Прошлый год у меня был насыщенным и непростым. Во многом поэтому в деле познавания новых игр выдался спад. По большому счету проходил лишь игрушки в рамках 8-16 бит. Но зато познакомился с творениями на платформе, с которой раньше дела не имел.
Итак, особо не распинаясь - об игровых итогах 2024-го года! Излагать буду с своем излюбленном стиле: "назови игру - номинация приложится".
Платформа года: ZX Spectrum и игры на ней.
Наконец-то приобщился к этому явлению в мире восьмибитных компьютеров 80-90-х годов. Передо мной предстал целый пласт разнообразных, большей частью специфических, но, несомненно, увлекательных старых игрушек.
Пока что я этот пласт даже не ковырнул, а всего лишь поскреб ногтем. Многое и многое впереди (или, вернее сказать, в перспективе - мало ли как все повернется, до игр ли мне потом будет?). Пока поиграл в несколько качественных новоделов от русскоязычных творцов - Castlevania: Spectral Interlude, Alien: Neoplasma 1 и 2, Seraphima, Vera. А также в одну из игр любимой серии о Диззи - Dizzy: Prince of the Yolkfolk. Все это не для широкого круга ретро-геймеров - проникнуться могут лишь те, для кого платформа Спектрум не пустой звук. Ну, и ретро-энтузиасты, к которым без ложной скромности отношу и себя.
Привет из 2008-го: Castlevania 64 (N64).
C этой игрулиной у меня вообще интересная история. В то время активно знакомился с "вампирской" серией, проходил Кастлевании одну за другой. Дошло и до воплощения серии на Nintendo 64. Но вот знакомство именно с этой игрушкой пошло туго. Мало того, что в 3D-пространстве приходилось двигать персонажа крестовиной (джоя с аналоговым стиком у меня тогда не было), еще и сама игруля по многих причинам - не подарок. Но самым существенным упущением было то, что я отмотал слишком много (учитываемого) игрового времени, из-за чего попал на плохую концовку и не встретился с подлинным финальным боссом. После прохождения, когда я разобрался, что к чему, возвращаться к игре не возникло никакого желания - очень уж тягостны были впечатления от того, как ее проходил.
Но вот с течением времени таки решился вернуться к игре и пройти ее как следует.
В итоге все осуществилось гладко и без проблем. На аналоговом стике игровые перипетии преодолевались куда легче, чем на крестовине. И пусть игрушка откровенно не доделана (это сильно чувствуется во второй ее половине), своеобразием, непохожестью на прочие творения серии и потенциалом творческих задумок создателей она, несомненно, привлекает внимание тех, кто решился с нею ознакомиться.
Проникновенный сюжет года: Legend of Zelda: Link's Awakening (GB').
Вот уж не ожидал! Обычно, когда речь заходит о Зельдах, первыми вспоминаются громкие тайтлы. В случае с ретро-Зельдами - игры на NES, SNES и N64. А о портативных играх серии вспоминают уже позже. И вот, ориентируясь на это, я полагал, что Зельда на черно-белом Геймбое - вещь проходная и необязательная. Как же я ошибался!
Мало того, что игрушка собрала в себя лучшее, что было в ранних вещах серии, еще и она умудряется поразить вдумчивого игрока проникновенной историей. Тут нет обилия сюжетных перипетий, тут главенствует идея. Что, если мир вокруг - это не более, чем сон? И как отнестись к тому, что рано или поздно последует пробуждение от этого сна?
Что сказать? Игрушка стала для меня открытием в рамках платформы и вообще в рамках видеоигр, узнанных за год. Маленький черно-белый (без эмуляторных настроек черно-белый!) шедевр как он есть.
Аниме-серия года и одновременно неоднозначное знакомство года: серия игр Valis.
Никогда не был поклонником аниме как такового и не увлекался этим видом мультипликации. (Хотя сейчас, после просмотра некоторых полнометражек Миядзаки и "Атаки Титанов", уже куда благосклоннее к нему отношусь. Но, ладно, не отвлекаемся, продолжаем разговор играх!). Потому знакомство с играми о школьнице-попаданке в фэнтезийный мир откладывал как мог. В 2023-м взялся за эту серию большей степени в познавательных целях - просто заценить, что в итоге за Валис такой. Прошел 1-ю часть на PC-Engine CD и отложил знакомство с прочими частями на год.
И вот, в 2024-м году, узнал таки основные игры серии - со 2-й по 4-ю части на PC Engine CD, а также их вариации на Сеге и СНЕС.
Что ж. В общем-то было интересно, но не сказать, чтоб испытал большой восторг. По-настоящему понравились лишь 4-е части на PCE-CD и на SNES, и то с оговорками. Слишком много существенных недостатков у игр этой серии. Но за продуманную, явно созданную с любовью, историю, поданную в кинематографичном стиле, с обилием CGI-роликов, игры серии Valis несомненно нужно похвалить.
Отголоски ниндзя-прохождений года:
Run Saber (SNES)
Super Ninja-Kun (SNES)
Ninja-Kun: Ashura no Chou (NES/Famicom)
Alex Kidd in Shinobi World (SMS)
В рамках т.н. некачественных прохождений (где мы компанией по очереди изучаем разные игры на определенную тематику) затронули самые разные игры про ниндзя. Какие-то из них я прошел сольно. В принципе все понравилось, но по-разному. Если Run Saber и Super Ninja-Kun - качественные игрушки, то вот восьмибитная Ashura no Chou - тот еще трэш. Пародийная игрушка про Алекса Кидда - неплохое, пусть и мимолетное, развлечение. В общем, не шедевры (NK: AnC так особенно!), но определенно стоящие вещи.
Игровой саспенс года: Alien 3 (SMD) (SNES).
После спектрумовской Alien: Neoplasma захотелось посмотреть и официальные, ранее не изученные, старые игрушки о Чужих. Прошел две абсолютно разные (но при том созданные одной компанией-разработчиком, что удивительно!) игрушки на 16 бит. Если сеговская A3 предполагает жесткое исследование опасных коридоров на время, то снесовская A3 заставляет нас не спеша выполнять различные миссии, в то время как все вокруг пытается нас убить. Но, несомненно, в SMD-шной и в SNES-овской играх есть нечто общее - обе они на выживание. То, чего и ожидаешь от игры о Чужих.
Забытый первоисточник, узнанный в этом году: Yume Koujou - Doki Doki Panic (FDS).
В Super Mario Bros.2 многие играли? А помните, какая игрушка была в ее основе? Yume Koujou - Doki Doki Panic на Famicom Disk System.
Зачем за нее взялся? Тоже в познавательных целях. SMB2 одна из любимых игр, вот и захотелось пощупать первоисточник. Вещь, само собой, специфическая, но по-своему притягательная. Хотя людям, склонным к эпилепсии, в нее играть нельзя. Очень много вспышек на экране. Для многих игр на FDS (и пришедших на NES с FDS) такое характерно. Пришлось мне выставить в эмуляторе черно-белый режим, чтобы переливания цветов от взрывов бомб воспринимались терпимо. Хотя, тут, конечно, во многом индивидуальное восприятие. Но главное - предупредить.
Игрушка в 4 раза длиннее, чем SMB2 - каждый из уровней нужно проходить четыре раза, за каждого из четырех персонажей. Иначе концовку не дадут. То, что нет возможности разбегаться по зажатию кнопки атаки, поначалу непривычно, но это лишь дело времени.
Hidden gem года: Holy Umbrella - Dondera No Mubo (SNES).
Вот тоже нежданно-негаданно подкатила стоящая игра. Узнал о ней из одного отзыва. Сразу решил ознакомиться и не пожалел.
Несмотря на откровенную стебность и пародийность сюжета, это эксклюзивное для Японии творение ухитряется заинтересовать игрока и заставить проникнуться персонажами. С геймплеем все не так однозначно: пусть возможность выбора разных персонажей и влияет благотворно на игровой процесс, по отдельности эти персонажи ничего оригинального не представляют. Да и короткие секции уровней со стандартными врагами не очень-то впечатляют. Но все же самое лучшее в этой игрушке - сюжет, диалоги, персонажи и юмор. Ради этих прелестей игрушку уже можно рекомендовать всем.
Битэмапы года:
Ghost Chaser Densei (SNES).
Shin Nekketsu Kouha - Kunio-tachi no Banka (SNES).
Две игры жанра "избей их всех", абсолютно разные, но при этом непростые и очень увлекательные. GCD поражает ярким кричащим сеттингом, разнообразием и обилием приемов; SNK-KtnB - хулиганской бескомпромиссностью и размеренностью, с которой тебе приходится кулаками учить врагов покорности. Оба битэмапа впечатлили и очень понравились.
Парад японских эксклюзивов года:
Hamelin no Violin Hiki (SNES/SFC).
Popful Mail (SNES).
Kaiketsu Yanchamaru 2 - Karakuri Land (NES/FC).
Wai Wai World (NES/FC).
Wai Wai World 2 - SOS!! Paseri Jou (NES/FC).
GS Mikami - Joreishi ha Nice Body (SNES/SFC).
плюс условный эксклюзив -
Mad City (NES/FC) (американская Adventure of Bayou Billy как-никак несколько другая!)
Так сталось, что во второй половине года большинством пройденных игр стали вещи, выходившие только в Стране Восходящего Солнца. Туда же, кстати, можно отнести и два битэмапа, о которых говорилось выше. Большинство из них были с фанатскими переводами (а вот с игрой о самоуверенной красотке Миками тут не повезло - пришлось проходить с японским текстом. Впрочем, там сюжет не важен). Но главное, что все эти игрушки хороши.
Привет из 2021-го года:
Prince of Persia (Apple II).
Prince of Persia (PC-Engine CD).
Прошел в 2024-м еще для игры из знаменитой серии. Причем одна из этих двух игр - самый что ни на есть оригинал. Самый первый, исконный Принц Персии, вышедший на древнем компе Apple II. Играется он, как нетрудно понять, похуже DOS-овской версии. Но, на удивление, ничего особо ужасного в исконном Принце не обнаружено. Вполне себе проходим. Больше с эмуляцией Apple II пришлось помучиться, чем с игрой.
Ну, и вторая игра, на PC-Engine CD, это просто интересная вариация Персидского Принца, близкая к Сега-СД-шной. Надо сказать, что она очень красива графически. Как и игра на японском компьютере PC-99, на основе которой был создан этот PCE-CD-шный порт.
Сеговская классика года:
Landstalker - The Treasures of King Nole (SMD).
Light Crusader (SMD).
Наконец-то приобщился к золотым представителям жанра экшн-адвенчуры в библиотеке SMD. Что могу сказать? Да простят меня поклонники Сеги-Меги, но до шедевров в моих глазах не дотягивает ни та, ни другая игра. Нет, они отличны, даже великолепны. Но вот именно что не дотягивают, по мелочи. Landstalker хороша своими загадками и кинематографично поставленными сценами. Но вот сюжет ко второй половине игры провисает, а действие становится чересчур однообразным, что под конец игры начинает ощутимо напрягать. Light Crusader замечателен своими необычными задумками, но вот не все из них реализованы должным образом.
Если брать знакомые мне сеговские экшн-адвенчуры в целом, Beyond Oasis (пройденный мною в 2023-м году), показался круче и целостнее обеих вышеперечисленных игр.
Но, как бы то ни было, прохождение удалось. Обе игрушки, несомненно, замечательные.
Тактический боевик года:
Fortified Zone (GB.)
Ikari no Yōsai 2 (GB.) [a.k.a Fortified Zone 2]
Небезынтересные игрушки на портативном Геймбое. Исследуем военную базу, комнату за комнатой, зачищаем их, ищем выход. Не поражающие воображения, но при том качественные творения от фирмы Jaleko.
Нежданное прохождение года:
Jurassic Park (SNES).
Почему нежданное? Да думал, что оригинал этой игры мне никогда по-нормальному не пройти. Очень уж она запутанная и без возможности сохраняться. Потому намеревался просто пройти хак игрушки, к которому как раз сохранения и прикрутили. А к первоисточнику не прикасаться. Но вот как раз по знакомству с хаком понял, что оригинал не такой уж и неподъемный. Теперь, зная, что там делать и куда идти, могу пройти снесовский JP в любой момент. (При условии, конечно, что несколько свободных часов выдадутся).
Игра своеобразная и необычная. Два режима: хождение с видом сверху в открытом мире и коридорная 3D-стрелялка. К реализации обоих режимов (особенно трехмерного!), само собой, можно придраться по многим аспектам. Но, стоит чуть привыкнуть, и играется все неплохо. А об атмосфере парка с динозаврами не стоит и говорить.
Определенно, знакомство со снесовской частью удалось. Буду ли изучать другие игры по Юрскому Парку, покажет время.
Игра-развлечение года:
Yume Penguin Monogatari (NES/FC)
Забавная вещица с интересной задумкой и не менее интересными правилами. Играем за пингвина, любящего поесть, из-за чего имеющего проблемы с лишним весом. Подружку-пингвиниху толстый возлюбленный ни в коей мере не устраивает, и потому она грозится уйти к пингвину-злодею. Задача нашего героя - отстоять свою любовь. Здесь враги нас не бьют (как в других играх), а закармливают, дабы мы растолстели, огрузнели и не смогли пройти испытание. Ну, а наша задача - уворачиваться от летящей в нас жратвы и худеть как можно больше, ловя бутылки с содовой.
Игрушка несложная, забавная и очень позитивная. Потому неплохо, что именно она завершает 2024-й игровой год. Все-таки позитив - и есть то, что мы ждем от такого занятия, как прохождение видеоигр.
Худшая игра из пройденных в том году: Ninja-Kun: Ashura no Chou (NES/FC).
Корявая, бесчестно сдизайненная, беспощадная к игроку вещица. Пусть она принесла в общем и целом положительные эмоции, но лишь по принципу "так плохо, что даже хорошо". Трэш есть трэш.
Лучшая игра из пройденных в том году:
внезапно -
Legend of Zelda: Link's Awakening (GB').
Вымышленный мир, представленный в этой игре, вкупе с сюжетными идеями, заставил меня проникнуться им по-настоящему. Потому ничего не могу поделать, кроме как объявить эту портативную Зельду лучшей. Занятно, что LoZ:LA не относится к основным играм серии и делал ее не Сигеру Миямото. То есть игрушка занимает особое место в рамках серии о Зельде. Во всех смыслах этого слова.
На сем плавно завершаем отчет об играх, пройденных в 2024-м году. Не знаю, как пойдут дела, будет ли мне в 2025-м в принципе до игр. Но все же постараюсь не расставаться с этим славным и притягательным занятием окончательно. Всем удачи и успехов, игровых и жизненных!!!