Игры по фильму Hook (1991)
Надо лететь, драться и кукарекать
(старик Тутлс)
[Завязка] По сюжету книги Питер Пэн увлёк Венди с её братьев в страну Нетландию, где их ждало множество приключений, включая решающую битву с пиратами капитана Крюка. В фильме мы видим продолжение истории. Вечно юный Питер, прилетевший повидать Венди, застаёт её бабушкой и влюбляется в её внучку. Обжившись в реальном мире, он вырастает, находит работу, женится и у них появляются двое детей. Однако в один совсем не прекрасный день капитан Крюк похищает Джека и Мэгги, вызывая Питера на бой. Делать нечего - с помощью феи Динь-Динь наш герой попадает в Нетландию, где заново учится воображать, летать и шустро махать мечом.
Значимые персонажи
Питер Пэн - глава потерянных мальчиков в Нетландии. Одарённый богатым воображением и смелостью, игривый и вечно юный, он не желает взрослеть. Фамилия Pan и флейта отсылают нас к греческому богу лугов, лесов и пастухов Пану, сыну Гермеса. По сюжету фильма он всё же осел в реальном мире, обзавёлся семьёй и детишками, превратился в скучноватого мужчину средних лет.
Капитан Крюк - главный противник Питера Пэна. Зол, жесток и мрачен, в то же время смел, воспитан и изобретателен. Джеймс Крюк получил хорошее образование, стал капитаном корабля "Весёлый Роджер", прославился как пират. Держит себя в хорошей форме. После потери кисти в бою с Питером, заменил её железным протезом в виде крюка. Не имеет друзей, часто пребывает в подавленном состоянии духа.
Он возлежал на грубо сколоченной колеснице, которую везли пираты, а вместо правой кисти у него был железный крюк, и он то и дело подгонял им пиратов. Обращался он с ними, как с псами, и они подчинялись ему беспрекословно, как псы. Его смуглое лицо было смертельно бледно, волосы падали ему на плечи длинными локонами, на небольшом расстоянии походившими на чёрные витые свечи, что придавало грозный вид его прекрасному лицу. Глаза у него были нежно-голубые, как незабудки, в них светилась безграничная скорбь, и, лишь когда он ударял тебя своим крюком, в них вспыхивали вдруг две красные точки, озарявшие их свирепым пламенем. В манерах он всё ещё сохранил нечто величественное, так что даже когда он раскраивал тебе череп, то делал это не без достоинства, и говорят, что он славился как прекрасный рассказчик. Страшнее всего он бывал в те минуты, когда проявлял наибольшую учтивость, — это, вероятно, и есть знак настоящего воспитания; изящество речи, не изменявшее ему, даже когда он бранился, и благородство манер свидетельствовали о том, что он не ровня своим подчинённым. Обладая безграничной храбростью, он, по слухам, боялся только вида собственной крови — она была густой и весьма необычного цвета. В одежде он старался подражать стилю, связанному с именем Карла II, — когда-то в начале своей бурной карьеры он услышал, что про него говорили, будто он странным образом похож на злосчастных Стюартов; а во рту держал мундштук собственного изобретения, в который вкладывались одновременно две сигары. (Перевод Н. Демуровой)
Фея Динь-Динь (Tinkerbell) - лучшая подруга Питера Пэна. Благодаря её волшебному порошку он может летать. Любит чинить медные вещи. Добра, но под влиянием чувств может совершать импульсивные поступки. Её образ в мульфильме 1953 года напоминает Мэрилин Монро - блондинка с женственными формами. В фильме её играет более стройная актриса. На СНЕС выступает как поставщик волшебной пыльцы, на Денди же её функции более интересны - она даёт советы и может выбросить пирата за границу экрана!
Руфио - смелый индеец, выбранный потерянными мальчиками своим главарём после ухода Питера. В бродилках является первым боссом, который хочет проверить, действительно ли Питер - тот самый Питер Пэн. По сюжету фильма в конце получает смертельное ранение в битве с Крюком.
Глухая задница (Thud Butt) - темнокожий пухлый мальчик из команды Питера. Известен своей любовью к еде. На Денди он охраняет некоторые проходы, для прохода через которые надо принести ему сладостей. На СНЕС встречается уже на первом этапе, а на корабле пиратов он катится по наклонной, подобно бочке, раскидывая пиратов во все стороны. Назначается Питером новым главой мальчишек в конце фильма, перед окончательным отходом Пэна в реальный мир.
Любопытно, что в обеих играх прыжки имеют "лунную" физику - более протяжные и неспешные, как будто с меньшей силой притяжения. Вышли в 1992 году - первая в конце марта, вторая - в середине июля. DENDY / FAMICOM / NES
Жанр: бродилка на исследование (puzzle plaformer). Разработана британской компанией Painting By Numbers, образованной четыремя бывшими сотрудниками Gremlin Graphics: программистами Марком Роджерсом и Крисом Керри + художниками Стивом Керри и Джоном Бирдом. До этого они работали над Robocop 2 и Darkman, что можно заметить по насыщенным цветам. К третьей игре движок был доработан: прыжки стали удобными, а трудность - куда более дружелюбной. [Строение игры] Каждый этап представляет собой отдельный оазис для исследования. Нам надо обойти его полностью, собрав нужные предметы. Основной вид предметов нужен для выхода из уровня. В разных раундах это могут быть яблочки, мороженки, вишенки, пирожки и даже морские жемчужины! Приятная мелочь: если собираемые предметы съедобны, то каждый из них немного подлечивает. Кстати, уровней у нас целых 18 штук, против стандартных для того времени восьми. Причём не только сами уровни нелинейны: красивая карта позволяет нам выбрать путь.
[Ещё о предметах] Вспомогательные вещи помогают нам преодолевать препятствия. Шар позволит прыгать по волшебной пыли. Лампа (напёрсток) позволяет взять с собой фею, которая может атаковать врагов на удар+вверх, на манер доп. оружия в серии Castlevania. Ближе к концу появляются также факел и бочка с порохом... Знаю, о чём вы подумали, но Питер всегда был отчаянным парнем, сколько его помню. Как вы уже догадались, это взрывное сочетание позволит нам взлететь высоко вверх. Есть также временные ускорялки - бананы в лесных зонах и булькающая зелёная жидкость - в корабельных. Такую же функцию под водой выполняют наковальни: схватитесь за неё и сможете стремительно нырнуть вниз.
Наконец, третий вид вещей - уникальные - открывает нам новые пути на карте. Забавно, что если вы угадаете путь и сразу будете проходить этапы в верном порядке, то можете даже не понять, зачем нужны эти вещи, которые гордо показывают перед началом каждого уровня, после нахождения самого первого уникального предмета.
[Жизнь вокруг] Уровни дышат жизнью. Призраки в подземельях не просто летают, а трагично завывают. На уровне Nevertree орешки падают с веток и катятся по платформам, как и камни в других этапах. В игре большое количество нейтральных существ, которые делают локации живыми и запоминающимися. В лесах летают йоги с седыми бородами, по снегу разгуливают пингвинчики, под водой плавают рыбы и медузы, на корабле плывут по воздуху разноцветные попугаи... На корабельных раундах мы увидим полноценный эффект качки!
[Неочевидные особенности] Интересно, что в игре почти нет пропастей, а с ними и смертей с одного касания. Пока есть запас здоровья, почти всегда есть право на ошибку. Полезная особенность, о которой многие не догадываются: в режиме паузы можно нажать кнопку прыжка и камера выйдет за пределы нашей видимости, показав нам пространство вокруг. Таким образом можно осматриваться. Наверно, вам часто встречалась в восьмибитовых играх такая ситуация, когда стоит отойти от врага, и его пули уже куда-то чудесным образом пропадают. Тут же пули свободно летят через экраны, а когда их ускорение падает, пикируют вниз по мягкой округлой траектории.
[Природа] Одно из главных достоинств игры - необычное и красивое отображение природы. Великолепные огромные листья как будто сошли со страниц фантастической книги. А что со сменой времён года? Да, во многих играх встречаются зима и лето, но здесь есть и осень! Причём на одном из осенних этапов листья жёлтые, а на другом - оранжевые, уже начинающие наливаться багрянцем. От льда отсвечивает солнце, а вечером, на корабле пиратов, оно уже окрашивает облака в романтичный розовый цвет.
[Наставления феи] Иногда перед началом этапа наша верная подруга Динь-Динь рассказывает, что нас здесь ожидает и даёт полезные советы по игре. Внимательно читайте её наставления, это убережёт вас от многих непоняток. Благо, в 2016 году PSCD перевели американскую версию игры на русский язык и никакого языкового барьера более не существует. Мне всегда нравилось, как эта летающая прелестница дразнит нас, летая по экрану с текстом, не давая сходу его прочесть.
[Творческий подход] Интересно, что в игру введён необязательный элемент необычного поведения пиратов. Обычно они просто ходят взад-вперёд, но изредка могут начать лазать по лесенкам или, увидев, как мы поднимаемся, кинуть нам на голову увесистый камень. Даже экран поражения сделан творчески: Питера толкают по доске с корабля в воду, а при взятии продолжения нам помогает всплыть фея Динь-Динь.
[Боевая система и сражения] Пару слов о боевой системе. Поначалу она кажется дурацкой: чтобы кого-то ударить кинжалом, надо подойти к врагу почти вплотную. Однако вскоре понимаешь, что эта игра не про бои и победы над врагами. Почти любого соперника можно перепрыгнуть, а если попался доставучий - направить на него фею, которая быстро приведёт хулигана в чувство. Нашим кортиком тоже можно одолевать пиратов, если вы хотите дополнительного вызова, однако это замедлит темп прохождения.
[Главари и полёты] Раз уж заговорили про бои, стоит сказать и про боссов. Дело в том, что бои с ними проходят в режиме файтинга. Да, да, с крупными фигурами персонажей. И пусть главарей всего двое, битвы с ними запоминаются, благодаря необычному виду. Между некоторыми этапами нужно перелететь по воздуху, что тоже открывает нам новый вид и тип игрового процесса.
[Кислород и йети] Скажем о некоторых особенностях, которые могут ускользнуть от внимания тех, кто играет в первый раз. Занимаясь подводным плаванием, вы заметите, что кое-где на потолках есть что-то, похожее на гребень динозавра. Однако сделан он не только для красоты - оттуда можно пополнить запас кислорода. В снежных областях поначалу загадкой является снежный человек. Чтобы не портить удовольствие от прохождения, не буду писать, как уговорить его пропустить вас, но уверен, что вы и сами найдёте решение.
[Итоги] Игра - отличный представитель своего жанра. Она даёт нам богатое (18 этапов!) поле для исследования и возможность пораскинуть мозгами, не ставя особо заковыристых задач. И радуя чудными видами природы. Каждый раз, входя в этот мир, чувствую себя, как будто попал на каникулы на живописном острове.
[Game Boy - всегда с тобой] Кроме флагманской версии, были ещё 2 варианта - для Game Boy и Commodore 64. Версия для Коммодора показалась мне тем первым блином, который вышел комом. А вот вариант для малыша-игрунка получился очень достойным. Да, тут нет богатства и яркости цветов NES, зато боевая система стала куда лучше - теперь доставать врагов своим кинжалом стало проще. Удивительно, как на портативную систему смогли вместить все 18 уровней! Правда, из-за особенностей системы, обзор стал меньше и кое-где нам придут на помощь прыжки веры. В профильных эмуляторах, вроде BGB, можно выбрать фон удобного вам цвета.
SUPER NINTENDO
Жанр: бродилка (platformer). Разработана японской компанией Ukiyotei, основанной бывшим сотрудником Capcom Кенси Нарусе. Позже они создали игру Skyblazer, тоже для Super Nintendo. Можно заметить похожие анимации движений и смерти героя. Имя фирмы состоит из трёх иероглифов: "плавающий", "мир" и "беседка" (浮世亭). Европейская версия была переведена Lin на русский язык в 2008 году. [Времена года] Первый уровень встретит нас двумя новостями. Начнём с не очень хорошей. Пока вы не освоились с особенностями управления и появления врагов, этап будет казаться гораздо более трудным, чем он есть на самом деле. Вторая новость куда лучше - прямо во время прохождения этапа времена года будут сменять друг друга. Начало будет обыкновенным - лето, солнце, зелень. Но затем нас настигнет осень с листопадами, а потом и зима со снегом и льдом. Наконец, ближе ко встрече с первым главарём, мы попадём под весенний дождь из розовых лепестков.
[Основные механики] Каковы же особенности управления, с которыми надо осваиваться? Во-первых, это бег: зажмите кнопку атаки и Питер побежит. Во-вторых - полёт. Набравшись волшебной пыльцы у нашей феи, нажав кнопку прыжка в прыжке, мы сможем летать! Шкала лётной энергии расположена сверху. Имейте ввиду, что зажатие удара в полёте позволяет ускориться. Дистанция удара нашего клинка довольна большая, да и прыгает Питер высоко. А ежели прыгнуть с разбега, то и дальность прыжка вырастет. Собирайте зелёные листья, они позволяют увеличить линейку здоровья. На улучшение меча особо не рассчитывайте, его отбирают после первого полученного урона.
[Интересные главари] Так как игра - классический платформер, то и встреч с боссами будет много. Японцы подошли к созданию главарей творчески, битвы с каждым из них требуют своей стратегии. Мне первыми на ум приходит босс второго этапа: старик из дерева, из дупл которого вылезают боксёрские перчатки на пружинах. Похожий встречался в другой снесовской игре - Ardy Lightfoot. Запоминается и скелет с летающей головой из пещеры: мне он напомнил самурая из вторых "Черепашек". Важно правильно двигаться, иначе главарь сможет зажать в углу экрана.
[Природа] Чудеса первого этапа рассмотрены чуть выше, но и дальше художники не остановились на достигнутом. Предположим, прыгать по веткам деревьев для Питера вполне естественно, но потом мы видим огромный, на несколько экранов, живой, анимированный водопад! Какая же это красотища. В зимнем уровне идёт снег, по монитору летают снежинки разного размера. Во время битвы со вторым главарём с дерева падают орешки. А что нас ждёт в пещере! Питера преследует огонёк, освещая ему окружающее пространство. Нам надо одновременно избегать контакта с огнём и продвигаться дальше по уровню. Даже в лечилках явлено доброе отношение к природе. Если на Денди Пэн, нимало не смущаясь, лопает жареную курицу, то местный Питер пополняет здоровье исключительно вишенками и яблоками.
[Секрет каньона бабочек] На одном из уровней мы увидим живописные взгорья оранжево-коричневой гаммы. Там нам встретятся синие растения, которые пускают вверх бабочек. Почему-то не все догадываются, что получить урон можно только от бабочки, а когда она сверху, можно спокойно пройти через растение, не получая и не нанося вреда.
[Музыка] Музыка хороша, мне понравилась вот эта мелодия:
[Итоги] Hook с Super Nintendo - редкий пример хорошей игры по фильму. Она радует красивыми фонами, богатыми анимациями, необычными боссами и возможностью полетать по уровням. Не всем придётся по душе медлительность героя, когда он идёт обычным шагом, а не бежит. Крепкий проект.
[Краткое сравнение версий] Оригинальная версия с Super Nintendo - самая лучшая. В самой известной у нас вариации на Sega Mega Drive была урезана как цветовая палитра, так и некоторые анимации. Вариант вполне рабочий, просто если вы знакомы только с ним, то вы пока не получили полного представления о качестве игры и задумках авторов. Анимированный водопад, снегопад, смена времён года, светящиеся фосфором стены и так далее.
Если вы всё же захотите ознакомиться с игрой именно на Sega, советую версию с Sega CD: хоть графические урезания там сохранены, зато добавлена музыка в CD-качестве. Плюс к атмосферности.
Несколько слов о версии на Game Gear и Master System. Она была урезана ещё сильнее. Убраны 3 уровня и много видов врагов, графика и анимации упрощены, из врагов больше не падают призы. Между собой отличаются тем, что на портативке меньше обзор. Плюс этой вариации - арена битвы с Крюком стала шире и ему труднее зажать нас в углу.
Заключение
В конце фильма Питер говорит: "Жить будет ужасно большим приключением". Вдохновляет!
Как бы не были прекрасны фантазии, главное - это реальная жизнь.
Пусть она станет нашим приключением!
Однако тут есть одно если не "но", то "если". Чудаковатый старик Тутлс, чьи слова вынесены в эпиграф - потерянный мальчик, который когда-то вернулся в реальный мир, стал другом Венди и состарился. Когда Питер окончательно возвращается, он приносит потерянные Тутлсом мраморные шарики (его заветную мысль). После чего Тутлс отправляется назад, в Нетландию, чтобы жить и молодеть. Фея Динь-Динь в исполнении Disharmonica