Небольшое вступление
Было, было когда-то такое кино – Hook. Повествовало оно о взматеревшем вечном мальчике Питере, который по совместительству Пэн. Юный герой вырос и даже несколько постарел. Ему что-то около сорока лет, он обзавелся работой, женой, нервами, парой детей и ипотекой… Впрочем, в последнем – не уверен. Самое же главное – Питер полностью забыл о своем детстве и волшебной стране Неверленд. Он-то обо всем забыл, но кое-кто ничего не забыл… и не простил.
В одну не очень прекрасную ночь детей Питера таинственным образом похищают. Даже не спрашивайте, каким образом. При этом оставляя записку - мол, ребятишки очень ждут папу. И подпись – с любовью, капитан Крюк. Как видно, заслуженный капитан где-то разузнал поговорку о мести и холодных закусках. Правда, он не учел фактора амнезии Пэна. “Крюк? Да кто это вообще такой!” – приблизительно так отреагировал на оставленное послание “пожилой мальчик”. И не сдвинулись бы поиски пропавших ребят с мертвой точки, если б на контакт с Питером не вышла его старая знакомая – фея Тинкер Белл. Без лишних уговоров Тинкер похищает – силушка богатырская - уже самого Пэна.
Перетащив своего давнего товарища на территорию суверенного Неверленда, фея доставляет Питера прямо в логовище пиратов. Здесь же вскоре происходит столкновение бывшего вечного мальчика с действующим капитаном Крюком, неудачная попытка спасти детей и лишь стараниями Тинкер Питер сохраняет жизнь. Но капитан ставит ему условие – три дня для набора опыта, прокачки сил и возвращение способности к полетам. После чего Пен должен вернуться к пиратам и сразиться с Крюком.
Вот такая у этой истории завязка. Более о фильме мы говорить не станем – все же не на Кинопоиске находимся. Но кое-что я все же отмечу. Несмотря на то, что режиссером “Хука” выступал маэстро Спилберг, а актерский состав не подкачал – тут вам и Дастин Хоффман, и Робин Уильямс, и Джулия Робертс – фильм… Фильм получился достаточно средним. Этакое обычное, вполне стерильное кино для всей семьи. С некоторой уверенностью могу предположить, что в детстве эта картина вызвала бы у меня скуку, но не вызвала бы отвращение - как это было когда-то с приснопамятными Goonies (бррр).
Разумеется, кино получило свои игровые адаптации. Конкретно сейчас нас более всего интересуют версии, выходившие для NES и Game Boy. Они достаточно сходны меж собой, но вместе с тем обладают и некоторыми отличиями, о которых мы поговорим чуть ниже. Разрабатывала эти игры знаменитая в свое время британская компания Ocean Software – не зря же их агенты постоянно рыскали по Голливуду в поисках очередной кинолицензии.
Ocean… Уже одно лишь это название должно заставить увлажниться не знающие слез глаза бывалых спектрумистов! Действительно, на ZX Spectrum эта компания в ответе за столь знаковые проекты, как RoboCop, Chase HQ и Target: Renegade… Надо отметить, что в большинстве своем океановцы занимались играми по лицензии и различными аркадными конверсиями для Спектрума. Да, этот компьютер стал их вотчиной и именно восьмидесятые годы можно назвать золотой эпохой Ocean Software. В то же время, это наложило определенный отпечаток на их дальнейшие работы для игровых консолей. А хорошо это или нет – это уже совершенно отдельная тема.Hook (NES)
Игра для NES встречает красочным титульником со злобной физиономией Крюка и снующей по экрану Тинк. На выбор нам предлагается: начать игру, воспользоваться продолжением, посмотреть лучшие результаты по очкам, отключить звук и выбрать количество игроков. Сразу отмечу, что продолжить игру можно лишь в случае непредвиденной смерти героя – никакой системы паролей не предусмотрено, зато количество континью, судя по всему, не ограниченно. Пункт же с выбором числа игроков не представляет особой ценности, поскольку совместное прохождение отсутствует как таковое – играть можно лишь по очереди.
После начала игры на экран выбрасывают сообщение с нашей основной целью – дойти до корабля капитана Крюка и спасти похищенных детей. Здесь же можно лицезреть грубый дизайнерский недочет – большой спрайт летающей из стороны в сторону феи перекрывает собой чуть ли не половину текста…Далее мы попадаем на большую карту, где нам представляется ограниченная возможность выбора этапа. Выберем, пожалуй, Пиратский Лес (Pirate Forest) и на его примере ознакомимся с основами здешнего игрового процесса.
Обратим внимание, что весь “интерфейс” игры расположен в верхнем левом углу экрана. Там можно лицезреть лайфбар, очки, число необходимых для завершения уровня предметов и прочую информацию. Единовременно мы можем увидеть лишь один из показателей – они будут циклически чередоваться друг за другом.
Итак, мы попадаем на довольно обширный, но вместе с тем и достаточно компактный уровень, расположенный на ветвях огромного дерева. Тут и там снуют назойливые пиратики, откуда-то из листвы выползают змеи, а висящие на ветках обезьяны так и норовят бросить под ноги герою банановую кожуру… Стоп!.. Бананы?! Откуда вообще здесь взялись бананы?! Э, не берите в голову… Сразу отметим, что на уровне играет мелодия с титульного экрана. Скажу по секрету, услышите вы ее еще не один раз, но об этом чуть позже…
Основной нашей целью на этом уровне станет сбор вишни (и, заметьте, без всяких ограничений по времени). Да, Питер не сможет попасть на следующий этап, пока не соберет определенное количество ягод. Как это связано с его похищенными детьми и крюкастым капитаном особо не поясняется, но раз именно этого требует от нас игра, не станем задавать лишних вопросов. Вишни разбросаны по всему уровню, то бишь игровой процесс подразумевает не просто линейное прохождение из точки А в точку B, но напротив, поощряет тщательные исследование. Заметьте, что контрольные точки как таковые отсутствуют и если Питер потеряет жизнь, прогресс на уровне сбрасывается и приходится все собирать заново. После сбора всех вишен отправляемся на выход - к месту с буквой “E”. Достаточно стандартная система для платформера европейской школы.
Помимо необходимой для прохождения вишни мы также найдем и другие полезности:Мраморные шарики: Питер сможет прыгать по “эльфийской пыли”, тем самым получая возможность добраться до недоступных ранее мест – либо же кое-где срезать путь. Каждый прыжок отнимает один шарик.
Пища: Тарелки с непонятного вида едой позволяют восполнить здоровье.
Наперстки: Необходимы для выполнения “самонаводящейся” атаки Тинкер Белл. Но для этого сперва необходимо найти саму фею.
Тинкер Белл: Фея летает в определенном месте на каждом уровне. Если в распоряжении Питера не окажется хотя бы одного наперстка, она не последует за ним.
В дальнейшем вам также встретятся и такие предметы:
Торты\Персики\Жемчуг\Эскимо\Монеты: то же самое, что и вишня – предметы, необходимые для завершения уровня.
Металлоискатель: Встречается только в пещерах. С помощью металлоискателя можно находить скрытые под землей сокровища.
Сундуки с сокровищами: Прибавляют определенное количество очков.
Баскетбольные мячи: Можно забросить в корзину и опять же заработать очки. Можно найти лишь на уровне “Never-tree”.
Говоря между нами, реального толку от трех последних предметов нет. Очки не прибавляют вам жизни, не увеличивают энергию – они просто позволяют попасть в таблицу рекордов. Имеет ли это какой-то смысл? Не уверен, разве что способствует раздуванию щек. К тому же, предмет “металлоискатель” автоматически лишает вас оружия. Так что помните, жадность – это большой порок.Наш Питер, пусть уже и не мальчик, но способен хорошо прыгать, шустро бегать и размахивать кинжалом... Размахивать кинжалом, хех. Конечно, кинжалом он размахивать может, правда толку от этого чуть меньше нуля - то ли бьет Пэн на пиксель от себя, то ли хит детекшен кривой, то ли хитбоксы врагов какие-то “плавающие”, но попасть хоть по кому-то становится задачей нетривиальной. Нужно сразу понять, что атаковать противников можно лишь в лоб, да и в таком случае не существует стопроцентной гарантии, что удар попадет в цель. В спину же вовсе бить бессмысленно – даже подходя впритык, Питер умудряется виртуозно мазать. Да и в целом, борьба с недругами превращается в мартышкин труд, когда осознаешь, что все враги здесь имеют свойство респауниться. Благо, большую часть противников всегда можно обойти или перепрыгнуть.
В плане управляемости все тоже не слишком гладко – в игре ощущается слегка “скользкая”, “ледяная” физика. Почти всегда Питер движется с небольшой инерцией и, останавливаясь, продвигается на несколько пикселей вперед. К этому привыкаешь буквально за два-три уровня, но поначалу некоторые проблемы с платформингом гарантированны.
Помимо традиционных платформенных уровней встретятся и подводные. Здесь нам предстоит, как Экко-дельфину, плавать по всяким пещеркам, исследовать дно со следами давних кораблекрушений и собирать находящиеся внутри огромных устриц жемчужины. Под водой Пэн полностью теряет возможность атаковать, да и помощи Тинкер Белл лишается… Но лично я считаю подводные стадии весьма легкими. Дело в том, что на этих уровнях наша линейка жизни превращается и в линейку воздуха. То есть, пополняя запас кислорода, мы вместе с тем восстанавливаем и здоровье. Восстанавливать же наш запас можно как у поверхности воды, так и в многочисленных “воздушных карманах”. Также на подводных уровнях слегка меняется общая схема прохождения – после сбора всех жемчужин мы не ищем точку выхода, а просто всплываем к поверхности.
Это были, если можно так выразиться, два типа “полноценных”, наиболее проработанных в плане игрового процесса уровней. Но Питера (и нас вместе с ним), ожидает и кое-что еще.
В первую очередь – полеты. Перспектива на этих уровнях сменяется с сайд-скроллерной на вид позади, а задача упрощается, ведь собирательством здесь заниматься не нужно. Необходимо всего лишь избегать грозовых облачков и ракет на воздушных шариках. Можно также постараться ловить монетки и мраморные шарики, но это - по желанию. Я проходил эти эпизоды без сбора чего бы то ни было, просто летая внизу экрана и изредка уклоняясь от немногочисленных препятствий.
Наиболее же редкий в “Крюке” тип уровней – поединки. Всего нас ждет два таких эпизода и, как легко догадаться, являются они битвами с боссами. В первом бою предстоит сразиться с Руфио, предводителем “потерянных мальчишек”, ну а второй ожидает в финале, уже с самим Крюком. Все это представляет собой крайне примитивный файтинг. Питер владеет парой ударов и блоком (комбинируя кнопку удара и направления на крестовине), но вот в прыжке бить он не способен. Не способен герой и автоматически поворачиваться в сторону соперника, что изначально сбило меня с толку. На самом деле, разворот реализован весьма специфическим образом – нужно слегка подпрыгнуть на месте - тогда герой сможет повернуться в противоположную сторону. Ну разве не гениально?!
Если же серьезно, то поединки выполнены до того криво, что портят своим присутствием всю игру. При этом сложностью особой они не обладают – в битве с Крюком я, забившись в угол, попросту отсиживался в блоке, атакуя Капитана лишь тогда, когда тот вплотную приближался к герою. Интересно ли это было? Нет, скорее скучно и монотонно.
Что ж, из такой вот разномастной комбинации и соткана вся игра. В плане левел-дизайна можно похвалить стандартные платформерные стадии, хотя на протяжении игры попадутся места (на уровне Nevertree, к примеру), где, в случае потери всех мраморных шариков, Питер не сможет пропрыгать по “эльфийской пыли” и уровень предстоит начинать заново. В остальном же, если свыкнуться с управлением, процесс исследования уровней можно назвать довольно занятным.
Водные уровни уже хуже, ведь благодаря неограниченной возможности пополнять здоровье, они не несут в себе никакого челленджа. Бросить вызов сможет лишь неуклюжее плаванье Питера. Но хуже всего, разумеется, полеты (абсолютно бессмысленны) и поединки (криво исполнены).
В целом, вышла игра достаточно длинной, что-то около восемнадцати этапов – считая два боя с боссами и не учитывая полеты. Печально, но при всей своей продолжительности она не может похвастаться разнообразием локаций… Что, в свою очередь, подводит нас к разговору о графике.
Доводилось мне читать, что некоторые игроки считают “Хука” одной из красивейших игр для NES. Впервые взглянув на игру, мне показалось, что сторонники теории об “одной из красивейших игр” – люди, обладающие хорошим чувством юмора. Со второго, третьего и даже четвертого взгляда уверенность в посетившей меня мысли укрепилась. Как в техническом, так и в художественном плане это – абсолютный середнячок без особых достоинств.
В первую очередь – в игре отсутствует визуальное разнообразие. К примеру, локации типа “Лес” и “Лагуна” мало чем отличаются друг от друга. И тут, и там основой бекграунда служат деревья с огромными листьями, разве что цвета разнятся. К тому же, помимо этих листьев каких-то иных элементов заднего фона не наблюдается – просто голая заливка. Пещеры выглядят лучше, здесь хотя бы не поленились нарисовать нормальные задники. Еще, пожалуй, отмечу финальные пиратские поселения… хотя на последнем платформерном уровне несколько кислотная палитра вынуждает глаза смотреть внутрь черепа. И опять – все однородные локации не обладают индивидуальными элементами графики и жутко похожи друг на друга.
Хуже всего опять же представлены полеты. Ощущение движения в этих эпизодах отсутствует напрочь, ведь разрабы поленились создать хоть какую-то анимацию, пусть даже условные полосочки внизу экрана, олицетворяющие продвижение вперед.
Но все это представляется незначительным после того, когда мы всмотримся в спрайты персонажей. Мать моя, кем мы управляем! Помесь лепрекона с Сэмуайзом Гэмджи – это и есть Питер Пэн! Странное создание с кожей столь бледной, что походит она своим цветом на рыбье брюхо… И ладно бы Питер просто плохо выглядел, так еще и анимирован он отвратительно - буквально пара кадров на ходьбу и еще несколько простых движений. При этом сам спрайт достаточно крупный для NES, а потому и изъяны его еще больше бросаются в глаза. Враги тоже страдают скудностью анимаций (а иногда и отсутствием таковой), но выглядят чуть лучше Питера – просто карикатурные людишки.
Ладно, умерю свое негодование по поводу графики и перескочу на музыку. Музыка… в целом неплоха. Мне особенно запомнилась “пиратская” тема титульника/”лесных” уровней. Звучание композиций сильно отдает спектрумовщиной (с обязательным треньканьем и бульканьем), но, учитывая любовь создателей игры к этим доисторическим компьютерам, удивительного тут ничего нет. Огорчает небольшой набор композиций. В игре всего девять треков, из них основных, что будут звучать во время прохождения – четыре (пять, учитывая поединки). Так что по завершению игры местный саундтрек успеет порядком надоесть.
И еще… Как часто случалось у Ocean, концовка игры полностью слита. Нам демонстрируют несколько строчек текста на стандартном экране с Тинкер Белл… и все. Печально, учитывая тот факт, что экран с Game Over вышел на загляденье. Нам не просто показывают надпись “Игра Окончена”, но идет целая сценка, где Хук сбрасывает Питера со своего корабля в море.
И вот мы как бы подходим к подведению итогов… но давайте чуточку повременим и ненадолго перейдем к “Игровому Мальчику”.
Hook (GB)
Вроде бы вышли игры в один месяц, и на первый взгляд схожи они, как близнецы… При этом ощущается ГБ’шный “Крюк” как исправленная и доработанная версия с более старшей платформы. Не во всем, конечно, но некоторые аспекты геймплея реализованы здесь на порядок лучше. Так что давайте начнем с положительного.
В первую очередь, визуальная составляющая и левел-дизайн не претерпели особых изменений. Уровни не подверглись упрощению, а графика потеряла лишь цветность. Разве что заставка, карта и некоторые спрайты были перерисованы, в остальном же для портативки игра смотрится весьма недурственно. Пока запишем это в плюс, хотя здесь же, как вы уже могли догадаться, кроется и основной минус (но об этом чуть позже).
К положительным изменениям можно отнести игровой интерфейс – теперь для него выделено отдельное пространство внизу экрана, где разом отображается информация по всем собранным предметам и лайфбар. Не в пример более удачное решение, нежели то, что присутствовало в NES-версии.
“Скользкая” физика никуда не исчезла, но (аллилуйя!) Питер наконец-то научился кое-как размахивать своим кинжальчиком. Нет, не думайте что “боевка” стала нормальной или что-то вроде того – просто теперь по врагу проходит чуть ли не каждый второй удар! Появилась даже возможность бить противника в спину!
В лучшую сторону изменились и полеты. Если на NES они не бросали никакого вызова, то здесь так просто летать вам никто не даст. Теперь вы просто не достигните конца летного эпизода, если не станете собирать мраморные шарики. В конечном результате, такое нехитрое усложнение делает полеты гораздо более динамичным и интересным мероприятием.
Эх, что-то я все хвалю да хвалю эту версию, а пора ведь упомянуть о недостатке, способном значительно ухудшить представление об игре. Вы ведь помните, что, в сравнении со своим аналогом для NES, геймбоевский “Хук” имеет мало изменений? Собственно, в этом и состоит основная проблема – его нормально не переделали под разрешение портативки! Из-за чего сильно пострадала платформерная часть – из-за крайне ограниченного поля видимости мы зачастую не сможем понять, куда прыгаем!
Получается прескверная ситуация – вроде мы имеем массу улучшений, но все ломается об один просчет, одну крайне глупую недоработку! И тем не менее…
*****
Тем не менее, к прохождению – если вы заинтересуетесь игрой - я порекомендовал бы именно версию с Game Boy. Да, малый обзор доставляет много хлопот, но, в остальном, как уже было сказано выше, игра явно выигрывает у NES’овского “Крюка”.
Кстати, а стоит ли его вообще проходить? Я бы так ответил на этот вопрос – исключительно по желанию. Если нравятся запутанный платформеры в этаком “компьютерном” духе, с блужданиями, поиском секретов и разнообразным геймплеем – почему бы и не пройти? Ко всему прочему, в отличие от подавляющей части игрушек от Ocean, в Hook вполне умеренная, даже невысокая сложность.
С другой стороны, если вас от “европейского” типа платформеров воротит – можете смело пропускать. Все ж игра пусть и неплоха, но никакой культурной, исторической и уж тем более художественной ценности не представляет.