Платформа: Sega Mega Drive
Жанр: turn-based strategy
Разработчик: Masaya
Издатель: NCS (Япония)
Игроков: 1
В самом начале последнего десятилетия прошлого века японская компания NCS (Nippon Computer Systems) силами своей внутренней студии Masaya положила старт достаточно известной серии - Langrisser. Серия уникальных тактических рпг, с масштабными сражениями и большим количеством юнитов. Первая часть вышла в 1991 году на Sega Mega Drive. Её даже локализовали в США под названием Warsong, но коммерческого успеха там добиться не удалось... Однако, это всё - историческая справка, чтобы понимать - откуда ноги растут... Ведь рассматривать мы будем совсем другой продукт от студии Masaya. Появившийся на свет через год, в 1992, на той же Sega Mega Drive. Стратегическая игра Vixen 357.
В первую очередь надо сказать, что Vixen 357 является продолжением своеобразной стратегии - Hisou Kihei X-SERD (PC Engine, 1990). Обе игры выходили только в Японии, но в 2016-ом обзавелись фанатскими переводами на английский. Действие происходит в неблизком будущем. Все нации и расы перемешались, образовались новые полугосударства полукорпарации. Человечество даже успело повоевать с иноземными пришельцами (сюжет Hisou Kihei X-SERD). А главное в качестве основных боевых единиц, теперь используются гигантские пилотируемые роботы "векторы" (VECTORs). Страна с чудным названием Марисма Харп (Marisma Harp) занимается производством собственных "векторов". А испытание новых моделей боевых роботов совершает небольшой отряд пилотов - команда "Слэш" (Slash). Игра начинается с внезапного нападения неизвестного противника на Марисма Харп. Теперь ребятам из "Слэш" придётся проводить тестирование своих "векторов" в реальных боевых условиях.
С этого момента команда "Слэш" полностью переходит под управление игрока. Как и в Langrisser нас ждут масштабные пошаговые сражения. Своеобразные шахматы. Сначала мы передвигаем по клеточкам своих юнитов, потом тоже самое делает противник управляемый компьютером. Но в отличии от Langrisser, где каждый юнит представлял собой целый отряд воинов, здесь боевой единицей является один гигантский робот "вектор". Хотя есть и другие типы юнитов: летающие корабли-базы, просто базы и стационарные пушки. Но это всё некоторая экзотика со своей спецификой, подавляющие большинство юнитов на поле боя всё же - "векторы". При столкновении двух боевых единиц, нам показывают, стандартную для игр подобного жанра, красочную кат-сцену обмена ударами. Но есть в Vixen 357 и интересные нововведения. Над каждым участником команды "Слэш" будут отображаться буквы: "М" и "А". А у некоторых ещё и буква "S". Значат они -
Move (движение),
Attack (атака) и
Special (специальная техника). Это обозначения возможных действий юнита. Причём производить их можно в любом порядке. К примеру, можно сначала атаковать ближайшего противника, а потом отойти на безопасное расстояние, после чего у вас соответственно пропадут буквы "А" и "М", так как эти действия уже использованы. И естественно, с каждым новым ходом над всеми участниками команды "Слэш" снова появляются буковки возможных действий. На самом деле достаточно креативная и удобная задумка.
Как и подобает, Vixen 357 разбит на миссии, которые игрок должен преодолевать по мере прохождения. По масштабности баталии здесь не сильно уступают Langrisser. Тем более почти в половине миссий нам в подмогу дают союзников управляемых компьютером. И, как правило, это не один-два юнита, а целые отряды. Что конечно помогает создавать атмосферу полномасштабного эпичного сражения, но и игровой процесс затягивает неплохо. Помимо врагов приходиться ещё ждать, когда союзники совершат все свои действия. В первых миссиях вообще может сложиться впечатление, что компьютер играет сам с собой, лишь иногда допуская игрока до гемплея.
С прохождением команда "Слэш" постепенно получает пополнение в свои ряды. Пилоты обоих полов (без равноправия никуда) и новые модели "векторов". Но не только, почти в самом начале игры к ним присоединится даже летающий корабль-база под командованием капитана Бена. Он может в любой момент принять на борт любого участника команды. В этом случае робот "вектор" проходит полную диагностику и получает необходимый ремонт (другими словами - восстанавливает HP), а так же пополняет боезапас, который здесь конечный. Пилот же идёт в кают-компанию и курит бамбук... но это не точно (всего лишь смелое предположение автора обзора). Естественно потом мы можем снова посадить пилота в боевую машину и отправить на поле боя. Причём в этом моменте игроку предоставляется полная свобода. Любого пилота можно посадить в любой имеющийся на борту "вектор". При этом так же придётся выбрать два вида оружия для "вектора" - ближнего боя (лазерные мечи, секиры рассекающие металл и т.д.) и различный огнестрел для дальнего. Соответственно при атаке так же придётся выбирать: либо рукопашный вариант, либо огневой. В дополнение некоторые юниты способны использовать специальные техники (о которых вскользь уже упоминалось выше). Кто-то умеет заниматься самолечением... или точнее саморемонтом, кто-то способен себе и ближайшим союзникам установить силовой защитный щит, кто-то наоборот наносит массовый удар по близстоящим противникам. В общем некий эквивалент магии. Забавно, но на его использование тоже тратятся MP... Постойте, что?! Mana points в футуристическом будущем?! Серьёзно?!
Но не будем придираться по мелочам, тем более к Vixen 357 есть более серьёзные вопросы. К примеру, зачем нужна прокачка пилотов? Да, пилоты в боях получают опыт и повышают свои уровни. Но во-первых у этой прокачки имеется достаточно низкий "потолок", а во-вторых в принципе не очень понятно зачем оно нужно. В том же Langrisser прокачка позволяла персонажам дорастать до новых классов, и получать вместе с ними соответствующие способности. Здесь же ничего подобного не наблюдается. HP и MP строго привязаны к "векторам" и не меняются на протяжении всей игры. В итоге, при повышении уровня у пилота растут только какие-то параметры, значение которых для большинства смертных мало понятны, и вряд ли кто-то захочет в них разбираться. Предположительно они могут влиять на меткость, урон и возможность увернуться от вражеской атаки. Была бы тут более продуманная ролевая система, Vixen 357 можно было бы смело отнести к жанру trpg/srpg, а так это скорее пошаговая стратегия с небольшим ролевым элементом... который нужен ей примерно также, как собаке пятая нога.
Хотя по остальным параметрам Vixen 357 очень похож на представителей trpg тех лет. В первую очередь подачей сюжета. На протяжении каждой миссии участники команды "Слэш" активно обсуждают сложившуюся обстановку, противник тоже не лишён дара речи, не упускает шанса вставить несколько своих реплик. Есть вполне харизматичные персонажи (с учётом что игра начала 90-х, конечно). Сюжет в целом банален, но не так уж плох, и в нём есть интересные моменты. Так же, надо отдать должное создателям игры, они постарались подарить игроку увлекательный гемплей. Почти каждая миссия развивается по достаточно интересному сценарию. Противник может надвигаться на команду "Слэш" всей армадой, а может отсиживаться в глухой обороне. Иногда даже способен менять свою тактику в середине сражения. Периодически на поле боя внезапно появляются союзники, спешащие на подмогу, или наоборот - вражеское подкрепление. В общем скучать не придётся, хотя, к сожалению, попадаются и откровенно унылые миссии. По сложности - всё вполне ровно, но ближе к концу игра традиционно постарается дать вам прикурить. В команде "Слэш" есть пару-тройка важных персонажей (к примеру, тот же капитан Бен со своим кораблём-базой), при потери которых вы сразу получите геймовер. Остальными можно жертвовать, но это крайне не рекомендуется. В таком случае вы потеряете и пилота и "вектора", в котором он сидел. Потеряете навсегда, что может существенно осложнить дальнейшее прохождение.
Графика в игре по меркам жанра - очень даже ничего. Особенно неплохо выглядят короткие кат-сцены стычки двух юнитов. Исполинских размеров "векторы" похожи на полностью закованных в стальные латы средневековых рыцарей, рубящихся на фоне хорошо отрисованных задников. Даже жалко, что к концу игры эти кат-сцены успевают набить изрядную оскомину. Тем ни менее, в общей картинке неуловимо чувствуется "наследство" Langrisser (риторический вопрос: - на том же движке делали?). Кстати, в основном действие большинства миссий происходит на природе. Леса, поля, горы, водоёмы, воюющие друг с другом гигантские роботы - ляпота! Но будут ещё городские застройки и большая вражеская база. Музыкальное сопровождение тоже не подкачало. Большинство композиций достаточно интересны и радуют своим разнообразием - ваши уши точно не будут скучать.
Подводим итоги. В целом Vixen 357 достаточно интересный проект, хоть и не без минусов. Тем кто сталкивался с необъятной серией Super Robot Taisen, он может даже показаться (уж извините за дерзость высказывания) её внебрачным ребёнком. Любители жанра вполне могут потратить время на прохождение сего продукта, тем более продолжительность у игры относительно короткая. Она даже меньше чем у первого Langrisser. Как минимум, попробовать точно стоит.