Mystic Formula
Жанр: Action/Run'n'Gun
Разработчик и издатель: Micro Cabin
Год: 1993
Количество Игроков: 2
Run'n'gun – любимый в народе поджанр шутеров, возводящий в абсолют незатейливую концепцию беспрерывной беготни и стрельбы. Разумеется, самым знаменитым из ран-н-ганов можно смело считать замечательною игрушку Contra, посетившую со времени своего появления на аркадах массу разных платформ – даже ZX Spectrum и Commodore 64 не были обделены вниманием. Но не Контрой (и ее продолжениями) единой – девяностые можно назвать золотой порой для любителей ураганных спинномозговых экшонов! Чего тогда только не выходило: Gunstar Heroes, Alien Soldier, Pocky & Rocky, Mega Turrican… Игры были разные, что называется, на любой вкус и цвет – от мехи до типичного фентези.
Все, что написано выше, справедливо, скорее, для популярных на тот момент платформ - Sega Mega Drive и SNES. А вот обладателям PC-Engine, даже при учете наличия навороченного CD-аддона, уже так не везло. Как известно, основу библиотеки сей консоли составляют разного рада скролл-шутеры. Этого добра там навалом, но когда речь заходит о чем-то ином… В общем, как легко догадаться, с шутерами без приставки “скролл” дела обстоят если печально, то грустно. Из хорошего – но не шедеврального – я могу назвать лишь бодренькую Last Alert. Из плохого на ум сразу же приходит Final Zone 2. Из любопытного еще отмечу Fray CD - Xak Gaiden, но это не чистокровный ран-н-ган, а некоторый гибрид, содержащий в себе элементы ARPG (хотя игра должна понравиться и поклонникам Pocky & Rocky). Но буду честен – даже уровня NES’овской Супер Контры ни одна из перечисленных выше игр не достигает.
Предмет сегодняшнего рассмотрения не является каким-то неограненным алмазом. Mystic Formula – игра, способная поначалу создать некоторые завышенные ожидания, но с каждым пройденным уровнем раскрывающая свое истинное лицо. А лицо это вполне заурядно: не уродливо, но и красотой особой не обладает. С другой стороны, что-то в этом есть – что-то, что может заставить пройти MF до самого конца. Хотя, как мы выясним ниже, подвиг этот уж точно нельзя причислить к ряду великих.
![[PCECD] Mystic Formula](https://www.emu-land.net/forum/index.php?PHPSESSID=9pgc973s4c36b4ctrjlk20tnmm&action=dlattach;topic=86461.0;attach=243496;image)
Итак, добро пожаловать в постапокалиптический мир, благополучно переживший очередную глобальную войну. Человечество опять выжило – ну кто бы мог подумать! – и даже пополнило свои ряды взаправдашними эльфами. Не знаю, была ли эта Земля населена ими до “Апокалипсиса”, либо же это новообразовавшиеся представители мутантства… не суть важного. Важнее то, что теперь в мире существует такое явление, как магия. Что, в симбиозе ее с технологией, должно вести людей к светлому будущему. Наверное.
Нас эти вопросы интересовать должны в последнюю очередь, поскольку в продолжении всей игры мы находимся в группе с пониженной социальной ответственностью - искателей сокровищ, проще говоря. На сей раз им подвернулся случай быстренько заработать небольшую – всего 1000000 кредитов – сумму, разыскав некий магический кристалл. С этой задачей наши приключенцы с легкостью справляются, однако ж кристалл у них тут же похищают. Так что возвращению “стекляшки” (не простой, надо отметить, бижутерии) обратно и будет посвящены дальнейшие мытарства.
На самом деле, сюжета для простой пострелушки тут довольно много – разумеется, исключительно на японском, хотя и с хорошо нарисованными картинками и приличной озвучкой. Здешние арты весьма качественны и прекрасно передают стиль аниме девяностых, что и не удивительно, ведь за них отвечал художник-аниматор Кунихиро Абэ, известный в первую очередь своей работой над франшизой Гандам. Но перейдем же, наконец, непосредственно к игре.
![[PCECD] Mystic Formula](https://www.emu-land.net/forum/index.php?PHPSESSID=9pgc973s4c36b4ctrjlk20tnmm&action=dlattach;topic=86461.0;attach=243498;image)
![[PCECD] Mystic Formula](https://www.emu-land.net/forum/index.php?PHPSESSID=9pgc973s4c36b4ctrjlk20tnmm&action=dlattach;topic=86461.0;attach=243500;image)
Что ж, тут у нас ран-н-ган с видом сверху. Я, кстати, заметил, что данный вид использовался фактически во всех “стрелялках” для PC-Engine, в то время как на других платформах предпочтение зачастую отдавали сайд-скроллерной перспективе, то бишь виду “сбоку”. На выбор нам дается четыре персонажа: вооруженный лазерным ружьем синеволосый Райден, напоминающий Рольфа из Phantasy Star 2; милая эльфийка Филлия с испепеляющей самонаводящийся огненной магией; облаченная в традиционный бронелифчик Стир, не обладающая кроме этого никакими иными выдающимися особенностями; тяжеловесный то ли робот, то ли киборг Гейст – самый медленный из героев, пусть его усиленные атаки также как и у Филлии обладают самонаведением.
Управление простое и отзывчивое. У всех персонажей есть два типа выстрелов – зажимая кнопку 2, мы получаем постоянные, хотя и относительно слабые автовыстрелы, если же не нажимать на кнопку, пока не заполнится шкала в левом нижнем углу экрана, то герой произведет мощный выстрел. Подобная механика несколько напоминает то, что было в
Astyanax,
Legendary Axe или же то, что впоследствии будет в
Adventures of Batman & Robin с SMD. Если подойти к делу с умом, вокруг такой боевой системы можно выстроить весьма приличный геймплей, где придется не только бездумно долбить по кнопкам, но и периодически включать голову и искать оптимальную тактику прохождения. К сожалению, в
Mystic Formula сей важный элемент выполнен несколько халтурно. Без сомнений, мощная атака выглядит весьма эффектно, но играя за того же Райдена вам за глаза хватит и обычного, пусть и слабого, но постоянного выстрела.
Помимо основного оружия, каждый из героев оснащен несколькими магическими свитками для полноэкранной атаки - изначально четырьмя у Филлии, тремя у Гейста и двумя у Райдена и Стир. И на этом практически все. Разнообразить скудные атаки призваны мобильный доспехи, но, во-первых, доспехи эти встречаются лишь на двух этапах, во-вторых, они излишне громоздки и делают из героя хорошую мишень… ну а в-третьих, при первом прохождении я вообще принял их за враждебный объект и обходил стороной. Единственно, чем полезен доспех, так это тем, что способен выдержать целых три вражеских выстрела. Без него же герои дохнут после первого попадания…
![[PCECD] Mystic Formula](https://www.emu-land.net/forum/index.php?PHPSESSID=9pgc973s4c36b4ctrjlk20tnmm&action=dlattach;topic=86461.0;attach=243502;image)
![[PCECD] Mystic Formula](https://www.emu-land.net/forum/index.php?PHPSESSID=9pgc973s4c36b4ctrjlk20tnmm&action=dlattach;topic=86461.0;attach=243504;image)
О геймплее можно лишь написать, что он есть. Честно, я не могу зацепиться за что-то, за что можно было бы похвалить или поругать “Мистическую формулу”. Все обыденно. Большую часть времени мы просто идем вперед, расстреливаем встречающихся на пути врагов, в середине уровня уничтожаем мид-босса, затем снова небольшая пробежка и битва с боссом. Выбиваем из некоторых противников бонусы, прокачиваем оружие… теряем прокачанное оружие после смерти. Мы видели это десятки раз и отметить тут особо нечего. Единственным любопытным бонусом могу назвать лишь добавление на некоторое время компьютерного напарника – пользы от него не слишком много, но хотя бы какое-то разнообразие. Уровни короткие, но это не компенсируется высокой сложностью или обилием врагов – напротив, врагов тут на удивление мало, и если не считать мелкое летающее отродье, именуемое летучими мышами, то опасности они особой не представляют. Впрочем, даже упомянутые мыши опасны лишь особенностью своего дизайна – маленький серый спрайт на сером же фоне иногда трудно заметить.
Нет, пожалуй, я все-таки могу с резким негативом отметить такой элемент игрового процесса, как шмап-вставки. Их всего две, причем лишь одна является полноценным уровнем… и это лютый трэш. Серьезно, здесь встречается одно из худших воплощений шмапа из возможных. Управлять воздушной каретой почти физически неприятно – она медлительна, заторможена и даже стрельба… какая-то невкусная, если вы понимаете. Да и хитбоксы у посудины весьма странные – иногда не совсем ясно, что, черт побери, сейчас отняло у тебя жизнь. К тому же, на единственно полностью шмап-этапе иногда просто трудно определить, что еще является декорацией, а что уже считается опасным объектом…
![[PCECD] Mystic Formula](https://www.emu-land.net/forum/index.php?PHPSESSID=9pgc973s4c36b4ctrjlk20tnmm&action=dlattach;topic=86461.0;attach=243506;image)
![[PCECD] Mystic Formula](https://www.emu-land.net/forum/index.php?PHPSESSID=9pgc973s4c36b4ctrjlk20tnmm&action=dlattach;topic=86461.0;attach=243508;image)
Да, декорации… “Нагромождение нездорового сознания художника” – именно эта фраза более всего подходит для точного описания подавляющего числа здешних “пейзажей”. Чем отличается вода от земли? – Тем, что она течет! Серьезно, это даже не смешно – часто трудно понять, что вообще старались изобразить художники. Какие-то пятьдесят оттенков серости, право слово. Более-менее пристойно сделаны лишь первый и предпоследний уровни – разумеется, пристойно в рамках “Мистической формулы”.
При общем отвратительном визуальном дизайне этапов, в игре на удивление приличные спрайты как игровых персонажей, так и всяких монстров и роботов. Неоднократно доводилось читать, что, мол, персонажи микроскопические и слабозаметные, но лично я с этим не совсем согласен. Да, спрайты героев миниатюрны, но при этом неплохо детализированы и обладают приятной анимацией. “Живые” враги – за исключением летучих мышей – тоже смотрятся прилично, техника же и вовсе заслуживает всяческих похвал. Не обошлось, правда, без исключений – к примеру, один из боссов, “гигантский мех”, вообще не получил никакой анимации. Это просто большой спрайт не производящий никаких движений, что, согласитесь, совсем скверно – все же тут у нас не NES, а на порядок более мощная система.
Вспоминая о боссах, я точно не могу назвать их сильной стороной игры. Возможно, призрачный доспех и пара горгулий на первом этапе и могут изначально настроить на нужный лад, но далее боссы в основном будут вызывать лишь скуку. Никакого вызова они не бросают: иные уничтожаются тупо и в лоб, а если и потребуется какая-то тактика, то находится она в считанные секунды. Даже финальный босс, при всей своей кажущейся мощи, убивается крайне легко и может отнять максимум одну жизнь – да и то, лишь в случае вашей нерасторопности.
Хотелось бы сказать еще пару слов о музыкальной составляющей… в положительном ключе… но просто не выходит. Музыка в
Mystic Formula до крайности стерильная и незапоминающаяся. Ее даже нельзя назвать подчеркивающей атмосферу - она просто есть, и существование любого из треков напрочь оторвано от игровой действительности. Этакая музыка в вакууме, не несущая никакой дополнительной нагрузки, а призванная просто звучать. Не имеет смысла где - в обозреваемой игре или условном
Space Invaders. В любом случае, и тут, и там она окажется чужеродным элементом.
Подводя итоги, я лишь в недоумении разведу руками. Чувствую, что Mystic Formula, окажись она в более бережных руках, могла бы стать если и не “hidden gem” PC-Engine CD, то как минимум просто достойным шутером. Но руки творцов оказались не слишком прямыми, да и растущими из неправильного места, так что по факту имеем то, что имеем. В результате порекомендовать игру я могу только тем, кто задался целью изучить библиотеку PCE CD со всеми ее диковинками. Остальные же могут со спокойной душой пройти мимо.