Пожалуй, тоже отпишусь о своем отношении к PS2)
А отношение это, не стану скрывать, сугубо положительное. Но не все так просто, поскольку вершиной ретрогейминга данную консоль лично я не считаю. Почему? Все просто – именно с PS2 началась эпоха “современных” игр. Да, я знаю, что вышла консоль уже более двадцати лет назад… но право слово – именно с PS2 начали исчезать те самые ограничения, что заламывали руки разрабам ранее, постоянно мешая в полной мере воплотить свою фантазию в игровом мире.
Естественно, процесс совершенствования продолжается до сих пор… Вот только сравните меж собой PS1 и PS2 – если первая это прям такое хардовое ретро, то вот уже вторая ощущается представителем именно нашей, современной эпохи. Пусть ранним, пусть еще не совсем оформившимся, но все же. И Shadow of the Colossus (вместе с ICO) или тот же God of War 2, да даже Final Fantasy 12 представляются мне именно что играми “современными”. Но это, повторюсь, мое личное мнение.
В остальном же, в шестом поколении у PS2 действительно не было серьезных конкурентов.
Nintendo со своим Геймкубом доживало эпоху “мощностей”, потихонечку готовясь переходить в эпоху "инновационного геймплея и управления”, полностью отказавшись от большой борьбы и превращая свои будущие консоли в “сферического Марио в вакууме”. Что мы продолжаем наблюдать до сих пор. Хотя, будем откровенны, со времени Свича компания отказалась даже от “инноваций”, а просто заняла пустующую нишу портативок – путь наименьшего сопротивления в чистом виде.
Xbox от Майкрософт вполне мог потягаться с PS2, но имел один серьезный недостаток – являлся новичком на поле консольной брани. Да и отсутствие нормальных контрактов с тем же Capcom лишало консоль многих сильных тайтлов – не было здесь ни Devil May Cry, ни Resident Evil, да и Онимуши была лишь первая часть. Ну и проблема с разнообразием жанров – да, с экшонистыми играми было все более-менее в порядке, присутствовали сильные (хоть в наше время мало кому известные) эксклюзивы… Но вот JRPG. Их не было. Вернее, кое-что было (совсем чуть-чуть), но только для Японии.
Разумеется, все это оказалось благодатной почвой для PlayStation 2 (еще бы!), позволяя ей развиваться в условиях почти полного отсутствия серьезной конкуренции. Правда, самое замечательное то, что это превосходство не привело к очередному краху игровой индустрии, ибо Сони не отправилась потчевать на лаврах, а разработчики без устали продолжали ковать облик современной игры, на долгое время отказавшись от нахлынувшей нас сейчас “ретромании”.
А вот почему вспоминают PS2 (и иже с ней) гораздо реже той же “Денди” и прочего… Возможно, старые приставки любят чуть больше из-за низкого порога вхождения в тамошних играх. Ведь что может быть проще – запустил какой-нибудь Super Mario World (или Соника) и играй. Не требуется никаких мануалов, никаких обучающих уровней. Полное погружение в игровой процесс. Сразу. А вот представить себе подобное с теми же Crash Twinsanity или Oddworld: Stranger’s Wrath уже гораздо труднее)