка – 24 Июня 2004 года. Мы вновь оказываемся в Японии, а главным событием этого дня можно назвать выход
The Legend of Heroes 6: Sora no Kiseki FC. Да, это уже шестая часть “Легенды о Героях”, но важно не это – совсем скоро Sora no Kiseki выльется в спин-офф спин-оффа, ответвление от ответвления, да еще такое, что в некотором роде отодвинет своих прародителей на задний план. Новая серия получит общее название “
Kiseki”, или же “
Trails”, каким она обзавелась на западе.
Да, наконец-то настало время, когда игры от Falcom начали планомерно издавать где-то за пределами Японии. Нельзя сказать, что Kiseki завоевала дикую популярность у гайдзинов, но определенный культовый статус получить смогла. Новые игры, пусть с некоторым запозданием, но получают релиз на английском языке, а сама
Kiseki основательно завоевала свой сегмент рынка. Предположу, что за будущее серии волноваться не стоит.
Хотелось бы многое написать о серии
Trails, но таким образом мы можем уйти очень далеко от основной темы... Так что вновь запускаем нашу машину времени и отправляемся прямиком в 2012 год. Нас встречает жаркое солнце, время развлечений и путешествий. Ведь на дворе 26 Июля, эпицентр лета последнего года жизни на Земле – в самый раз оторваться по полной! К счастью, а может и к сожалению, но человечество в очередной раз стоически перенесло неизбежный конец света…
Для нас же конкретно 26 Июля интересно не возможностью поваляться на пляже, а несколько иной причиной – на угасающей уже PSP выходит очередной представитель серии
Kiseki, а вместе с тем и основной объект нашего обзора -
Nayuta no Kiseki. Выходит исключительно в Японии, ибо во всех остальных “прогрессивных” странах PlayStation Portable уже бесповоротно потеряла всякую актуальность.
И прежде чем мы перейдем непосредственно к разбору, позвольте кое-что пояснить.
Nayuta no Kiseki – технически является частью серии
Kiseki, однако ж все действия разворачиваются в абсолютно новом мире со своей историей. Связь с прародителем -
The Legend of Heroes – не прослеживается даже в названии, да и в целом игра является самостоятельным и законченным произведением, представляя собой “
герметичный спин-офф”.
Если воспользоваться приведенной ранее аналогией с ветвистым деревом, то это даже не ветка, а скорее листва. Или цветок – слишком поздно расцветший, но единственный в своем роде.
Островок бесконечного лета
В самом центре бескрайнего океана расположен маленький тропический островок. Населяют его люди добрые и отзывчивые, живущие, как одна большая семья. На первый взгляд остров ничем не примечателен – не живут здесь ужасающие чудовища, демоны не тиранят местных жителей и даже вездесущие пираты не устроили тут свое логовище. Но кое в чем этот островок отличается от всех остальных… По какой-то неведомой причине лишь сюда иногда падают небольшие метеориты, прозванные в народе “звездными осколками”. Интересны эти небесные камни в первую очередь тем, что при помощи хитрых механических манипуляций внутри звездных осколков можно увидеть картины иного, загадочного мира, называемого “Потерянным Раем”, о котором упоминается лишь в самых древних сказках и легендах.
Этим остров и знаменит, ради этого и соглашаются немногочисленные туристы и исследователи терпеть все неудобства морских странствий. Остров Ремнант. Именно сюда, после длительного обучения, спешит “на вакансии” наш главный герой – пятнадцатилетний Наюта Гершель.
Как и положено по канону, Наюта – сирота, потерявший родителей несколько лет назад, Бремя ответственности за воспитание будущего героя легло на плечи старшей сестры, Эрты, а за спасение его от снедающего уныния взялся некий Сигна, ставший впоследствии лучшим другом юного Гершеля. Вместо того, чтобы целыми сутками сидеть и придаваться депрессии, Сигна предложил Наюте организовать подобие “клуба добрых дел” и по возможности оказывать различную посильную помощь окружающим.
Любопытно, что покойного отца Наюты звали Уильям Гершель, что отсылает нас к знаменитому астроному восемнадцатого века Фредерику Уильяму Гершелю. Одним из наиболее значимых его достижений является открытие Урана, шестой планеты Солнечной системы.К слову, сам Сигна не является уроженцем острова Ремнант. Лет за шесть до начала надвигающихся событий его, находящегося в полном беспамятстве, обнаружил на пляже местный мастер-мечник Орвус. Судя по всему, Сигна – единственный выживший после случившегося где-то кораблекрушения, но об этом мало что известно. По факту же у Сигны обнаруживается типичная болезнь анимешного героя – амнезия. Он ничего не помнит из своего прошлого и жизнь его на острове начинается с чистого листа. Мечник Орвус берет Сигну под свою опеку и довольно быстро делает из него ловкого и сильного воина, мало в чем уступающего своему учителю.
Итак, Наюта прибывает на родной остров. Впереди встречи, отдых, тренировки, помощь ближним… Достаточно богатый список предстоящих дел, но происходит событие, что подкорректирует – слегка - все планы героя. Не успел еще Наюта как следует поговорить с подругой детства Лирой (по уши в него, кстати, влюбленной) как с неба падает объект, сильно превосходящий по размерам прибрежную гальку. Буквально в сотне метров от острова в море врезается целая башня… По идее, падение такой громадины должно было повлечь за собой достаточно катастрофические последствия, как-то: образование гигантской волны, землетрясение… да хотя бы выбитые окна и всеобщую панику. Однако ж, ничего подобного не происходит. Жители Ремнанта столь суровы, что замаячившая невдалеке рукотворная скала вызывает у них лишь любопытство. Ну и конечно же, это событие вызывает живейший интерес у наших друзей, Наюты и Сигны. Естественно, они тут же отправляются исследовать неизведанный объект.
После непродолжительных приключений герои оказываются на вершине башни, где их поджидает сюрприз – находящаяся в бессознательном состоянии крошка-“фея”, крепко сжимающая в объятиях часть какого-то механизма. Пока Наюта и Сигна дивились на сие чудо, гадая кто это может быть, из неожиданно появившегося пространственного разлома прибывает еще пара действующих лиц – странный блондин с посохом и не менее странный воин в маске. Как скоро выясняется, блондин со своим спутником шел именно по следу таинственной “феи”. Впрочем, интересует его не сколько девчонка, сколько то, что она с собой принесла – так называемый “
Мастре Гир”. Бесцеремонно забрав предмет своего вожделения блондин – имя которого Зекст – удаляется восвояси. Попытка наших ошарашенных героев остановить его не приводит к каким-либо результатам. Сигна пытается вызвать мечника в маске на честный бой, но тот тактично отклоняет это предложение.
Не слишком поняв суть произошедшего, героям не остается ничего иного, как захватить с собой так и не пришедшую в сознание “фею” и возвратиться в дом Наюты. Здесь-то фея наконец приходит в себя. Неописуемы ужас вызывают у нее довольные физиономии спасителей, но уже через некоторое время она призывает парней к ответу – куда они, канальи, подевали Мастер Гир?! Наюта поясняет, что механизм забрал Зекст вместе со своим спутником. Нои – именно так зовут “фею” – данный ответ окончательно выводит из равновесия. Без лишних слов она вылетает в окно со второго этажа. Благо, летать она действительно умеет. Из встревоженного лепета можно понять, что ей срочно необходимо попасть обратно в “свой” мир. На счастье, рядом с домом Наюты находится старый, но все еще функционирующий портал (вот совпадение!). В спешке Нои активирует его и скрывается в сгустке ослепительного света.
Такой поворот событий никак не может удовлетворить разошедшееся не на шутку любопытство Наюты. Ни на один из своих вопросов он так и не получил ответ, а потому не стоит удивляться, что без всяких приготовлений Наюта (вместе с Сигной, разумеется) отправляется через все еще работающий портал вслед за Нои… После чего герои оказываются в чудесном саду, явно не принадлежащем известному им миру. Повсюду ни души, а единственным обитателем сада можно назвать лишь спящую в неком подобии гроба прекрасную девушку.
Здесь же через несколько мгновений обнаруживается и пропавшая Нои. Малютка чуть ли не рвет волосы от своего досадного просчета – ведь в спешке она оставила открытым проход меж двух миров. Но от предложенной Наютой помощи все-таки не отказывается.
Вот такая вот нехитрая в игре завязка. Наюта оказывается в ином мире, называемом Терра, и теперь ему необходимо помочь крошке “фее” остановить таинственного Зекста, дестабилизировавшего искусственный климат на четырех обширных континентах. Причины этого поступка откроются позже, как позже изменится и наша задача, а сам сюжет начнет все больше приобретать апокалиптический оттенок. По ходу истории, состоящей из шести глав и эпилога, Наюте предстоит восстановить нарушенный баланс на всех континентах Терры, освободить тамошних “Хранителей” и даже столкнуться с создателями этого мира – Митосами, к которым принадлежит и спящая в “гробу” девушка. События будут плотно следовать одно за другим и пусть почти все “вотэтоповороты” можно разглядеть чуть ли не за милю, следить за развитием сюжета и персонажами все равно интересно до самого эпилога. И после него.
Немного о “войне”…
Что ж, пролог окончился и мы наконец-то приступаем непосредственно к самой игре. Из Сада Звезд, являющегося местным хабом, мы попадаем на карту Терры. Из возможных четырех континентов нам пока доступен лишь один – Ольтапия. Здесь предстоит пройти три основные зоны, храм и, в итоге, сразиться с местным Идолищем. В общем-то, этому же шаблону следует прохождение и остальных трех континентов. Никакого открытого мира в игре ожидать не стоит, все четко и бесперспективно поделено на изолированные друг от друга зоны.
Геймплейно
Nayuta no Kiseki возвращается к истокам серии
Dragon Slayer – это чистокровная action-RPG, с большим уклоном непосредственно в action. Нас ожидает множество динамичных боев, беготни и… платформинга. Да, игра сильно завязана на платформинге, причем этот аспект игрового процесса выполнен на удивление грамотно – особенно учитывая тот факт, что действие происходит в трехмерном пространстве. А так как здешнее управление выполнено на твердую пятерку, то и преодоление даже самой бездонной пропасти по движущимся платформам не приведет к нервному расстройству да проклятиям, посылаемым на головы левелдизайнеров.
Локации поначалу весьма линейные, но в дальнейшем их строение усложняется, появляется множество развилок. Правда, дорога к финишу всегда всего лишь одна, а развилки в основном ведут либо к “переключателям”, позволяющим убирать блокирующие дальнейшее продвижение энергетические ворота, либо к различным призам. Так что несмотря на линейность, исследования тут всегда приветствуются. Жаль только, что в большинстве своем локации невелики по размеру и доскональное обследование всего и вся не подбрасывает особого “челленджа”. Хотя без исключений не обойдется – храмы и предфинальные локации весьма обширны. Пусть и заблудиться там невозможно, но поплутать в поисках секретов все же придется.
Боевая система проста, но не примитивна. Находящийся под нашим чутким управлением Наюта изначально владеет лишь стандартной атакой, перекатом и прыжком (пусть и двойным), что можно совмещать вместе с ударом. Одной из интересных особенностей здешних боев можно назвать систему “цепочек” (
chain). Суть в том, чтобы наносить как можно больше ударов по врагу и при этом не получать ничего в ответ (чуть позже сюда же станут засчитывать удачные блокирования вражеских атак). В результате, когда серия ударов дойдет до двадцати, Наюта получит определенный бонус. Для начала это будет повышение силы, а если цепочку удастся увеличить до сорока, шестидесяти и далее, то прибавятся и новые усиления – вплоть до регенерации энергии. Правда, вся эта лепота работает ровно до истечения шкалы комбометра, либо же до первого пропущенного удара.
За все прохождение герой наш использует лишь одну разновидность оружия – мечи. Хотя типов мечей два – легкие, но более слабые “одноручники” и тяжелые, но мощные двуручные. Какой из этих типов предпочтительнее зависит лишь от вашего типа игры. Громоздкие двуручники способны довольно быстро уничтожить даже относительно крепких монстров, но из-за медлительных атак часто открывают Наюту перед противником. А потому лично я предпочитал использовать легкие мечи – пусть более слабые, но позволяющие наносить молниеносные удары и быстро уворачиваться от любой возможной угрозы.
Не стоит забывать, что Наюта в своих похождениях не одинок – почти все время его сопровождает маленькая Нои, отвечающая за магическую поддержку юноши. Как Наюта, так и Нои постепенно будут прокачивать свои способности, расширяя список умений.
У Наюты этот процесс происходит не через рост уровней (это влияет лишь на общие характеристики), а путем выполнения трех заданий на каждом из этапов. Два задания будут всегда повторяться – обнаружить три больших кристалла и один (два в храмах) сундук с сокровищами. А вот третье задание меняется от локации к локации – оно может заключаться в прохождении этапа на скорость или без получения урона, убийстве N-ного количества врагов физической атакой или магией, сбором определенного числа “сияющих камней”, весьма ограниченным лимитом на падения в пропасти… Короче говоря, поставленные цели весьма разнообразны и неплохо разбавляют рутину. За выполнения одного задания мы получаем звезду. Следовательно, каждая локация может принести в нашу копилку до трех звезд. Звезды эти способствуют не только надуванию щек, но имеют и практическое применение – за каждые шесть штук мастер Орвус готов обучить нас новому приему или даже подарить оружие. Таким образом, мы сможем в совершенстве овладевать искусством владения мечем, что не только обогащает боевую систему, но также и облегчает дальнейшее прохождение.
С получением новой магии для Нои дела обстоят несколько иначе. Новые виды магии в основном предстоит добывать в бою с особо нажористыми разновидностями обычных монстров. Наличие такого мутанта всегда отмечается на карте выбора этапа. Кроме того, несколько разрушительных заклинаний можно получить, выполняя специальные задания Хранителей. Сами же заклинания возможно прокачивать, постоянно используя их – даже вхолостую – во время прохождения того или иного этапа. Стоит сразу заметить, что при первом прохождении каждую магию можно прокачать лишь до пятого уровня.
Магия весьма разнообразна, а так как одним из лейтмотивов игры являются времена года, то и делится она на четыре типа – зимний, весенний, летний и осенний. Как и положено в хорошей RPG, на различных монстров лучше всего действуют определенные типы магии. Помимо заклинаний, освобождение каждого из Хранителей принесет Нои новую способность, помогающую преодолевать неприступные ранее участки на локациях. По ходу продвижения сюжета малютка научится уничтожать различные препятствия, создавать защитный барьер, цепляться за особые шестеренки и превращаться в своеобразное “зубчатое колесо”, позволяющее перемещаться с высочайшей скоростью и кататься по специально отмеченным вертикальным поверхностям.
Самая интересная особенность игры открывается после победы над первым идолом и возвращением первого Мастер Гира. У нас появляется возможность изменять сезоны на пройденном континенте! Выглядит это невероятно эффектно - к примеру, журчащие ручейки и глубокие озера Райсвелда покрываются ледяной коркой, относительно мирное и сонливое небо священных гор Хайммела прорывает неиссякаемыми потоками проливного дождя, а залитый лавовой Ла Вордж почти полностью заносит песком. Также видоизменяется дизайн ранее пройденных локаций, появляются новые, более мощные противники и добавляются новые задания и призы! Изначально для каждого из континентов доступны лишь два сезона, но в дальнейшем откроются все четыре. Правда, для разблокирования четвертого сезона потребуется некоторая доля усидчивости и терпения.
Стоит немного написать и о здешних боссах. Если коротко, то поединки с ними просто шикарны! В основном, в качестве боссов выступают огромные и устрашающие создания – Идолы. Уже одно появление этих существ отлично срежиссировано, но и сами поединки не менее впечатляющи! Ни одну из битв не одолеть простым мешем по кнопке атаки, но для каждого босса необходимо искать отдельный подход. При этом стратегию придется менять несколько раз, ведь бои могут проходить в несколько фаз.
Поединок с каждым идолом имеет как минимум две сильно разнящиеся друг от друга стадии. Особенно мне запомнился бой с идолом Ла Ворджа. Изначально битва представляет собой прятки за колоннами от огненного дыхания разросшегося бронированного колобка, во второй стадии бой заставляет вспомнить Shadow of the Colossus, ну а в финале предстоит уже полноценная дуэль на мечах с полностью сформировавшимся огненным демоном.
А самой оригинальной схваткой можно назвать бой с лифтом-механилоидом в огромном туннеле. Всю битву Наюта с Нои проводят в форме “колеса”, а потому и атаковать босса предстоит весьма специфичным образом – резко наезжая на открывающееся в определенный момент ядро громадного робота. Сама битва очень зрелищная, проходит на огромной скорости и запоминается надолго.
…и “мире”
Путешествия да борьбы с чудовищами, это, безусловно, здорово. Только вот о мирной жизни, с ее бытовыми проблемами, Наюте тоже предстоит позаботиться. В игре присутствует лишь одно единственное поселение – деревушка на острове Ремнант. Сюда и предстоит наведываться в перерывах меж подвигами. В деревне располагается пара магазинов: оружейная, где милая продавщица Ада предлагает широкий ассортимент разнообразных мечей и доспехов, а также бакалейная лавка, в которой у не менее милой Саши можно затовариться всякими разностями – от поваренной книги до кукольной одежды (что весьма подойдет Нои). На пляже в западной части острова живет мастер Орвус – периодически посещайте его для изучения новых приемов. Естественно, на острове – в самой восточной его части - находится и дом Наюты.
Здесь у плиты всегда хлопочет старшая сестра Эрта, готовая приготовить любое сногсшибательное блюдо из подручных ингредиентов. Естественно, ингредиенты предстоит добывать самому Наюте. Некоторые удастся купить в магазинчике у Саши, но большинство предстоит вырезать у поверженных монстров с Терры. Более же редкие можно обнаружить на маленьких, слегка запрятанных ростках. Пища служит в основном для пополнения энергии, но часть блюд позволяет на время усилить и отдельные характеристики героя. Также поедание стряпни добавляет очки опыта. Но есть одна загвоздка – поначалу можно таскать с собой лишь один контейнер с едой (
lunchbox). И лишь постепенно, приготавливая новые блюда и изучая новые рецепты, можно увеличить количество контейнеров вплоть до шести штук. Кстати, готовить может и сам Наюта, но для этого предстоит приобретать кулинарные книги – кое-что можно купить, но некоторые предстоит заслужить… Хотя о заслугах поговорим чуть ниже.
Удивительно, но в деревне есть собственный музей! Правда, совсем новый и пустой. Представленные здесь четыре экспозиции – энтомологическая, океанографическая, естественная история и “сокровищница” – полностью лишены каких-либо экспонатов. “Надо это исправить!” – предположит Наюта. “Вот ты и исправляй!” – заключит новоявленное музейное руководство. Собственно, наполнение музейной коллекции – один из самых интересных второстепенных квестов в игре. Именно в музей мы будем тащить тот непонятного назначения хлам, что найдем на просторах иного мира. Впрочем, это позволяет неплохо обогатиться, ведь за каждый предмет мы получаем некоторое количество местных денежных единиц, а за особо интересные экземпляры нас ждут еще и дополнительные награды. В основным - редкие ингредиенты для приготовления тех или иных блюд.
На мой взгляд, несмотря на всю свою опциональность, это одно из наиболее увлекательных заданий. Очень интересно наблюдать, как со временем пустые помещения наполняются различными экспонатами, иногда весьма впечатляющими. Да, на все, что Наюта героически притащит, можно в дальнейшем посмотреть в одном из четырех отделов музея, да еще и почитать описания к каждому из найденных предметов. А теперь вновь вернемся к дому Наюты, ведь именно здесь осталась последняя, но одна из важнейших точек интереса на острове – почтовый ящик. Да-да, тот самый, куда люди бросают письма. Самый обычный. Но вы ведь помните, что Наюта состоит в местном “клубе добрых дел”? Так что не сомневайтесь, островитяне не раз и не два оставят для вас воззвания о помощи. Ну а помощь людям – святая обязанность каждого героя. Так что приготовьтесь к выполнению самых различных поручений – от доставки ланча чудаковатому стражнику и поиска подарка для жены фермера, до уничтожения опаснейших монстров.
На первый взгляд, такая вот помощь вполне бескорыстна, но без благодарности – порой весьма ощутимой – Наюта точно не останется. Новые задания будут появляться с каждой новой главой, а потому сидеть без дела у вас не получится.
Второе Пришествие
И вот кажется, что игра пройдена. В эпилоге вы побеждаете финального злыдня, смотрите трогательную концовку, идут титры… Все? Как бы ни так! Повествование еще не окончено, а потому приготовьтесь к
After Story, где действие разворачивается через год после событий основной истории. Помимо окончания сюжетной линии и истинного финала, здесь для прохождения открывается третий сезон на каждом из континентов, несколько новых заданий и впечатляющий босс! Стоит отметить, что можно и не заморачиваться с прохождением новых локаций и квестов, а сразу идти на последнюю битву – такой вариант разработчики тоже предусмотрели. Что ж, так или иначе, после завершения
After Story мы с чистой совестью можем поздравить себя с прохождением этой замечательной игры.
Но все-таки…
Все-таки что-то здесь не сходится. Чувствуется, скажем так, некая незавершенность. В игре ведь есть внутренняя система ачивмента, или, говоря яснее – трофеи. И если взглянуть на то, что получено нами за всю игру - даже при самом тщательном прохождении на высоком уровне сложности - то выяснится, что заработали мы около половины от возможных достижений. Да и музей до конца не заполнили, и все рецепты не изучили… и не все возможные локации посетили. Так что за стопроцентным прохождением добро пожаловать в здешний
New Game+. Наюту тут ожидает новая сложность
infinity, новые квесты и наконец-то появляется возможность открыть последний – четвертый - сезон на континентах.
Учтите, что для активации четвертого сезона потребуются очки достижений, а потому получение ачивок имеет вполне практический смысл. Помимо новых этапов, за очки можно будет увеличить возможный лимит уровней как для Наюты (в первом прохождении героя можно прокачать лишь до пятидесятого уровня), так и для заклинаний Нои. Плюс заполучить и другие, не менее полезные улучшения. Все это добро приобретается во время посещения здешнего “центрального суперкомпьютера” – “Астролябии”, что находится Саду Звезд.Не лишне сказать и о сложности
infinity – поначалу она не вызовет особых вопросов, но с повышением уровня Наюты монстры также становятся сильнее. И потому даже отлично экипированный с прошлого прохождения герой постепенно превращается в мальчика для битья, которого с трех-четырех ударов способны убить далеко не самые сильные монстры. Физическая атака также ослабевает, но не стоит отчаиваться! Ведь там, где бесполезна грубая сила, всегда выручает магия… Это я к тому, что именно применение заклинаний, вкупе с грамотным использований (и прокачкой) специальных способностей Нои является секретом к успешному прохождению на этой сложности.
Но сразу необходимо смириться с мыслью, что убивать тут будут быстро, а в некоторых случаях – с одного удара. И в нескольких боях все-таки придется полагаться лишь на умения одного Наюты.
Помимо новых трудностей, новое прохождение позволит завершить все неоконченные ранее дела – к примеру, завершение тренировок у Орвуса принесет Наюте самый лучший одноручный меч в игре, а за стопроцентное заполнение коллекции музея Нои получает весьма полезный аксессуар, делающий героев невидимыми почти для всех рядовых монстров.
О графике и звуке
Выглядит игра просто чудесно. Нужно не забывать, что была уже середина 2012-го года и PSP постепенно уходила в небытие, но Falcom даже и не думали халтурить – насколько красив был их более ранний Ys Seven, но даже его
Nayuta no Kiseki смог превзойти. В плане визуала тут просто пиршество для глаз. Локации радуют своей индивидуальностью, а также детальной проработкой каждого из сезонов. Разнообразие посещаемых мест просто поражает – тут вам и различные природные зоны, и пасторальная деревушка на Ремнанте, и своеобразные техногенные пейзажи. Один из этапов и вовсе заставит вспомнить Гигера с его знаменитыми чудищами. Правда, красота требует жертв, а потому многие незначительные детали на локациях вместо трехмерных объектов представлены двумерными спрайтами. Пожалуй, именно благодаря такому компромиссу скорость игры остается стабильно высокой, не проседая даже в самых богатых визуальными эффектами эпизодах.
Ради интереса, рекомендую внимательнее присмотреться к местам, что вам доведется посетить. На первый взгляд выглядят они первозданно дико, а населяют их лишь неразумные звери… Но то тут, то там встречаются останки неких древних машин, всюду легко заметить проржавевшие шестеренки, а то и вовсе какие-то дикие механизмы. А на локациях континента Ла Вордж где-то на горизонте можно разглядеть громадные вращающиеся шестерни. Собственно, тема шестеренок составляет преобладающее место в оформлении игры – они тут буквально повсюду. На ум почему-то приходят мысли о внутреннем механизме часов или музыкальной шкатулки. Модельки персонажей не вызывают нареканий, выполнены они на совесть, особенно хорошо получились главные герои и монстры. Нельзя не похвалить и тот факт, что вся экипировка отображается на Наюте и Нои, а не просто служит стандартным “+15 к защите”. Вроде и мелочь, а приятно.
Но вот часть жителей деревни явно где-то отсутствовала, когда разработчики наделяли свои творения полигонами. Поэтому не стоит удивляться, когда неожиданно наткнетесь на нечто квадратное, состоящее сплошь из углов – судя по виду, пришедшее прямиком с первой PlayStation. Усугубляется это еще и весьма размытыми текстурами, а потому, к примеру, на здешнего кузнеца без слез не взглянешь. К счастью, подобные огрехи могут вылезать лишь в сюжетных сценках, когда камера берет крупный план.
Если визуально, несмотря на некоторые шероховатости, игру можно назвать одной из самых красивых на PSP, то какова же она в звуковом плане? Здесь, надо признать, все находится на не менее высоком уровне.
Раз игра не выходила за пределами Японии, то локализаторам не довелось испортить оригинальные голоса героев. Так что страдать, как это часто бывает, во время озвученных диалогов не придется. За музыку и вовсе волноваться нет нужды – это же Falcom! Наверное, даже к самой захудалой игре они смогли бы прикрутить наишикарнейший саундтрек, а ведь
Nayuta no Kiseki – игра, мягко говоря, отнюдь не из последнего десятка. Нас ожидает настоящее изобилие разнообразных музыкальных треков на любой вкус и настроение: найдется место и эпике, и берущим за душу лирическим мотивам, и зажигательным динамичным композициям. Уверен, здешняя музыка никого не оставит равнодушным.
Заключение
Что ж, время PSP было уже на исходе, многие значимые издатели и разработчики уходили на более современные и продвинутые платформы. Но перед своим окончательным уходом Falcom, выпустив
Nayuta no Kiseki, сделал поистине царский прощальный подарок владельцам старенькой портативки. К сожалению, изначально по достоинству оценить его смогли лишь жители японских островов. Но нашлась группа неравнодушных энтузиастов, что провела кропотливую работу по переводу текста и теперь мы можем насладиться игрой на английском языке! За что этим людям хочется сказать отдельное спасибо!
Если вы любитель ARPG и вас интересуют эксклюзивы жанра на PSP, тогда Nayuta no Kiseki – именно то, что вы ищите! Красивая, великолепно звучащая игра с отличным геймплеем, способная подарить немало приятных мгновений. Хотя, скорее всего, вы это прекрасно и без меня знаете.